Найти в Дзене
С Богом по жизни

“Не судите”

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7:1, 2). Одна из нелегких задач в жизни христианина — это умение ладить с окружающими. Иисус понимал это и потому в Нагорной проповеди много внимания уделил человеческим взаимоотношениям. Он велел нам быть милостивыми к другим (Мф. 5:7) и миротворцами (Мф. 5:9). Он призвал каждого слушателя оказывать на других доброе влияние (Мф. 5:13-16). Он сказал, что мы не должны сердиться на брата, но помириться с ним (Мф. 5:21-26). Христос даже указал, как мы должны относиться к тем, кто пытается причинить нам зло (то есть к нашим врагам) (Мф. 5:38-48). Сейчас перед нами Мф. 7:1-12. Эти двенадцать стихов много говорят о том, как жить в мире с другими. Нагорная проповедь подобна лучу прожектора, освещающего нашу жизнь и выявляющего наши слабости. Когда я направлю луч Божьего Слова на вас, то вам, возможно, придется пережить несколько неприятных моментов. Имейте в в
Оглавление
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7:1, 2).

Одна из нелегких задач в жизни христианина — это умение ладить с окружающими. Иисус понимал это и потому в Нагорной проповеди много внимания уделил человеческим взаимоотношениям. Он велел нам быть милостивыми к другим (Мф. 5:7) и миротворцами (Мф. 5:9). Он призвал каждого слушателя оказывать на других доброе влияние (Мф. 5:13-16). Он сказал, что мы не должны сердиться на брата, но помириться с ним (Мф. 5:21-26). Христос даже указал, как мы должны относиться к тем, кто пытается причинить нам зло (то есть к нашим врагам) (Мф. 5:38-48). Сейчас перед нами Мф. 7:1-12. Эти двенадцать стихов много говорят о том, как жить в мире с другими.

Нагорная проповедь подобна лучу прожектора, освещающего нашу жизнь и выявляющего наши слабости. Когда я направлю луч Божьего Слова на вас, то вам, возможно, придется пережить несколько неприятных моментов. Имейте в виду, что я работал над этими проповедями не один час, разбирал текст, читал и перечитывал его в разных переводах. Я прочел, отметил и вновь просмотрел более трехсот страниц комментариев. Все это время тот луч был направлен на меня, высвечивая мои недостатки. Я иногда плохо думаю о людях, а именно об этом говорит данный отрывок. Вам, возможно, придется испытать минутную неловкость, но будьте уверены, что я не один час провел под интенсивным лучом нашего текста.

Перед тем как приступить к подробному изучению стихов 1-12, наверное, стоит сначала объяснить, почему в свои проповеди я включаю весь отрывок о том, как жить в ладу с другими людьми. Более или менее очевидно, что стихи 1-6 посвящены взаимоотношениям, так как в них идет речь о недоброжелательной критике других и о том, чтобы мы не бросали псам ничего, что свято. Далее, в стихах 7-11, Иисус учит о молитве и ее действенности. Может показаться, что Он оставил тему взаимоотношений, если бы не стих 12, который начинается со слова “итак”, после чего идет окончательное наставление, как жить в согласии с другими, — “золотое правило”. Слово “итак” указывает на то, что Иисус подводит итог теме, завершая ее. Отсюда следует, что стихи 7-11 каким-то образом связаны со всей темой. Поэтому мы и включим стихи 1-12 в нашу тему о том, как ладить с окружающими.

Из нашего текста я извлеку шесть истин, шесть правил о том, как избегать ссор с другими людьми. В этой проповеди мы рассмотрим только первое из них — и только два стиха. Остальные пять истин мы рассмотрим в следующий раз.

ЧТО ИИСУС ЗАПОВЕДАЛ (ст. 1)

Если мы хотим жить в мире с другими, то, как сказал Иисус, прежде всего мы должны перестать осуждать людей. Этот отрывок начинается так: “Не судите, да не судимы будете” (ст. 1). В оригинале употребленная форма указывает на то, что слушателям Иисуса нужно именно перестать судить других. Чарльз Уильямс переводит этот стих так: “Прекратите критиковать других”.

Сразу бросается в глаза, что раздел о взаимоотношениях, раздел, который заканчивается прекрасным золотым правилом, начинается с отрицания. Иисус мог начать так по ряду причин.

Удовлетворение всеобщей нужды

Возможно, Христос начал с предупреждения не судить, потому что все Его слушатели нуждались в таком наставлении — потому что мы нуждаемся в таком наставлении. Наверное, ни у кого из нас и дня не проходит без того, чтобы мы не нарушили заповедь Иисуса, изложенную в Мф. 7:1. Ничто так быстро не разрушает взаимоотношения людей, как несоблюдение одной этой заповеди.

Удаление дурного влияния

Другая возможная причина, по которой Иисус начал с темы осуждения других, заключается в том, что Он никогда не забывал о книжниках и фарисеях. Они уже следовали за Ним всюду, куда бы Он ни шел, пытаясь подловить Его на каком-либо промахе, чтобы потом обвинить (Лк. 6:1-7). Враги (среди которых были и фарисеи) уже строили планы убить Его (Ин. 5:18).

Поэтому в Нагорной проповеди Иисус много раз прямо или косвенно ссылается на них. В 5:20 Он говорит: “Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное”. Во второй половине главы 5 Христос противопоставляет Свое учение сложившимся в связи с законом традициям; хранителями этих традиций были фарисеи. В первой половине главы 6 Иисус говорит о лицемерах, которые трубят в трубы, когда подают милостыню, с бесконечными повторениями молятся на углах улиц и хотят, чтобы все знали, когда они постятся. Во всем этом нетрудно было узнать фарисеев.

Книжникам и фарисеям было свойственно судить в том духе, который так обличал Иисус. Они осуждали целые слои общества: мытарей (Лк. 18:9-14), самарян и язычников. А самих себя они считали выше всех и каждого. На других они смотрели сверху вниз, не испытывая к ним ни малейшего сострадания. Если мы хотим жить в ладу с другими, наша праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев (Мф. 5:20).

Устранение негативного аспекта

Не исключено также, что Иисус начал именно так из желания вначале устранить негативный аспект взаимоотношений, а уж потом перейти к аспекту позитивному. Прежде чем сажать цветы, вначале мы иногда должны вырвать сорняки.

Какой бы ни была причина, Христос начал так: “Не судите, да не судимы будете”.

ЧТО ИИСУС НЕ ИМЕЛ В ВИДУ (ст. 1)

Живущие мирскими заботами и плохо знакомые с Библией все же знают несколько отрывков из нее, и это как раз один из них.

В своей жизни мне чаще всего приходилось слышать эти слова из уст виновных или тех, кто им сочувствовал: “Не судите, да не судимы будете”. Такие люди истолковывают эту фразу таким образом, что якобы никогда нельзя говорить, что кто-то неправ или что суровые последствия ожидают грешника, который не хочет покаяться и изменить свою жизнь. Но разве этому учил Иисус?

Прежде чем говорить о том, что означает слово “судить” в Мф. 7:1, позвольте отметить, что оно не означает.

Не отмена гражданского суда

Так как Библия не противоречит себе, то слова Иисуса не означают, что мы должны упразднить гражданский суд (то есть приговор преступнику по суду той или иной страны). Бог дал гражданскому правительству право судить (см. 1 Пет. 2:13, 14; Тит. 3:1; Рим. 13:1).

Не упразднение церковной дисциплины

Некоторые могут ответить: “Конечно, этот стих не имеет никакого отношения к гражданскому суду. Он запрещает общине и ее старейшинам осуждать кого-либо из ее членов, говоря, что они неправы и должны быть наказаны!” Так рассуждают не только те, кто вне церкви, но также и некоторые ее члены. Старейшина одной общины как-то сказал мне: “Там, где я служу старейшиной, мы никогда никого не лишаем нашего общения. Ведь недаром Иисус говорил: «Не судите, да не судимы будете»”.

Повторяю, Библия не противоречит сама себе. Поэтому Мф. 7:1 не учит, что мы вообще не должны прибегать к церковному наказанию. Иисус, который сказал “не судите”, также учит нас практиковать церковное наказание (Мф. 18:15-17). Когда Иисус послал Святого Духа наставить апостолов на всякую истину (Ин. 16:13), Тот вдохновил Павла и других написать яркие, убедительные слова о необходимости церковной дисциплины (1 Кор. 5:5, 9; 2 Фес. 3:6, 14, 15; Тит. 3:9-11).

Не запрещение индивидуального осуждения

Другой может возразить: “Ладно, пусть этот стих не о церковной дисциплине, но уж он наверняка учит, что каждый из нас, христиан, в отдельности не имеет права говорить, что кто-то другой неправ в плане морали или учения”.

И вновь я должен подчеркнуть, что Библия не противоречит сама себе. А если так, то Мф. 7:1 не учит, что мы никогда не должны высказывать критические суждения о других людях. Скоро мы будем изучать ст. 6, в котором сказано: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями...” Мы не сможем исполнить эту заповедь, не рассудив, кто “псы” и кто “свиньи”. Мф. 7:15-20 предостерегает против лжепророков и говорит, что узнать их можно по “плодам” их трудов: “По плодам их узнаете их” (ст. 16). Проповедники иногда говорят: “Мы не судим; мы инспектируем плоды”. Возможно, в будущем мы рассмотрим много других стихов, из которых видно, что от нас постоянно требуется умение судить о людях (1 Ин. 4:1; Рим. 16:17; Гал. 1:8, 9; Фил. 3:2).

ЧТО ИИСУС ИМЕЛ В ВИДУ (ст. 1)

Определив, что слово “судить” в нашем тексте не означает, мы теперь должны ответить на вопрос, что же оно означает.

Словом “судить” переведено греческое слово крино, от которого произошло наше “критиковать”. Обычно слово “критиковать” мы воспринимаем в негативном смысле — указывать на недостатки в другом человеке; но “критиковать” просто означает “оценивать”. Такая оценка может быть негативной или позитивной, плохой или хорошей, деструктивной или конструктивной. Иисус Сам говорил одной группе Своих слушателей: “Судите судом праведным” (Ин. 7:24). Значит, Мф. 7:1 не является универсальным повелением никого не судить. Способность критической оценки, которую Бог заложил в нас, — одна из многих особенностей, отличающих нас от животных: мы способны взвешивать свидетельства; мы способны оценивать; мы способны выносить суждения.

Тем не менее слова Иисуса учат, что есть суждение определенного типа, которого мы должны избегать. Я, конечно, не исчерпаю всей темы, но позвольте мне назвать несколько аспектов суждения, которое Иисус отвергает. (Вот где тот смущающий луч света, о котором мы говорили ранее, высветит наше сердце и нашу жизнь).

Пристрастное суждение

Наиболее распространенный недостаток — это когда мы позволяем нашему воспитанию, предубеждениям и предпочтениям влиять на наше суждение. Избежать этого трудно. Рассказывают, что древние греки иногда проводили важные судебные разбирательства в темноте, чтобы на них ничто, кроме фактов, не влияло. Социологи говорят, что первая причина, почему многие люди склонны судить других, состоит в том, что они страдают “низкой самооценкой”. Когда у человека низкая самооценка, он может либо превозносить себя, либо принижать других — и для многих последнее оказывается легче.

Некомпетентное суждение

Мы часто судим поспешно, не имея всех фактов или не зная всех обстоятельств. (Некоторые из нас могут из полдюжины кирпичей обстоятельств выстроить целый дом обвинения). Мы можем не располагать полной информацией о том, что в действительности произошло. Мы можем не понимать, что предшествовало поступку осуждаемого, или его мотивов. Мы можем не знать, было то правилом или исключением в его жизни. Когда Иисус велел людям “судить судом праведным”, то перед этим Он сказал: “Не судите по наружности” (Ин. 7:24).

Недопустимое суждение

Слишком часто, высказывая суждение о человеке, мы пытаемся дать свою оценку его мотивам. Поскольку мы не Иисус, который “знал, что в человеке” (Ин. 2:25), то мы никак не можем быть уверенными в том, что знаем мотивы другого человека. Можно сказать: “Он сделал то или это”, — но нельзя уверенно говорить: “Он сделал то или это, потому что...” Павел спрашивал: “Ибо кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?” (1 Кор. 2:11). И все же мы то и дело слышим: “Она думает, что она такая умная!”; “Он уверен, что он что-то из себя представляет!” Как часто мы судим побудительные мотивы других!

Недоброжелательное суждение

Иисус также резко осуждал тех, кто поступки других представляет в наихудшем, а не в наилучшем свете. Это правда, что человека мы можем узнать по его поступкам, но зачастую его действия можно охарактеризовать, по меньшей мере, с двух позиций: положительно или отрицательно. Как мы в таком случае обычно истолковываем поступок человека?

Ядовитое суждение

В результате только что перечисленного мы порой высказываем ядовитые, желчные и чрезмерно критичные суждения — вместо того чтобы сгладить их милостью и любовью. Петр сказал: “Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов” (1 Пет. 4:8).

Умение ладить с другими — это в большой степени вопрос духа. С одной стороны, в нас присутствует любящий и сочувствующий дух, который верит в лучшее, старается поднять и помочь. С другой же, с ним уживается дух ядовитый, недоброжелательный, критикующий, который радуется, видя, как кто-то “получает по заслугам”.

ЧТО ИИСУС ОБЕЩАЛ (ст. 1, 2)

Помня обо всем этом, давайте рассмотрим оставшуюся часть нашего текста: окончание стиха 1 и стих 2.

Нужно милосердие

Сказав “Не судите”, Иисус добавил: “да не судимы будете” (ст. 1). Затем в стихе 2 Он развивает эту мысль: “Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить”. В какой-то степени этот принцип справедлив даже в нынешнем мире. Жизнь — это зеркало; в основном к нам относятся так же, как мы относимся к другим. Может быть, именно эта мысль подчеркивается в этой части проповеди в повествовании Луки:

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерой доброй, утрясенной, нагнетенной и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам» (Лк. 6:37, 38).

Живая Библия (англ.) так перефразирует Лк. 6:37: “Будьте снисходительны к другим, и тогда они будут снисходительны к вам”.

В контексте, однако, Иисус говорит конкретно о Божьем суде. Неотъемлемый принцип мироздания таков, что рано или поздно мы пожинаем то, что сеем (Гал. 6:7). Амана повесили на виселице, которую он приготовил для Мардохея (Есф. 7). Еккл. 10:8 говорит, что “кто копает яму, тот упадет в нее”. Мф. 7:1, 2 особенно применимо к Божьему вечному суду (см. 7:21-27). Придет время, и каждый из нас предстанет пред Господом и “за себя даст отчет Богу” (Рим. 14:12). В конце концов все решит Последний суд.

Представьте себя перед великим белым престолом (Отк. 20:11), где вас судят так, как вы судили других, меряют той мерой, которой вы мерили других. Если бы вас судили именно так, куда бы вы пошли, направо или налево (Мф. 25:31-33)? Вдумайтесь в эти леденящие кровь слова из книги Иакова: “Ибо суд без милости не оказавшему милости” (2:13).

Нужен здравый смысл

Здесь я, наверное, прервусь, чтобы сказать, что для верного понимания наставлений в Мф. 7:1-12 нужно руководствоваться здравым смыслом. В стихах 1 и 2 Иисус не говорит, что небесный суд будет исходить из единственного фактора: судили мы других или нет. Он не учит, что если мы будем думать, что все вокруг молодцы независимо от того, как они живут, то и Бог признает наше духовное состояние угодным. Даже если бы у нас была только Нагорная проповедь, и то мы бы согласились, что такое толкование 7:1, 2 далеко от истины: в конце проповеди Иисус говорит, что всякий, кто слушает Его слова и исполняет их (не пренебрегая ни одним из них), подобен мудрецу, который построил свой дом на камне (7:24, 25).

Нужно смирение

В первых двух стихах главы 7 Иисус подчеркивает, что, хотя нам и приходится постоянно судить — чтобы защитить себя и помочь другим, — мы должны понимать, что мы не Бог. Павел утверждал то же самое:

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает...» (Рим. 14:4).
«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы... я и сам не сужу о себе... Судья же мне — Господь. Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:3-5).

Джон Стотт пишет: “Иисус призывает нас не перестать быть людьми (отвергнув способность критически оценивать, которая отличает нас от животных), а отказаться от высокомерного желания быть Богом (выставляя себя судьями)”.

Так как мы не Бог, то, естественно, наши суждения будут с погрешностями. Общаясь с другими, мы должны помнить о том, что, в конце концов, и мы и они предстанем пред Богом — и только Бог вынесет окончательный приговор. А поэтому будем милостивы, добры и терпеливы по отношению к другим!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иисус хотел, чтобы из Мф. 7:1-12 мы прежде всего поняли, что если мы хотим ладить с людьми, то должны перестать судить их. Скоро мы извлечем еще пять правил. Если мы хотим ладить с окружающими, то...

• прежде всего должны сделать необходимые изменения в собственной жизни (ст. 3-5).

• должны помогать другим в духе смирения и сочувствия (ст. 5).

• должны научиться разбираться в различиях и преодолевать трудности (ст. 6).

• должны быть полны решимости полагаться на Бога (ст. 7-11).

• должны жить в соответствии с золотым правилом (ст. 12).

А теперь мы хотим напомнить вам приглашение Господа. Иисус сказал, что спасутся те, кто уверует и крестится (Мк. 16:16). Он сказал, что венец жизни получат те, кто останется верным до смерти (Отк. 2:10). Через Своего вдохновенного апостола Он сказал, что грешащие христиане должны покаяться и молиться о прощении (Деян. 8:22). Это не мои “суждения”; это простое и ясное учение Божьего Слова. Примете вы эти истины или отвергнете их — от этого будет зависеть, где вы проведете вечность (Мф. 7:21-27).

Заблуждения | С Богом по жизни | Дзен