Найти тему
Учитель первый твой

Прошёл почти месяц, а ребёнку плохо в 1 классе... О периоде адаптации к школе (часть 2)

В прошлой публикации мы разобрались, почему у большинства первоклассников в начале обучения возникают проблемы, определили, что адаптация рассматривается с трёх сторон: физиологическая, психологическая и социальная. Более подробно в первой части описана физиологическая и психологическая адаптация, а так же есть советы для педагога и родителей, как помочь ребёнку, который испытывает трудности.

Сегодня мы продолжим разговор по теме, рассмотрим детально социальную адаптацию первоклассников.

Из личного архива
Из личного архива

Социальная адаптация

Социальная (личностная) адаптация связана с желанием и умением первоклассника принять новую роль - роль ШКОЛЬНИКА. Она достигается целым рядом условий:

  • Развитие у детей умения слышать и выполнять инструкции педагога, планировать свои действия, анализировать результат. Все эти умения необходимы для успешного обучения в начальной школе.
  • Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия других детей. Это умение позволяет сформировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивных представлений ребёнка о себе и низкого уровня школьной тревожности. От этого умения зависит так же формирование адекватной самооценки.
  • Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих.

Таким образом, социальная составляющая адаптации к школе показывает, как ребёнок смог "вжиться в роль ученика". Если ребенок не готов к новой социальной роли, то ему будет трудно в школе, даже при условии сформированного необходимого запаса знаний, умений и навыков, достаточного уровня развития.

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д.

Как помочь первокласснику?

На самом деле формирование позиции школьника начинается задолго до "часа икс" (когда ученик идёт в 1 класс). Ребёнок узнаёт, что есть школа, что все дети туда ходят с 7 лет. Многие малыши наблюдают моменты школьной жизни своих старших братьев и сестёр. Родители могут показывать свои школьные фотографии и рассказывать истории из жизни (весёлые и грустные).

Для формирования положительного отношения к школе, не стоит до начала обучения и во время него при ребёнке негативно отзываться о педагоге, организации процесса в данной школе и проч. Безусловно, современная школа часто вызывает непонимание, недоумение и недовольство родителей. И конечно, в семье все эти проблемы обсуждаются. Просто не стоит с первых дней очень эмоционально это делать в присутствии ребёнка, который сам ещё пока толком не понимает, куда его привели. Малыши очень восприимчивы, и если мама и папа регулярно ругают учителя и саму школу - то ребёнок успешно адаптироваться не сможет. Не стоит оказывать первокласснику такую медвежью услугу. Взрослые могут решить эти проблемы между собой и по-взрослому.

Очень важно дать ребёнку понимание, что школа - не цирк, не театр, не развлекательный центр. Ребёнок обладает природной любознательностью, всё новое его привлекает. Только в школе это новое зачастую не совсем то, к чему на данный конкретный момент стремятся интересы конкретно взятого первоклассника. Безусловно, сделать обучение интереснее - задача любого педагога. Однако, родителям стоит объяснять ребёнку, что учёба - это прежде всего труд. Об этом же говорит и первый школьный учитель.

У нас с ребятами на последнем уроке есть традиция. В начале или середине урока я часто обращаюсь к детям:
- Вижу, устали... Ребята, мне тоже нелегко. Но у каждого есть кнопочка, которая включает силу воли! Она находится на тайном месте, у всех по-разному. Подумайте, как она включается у каждого из вас. Нааажимаааем (шёпотом).
А теперь посмотрим, у кого сила воли работает на всю мощность. А у кого пока её не хватает. Проверим 😉
Из личного педагогического опыта.

Сложно бывает родителям, бабушкам не опекать ребёнка на каждом шагу, предоставить ему больше самостоятельности. Наверное, каждый из вас наблюдал картину, когда возле раздевалки первоклассников переодевают родители (хотя по правилам им сейчас даже в школу заходить не положено). Или на улице уставший первоклассник идет, поедая шоколад, а бабуля тащит его портфель, сменку, папку по изо...

Фото с сайта ok.ru
Фото с сайта ok.ru

Безусловно, все мы хотим заботиться о своих детях, да и ситуации в жизни бывают разные. Однако, для того, чтобы ребёнок быстрее адаптировался, чтобы стал самостоятельным и ответственным, эту самостоятельность ему необходимо позволить проявить. Дети в школе переодеваются сами: и снимают-надевают верхнюю одежду, и переобувают сапоги, и надевают-снимают школьную форму. В условиях ограниченного времени учитель может лишь оказать незначительную помощь (завязать сзади пояс или застегнуть молнию). Поэтому родителям стоит заранее дать ребёнку возможность научиться переодеваться самостоятельно. В "Школе будущего первоклассника" со времён пандемии у нас в гимназии ввели правило - родители ждут детей на крыльце, в школу не заходят. Малыши получают возможность стать более самостоятельными. И пусть сначала не всё получается, и времени они тратят много... Зато к первому классу получают ценный навык самообслуживания.

Гиперопека близких людей часто приводит к тому, что ребёнок испытывает повышенную тревожность по отношению к окружающей действительности; таким детям сложно озвучить просьбу или рассказать о своих проблемах. Поэтому не стоит оказывать будущему первокласснику медвежью услугу, излишне опекая его, следует расширять границы самостоятельности. Тогда и адаптация пройдёт для такого ученика гораздо быстрее.

Часто у детей могут возникать коммуникативные барьеры. Многим первоклассникам сложно вступить в диалог с другими детьми или обратиться за помощью к взрослым работникам школы. Для успешной адаптации будет благоприятным тот факт, что в классе уже есть знакомые ребёнку дети (ходили вместе в сад, на курсы подготовки, живут в одном дворе). Родители могут узнать об этом заранее, рассказать ребёнку. Нужно поощрять желание одноклассников общаться после уроков, ради этого не грех позволить ребёнку задержаться после школы и побегать, пообщаться с одноклассниками на улице. Очень хорошо, если у первоклассника появляются новые школьные приятели, если дети встречаются во внеурочное время, созваниваются, делятся впечатлениями. Родители могут уточнить, в какие кружки и секции ходят новые приятели ребёнка, возможно, записать своего сына или дочь тоже (если есть желание).

Если ребёнок стесняется обращаться ко взрослым за помощью, то хорошо помогает метод моделирования школьных ситуаций. Дома родители могут "проигрывать" с первоклассником ситуации, в которых ребёнку нужно будет задать вопрос или озвучить проблему. Например, "как ты поступишь, если весь класс уже ушёл из столовой, а ты остался и не помнишь, где ваш кабинет?" (Подойду к любому взрослому, скажу, из какого я класса, назову номер кабинета и попрошу показать мне дорогу).

В следующих публикациях мы обсудим, какие выделяются признаки успешной адаптации, а так же рассмотрим методики изучения адаптации и выявления детей с признаками дезадаптации.

Как привыкают ваши дети к школе? С какими трудностями в адаптации сталкивались? Поделитесь в комментариях.

Другие публикации на канале о первоклассниках их родителях: