Найти в Дзене
Хроники Пруссии

Бой после Победы: как майор Ерёмин спас Калининград

Конечно, на войне не бывает совсем уж безопасных специальностей. Но все-таки шансов погибнуть у постоянно находящихся на переднем крае пехотинцев больше, чем, например, у летчиков или артиллеристов. О саперах и говорить не приходится – по степени риска они могут сравниться разве что с фронтовыми разведчиками.

Уроженец Тюменской области Александр Ерёмин (на титульном фото с сайта «Память народа») в 1939 году окончил Златоустовское военно-инженерное училище. Великую Отечественную сибиряк встретил в должности полкового инженера 222-го стрелкового полка 49-й стрелковой дивизии. Выходил из окружения в Белоруссии, оборонял Москву. Первые два года войны в Красной Армии особо наградами не разбрасывались, поэтому свой первый орден – Красной Звезды (всего их у Ерёмина было два) офицер получил только в сентябре 1943-го.

«7.09.43 под сильным артиллерийским, минометным и ружейно-пулеметным огнем противника устроил переправу перед передним краем полосы наступления через реку Снопоть, тем самым обеспечив продвижение полка вперед, - говорится в наградном листе. - 10.09 43 разминировал два моста, обезвредил дорогу, на которой снял 7 мин. 12.09 лично разминировал брод, сняв 60 немецких мин на подступах к реке и на противоположном берегу. Разминировал также 4 здания, сняв 12 «сюрпризов». По ходу наступления им было разминировано 540 мин противника».

Когда немцев погнали обратно на запад, Ерёмин вместе со своим полком дошел до Восточной Пруссии, на границе с которой развернулись особенно тяжелые бои. Противник оказывал упорное сопротивление, стремясь не допустить «иванов» в фатерлянд, то и дело переходил в контратаки. Так что нагрузка на саперов, которым и без того скучать никогда не приходилось, возросла многократно – вместе с риском для жизни.

В начале августа полк форсировал реку Шервинта. Немецкая пехота при поддержке бронетехники тотчас атаковала крохотный плацдарм. Но сбросить русских в воду не смогли, причем во многом благодаря капитану Ерёмину, который под сильнейшим огнем сумел расставить на танкоопасных направлениях 700 (!) мин.

Три дня спустя ситуация повторилась с точностью до наоборот: теперь уже противник задумал прыжком через речку Шеймена ударить во фланг наступающих советских войск. Важнейшее значение имел единственный в этом районе мост, через который должны были пройти «панцеры». Во главе со своим командиром саперы Ерёмина, которых «фрицы» крыли со своего берега из всех стволов, сорвали этот план, сумев сжечь переправу.

Не прошло и недели, как пришлось отражать новую вражескую контратаку. Ее эффективность зависела от стремительности, поэтому немцы посадили пехоту на бронетранспортеры. Эту «гонку на время» вновь выиграли ерёминцы, успевшие заминировать дороги. Достаточно было подорваться одному Sd.Kfz., как остальные дружно повернули назад. За этот подвиг Александра наградили орденом Великой Отечественной войны II степени.

Одна из модификаций немецкого бронетранспортера Sd.Kfz.
Одна из модификаций немецкого бронетранспортера Sd.Kfz.

Победу капитан Ерёмин встретил в Берлине. Уже в мирное время служил сначала в Группе советских оккупационных войск в Германии, затем был переведен в Калининград, где стал начальником инженерной службы 169-го гвардейского стрелкового Краснознаменного полка. Эта воинская часть дислоцировалась на улице Ржевской, позже переименованной в честь подполковника Емельянова. Именно в Калининграде фронтовику предстояло принять еще один тяжелый бой.

Осенью 1958 года рядом с перекрестком улиц Полоцкой и Серпуховской при проведении земляных работ наткнулись на склад немецких боеприпасов. Как быстро выяснили, огромный – количество снарядов, мин, «фауст-патронов» и ручных гранат исчислялось тысячами.

Обследовавшие арсенал саперы 11-й гвардейской армии и Прибалтийского военного округа сошлись во мнении, что лучше всего этот арсенал уничтожить на месте, не рискуя жизнями людей при извлечении боеприпасов из земли и дальнейшей их транспортировки на специальный полигон. Однако столь мощный взрыв снес бы половину города, едва начавшего подниматься из руин.

«Тогдашний первый секретарь обкома КПСС Герой Советского Союза Василий Ефимович Чернышёв, как никто другой, был крайне обеспокоен грозящей опасностью, - описывает события тех дней краевед Юрий Рожков-Юрьевский в одном из выпусков «Балтийского альманаха». - Василий Ефимович сам пережил личную трагедию, когда его мальчишки погибли в 1944 году, подорвавшись на минах в освобожденных Барановичах. По его просьбе министр обороны страны маршал Родион Малиновский прислал в Калининград целую группу военных и гражданских инженеров. По итогам совещания в обкоме КПСС было принято решение не взрывать смертоносные боезаряды на месте обнаружения, а извлечь их и вывезти для подрыва. Командованием 11-й гвардейской армии было выделено подразделение саперов под руководством гвардии майора Александра Васильевича Ерёмина».

За свою уже послевоенную службу офицер поучаствовал в обезвреживании тысяч боеприпасов на территории Калининграда, благодаря чему удалось спасти от разрушения полторы сотни жилых домов и промышленных объектов. Подчиненным Ерёмин объяснил, что в данной ситуации приказывать им не может, к разминированию привлекут исключительно добровольцев. Не отказался ни один.

Работают саперы майора Ерёмина.
Работают саперы майора Ерёмина.

Разминированию предшествовала тщательная подготовка. Саперы отрабатывали извлечение, переноску мин и укладку их на устланное песком дно грузовых бронетранспортеров. Водители проверяли свои машины, тренировались в вождении на малых скоростях, строго соблюдая установленную дистанцию. Дорогу на всем ее протяжении от склада до полигона отремонтировали, убрав все неровности. На всякий случай вокруг места предстоящих работ насыпали высокий земляной вал, призванный ослабить действие взрывной волны.

«После завершения всех подготовительных работ началось собственно разминирование, - продолжает Рожков-Юрьевский. - Вокруг было выставлено военно-милицейское оцепление, прекращено городское движение. Виктор Васильевич Денисов (председатель Калининградского горисполкома в в 1972-1984 годах – Ред.), тогда заведующий горкомхозом, и заместитель председателя горисполкома Михаил Григорьевич Паршин попеременно дежурили недалеко от подземного склада в прорабской будке. Об этом домашним оба не сообщали. К ним регулярно наведывались руководители области и города».

Майор Ерёмин сам очистил от песка и вынес наверх первую мину, подав пример своим бойцам. Из центра города боеприпасы со скоростью 5-7 км/ч в сопровождении мотоциклистов ОРУДа (отдел регулировки уличного движения, предшественник ГАИ-ГИБДД – Ред.), машины с громкоговорителем и автомобиля с радиостанцией везли по тогдашней улице Маяковского (теперь это часть Ленинского проспекта от реки Преголя до Южного вокзала), далее по улицам Багратиона, Суворова и Мамоновскому шоссе к берегу Калининградского залива. Там с войны осталось несколько бетонных немецких дотов, в которые и складывали смертоносный груз для последующего уничтожения.

Перевозка извлеченных из земли боеприпасов по улицам Калининграда.
Перевозка извлеченных из земли боеприпасов по улицам Калининграда.

За год до этого в похожей ситуации оказался город Курск, где также обнаружили немецкий склад боеприпасов. За его разминированием саперами капитана Леонида Горелика следила вся страна, позже по мотивам этих событий сняли два художественных фильма. О том, что происходило в Калининграде осенью 1958-го, за пределами города было известно лишь узкому кругу посвященных. Между тем, гвардии майор Ерёмин с товарищами в общей ложности обезвредили почти 11 тысяч взрывоопасных предметов – в 30 (!) раз больше, чем было в Курске.

«Вместе с боеприпасами были извлечены 24 детонатора, предназначавшихся для взрыва гигантского склада, - Рожков-Юрьевский. - Многодневная и опасная акция по уничтожению боеприпасов завершилась 28 октября, как раз в канун 40-летия ВЛКСМ. Так сообщали журналисты, подчеркивая, что все солдаты-саперы являлись комсомольцами. Однако никто не написал, что это был также канун дня рождения гвардии майора Ерёмина».

Краевед ради красного словца также немного погрешил против истины. Согласно данным учетно-послужной картотеки, наш герой родился 20 октября 1917 года.

Установленная на одном из домов Калининграда мемориальная доска в честь Александра Ерёмина. Фото с сайта prussia39.ru
Установленная на одном из домов Калининграда мемориальная доска в честь Александра Ерёмина. Фото с сайта prussia39.ru

Кроме трех орденов ветеран был награжден медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», а также «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Скончался Александр Васильевич в 1962 году.