Дорогие друзья, читатели канала, приветствую вас!
Тема сегодняшней статьи подсказана моей читательницей, автором канала "ВечнаЯ пионерка".
Инна, спасибо за Ваш вопрос, с удовольствием рассказываю!
Друзья, если вы тоже хотите узнать в подробностях об этом старинном и во все времена востребованном материале, о сусальном золоте, приглашаю к прочтению!
Сусальное золото издавна использовалось во многих сферах: в иконописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, производстве стильной дорогой мебели, рам для картин... И, конечно, оно использовалось и используется в реставрации, когда появляется необходимость все эти прекрасные вещи восстановить и вернуть им экспозиционный вид.
Свойства золота - ковкость и тягучесть - позволяют создавать из него тончайшие листы, толщиной в доли микрон и покрывать (золотить) ими различные поверхности: от куполов храмов до нимбов Святых на иконах.
Эти тончайшие листы и называются сусальное золото, или "сусаль".
Название наше, древнее: русское слово «сусало» раньше означало лицо, морда, скулы... Наверняка многие слышали выражение "ща ка-аак дам по сусалам!!!" Смысл названия в том, что позолотой покрывается только лицевая, внешняя сторона изделия.
Впервые изготавливать его начали в Китае несколько тысяч лет назад. Через некоторое время технология распространилась и на другие страны. Освоили её и древнерусские мастера. Центром производства "сусали" стала Ярославская губерния, небольшой город Пошехонье.
Листы изготавливали мастера-золотобойцы. Сначала они раскатывали слиток в пластину толщиной 2-3 мм. Затем разрезали ее на ровные квадраты и раскладывали в книжку, листы которой были сделаны из обработанной кишки быка и назывались "плёвкой". На каждой странице — по одной пластине.
После этого книжку - "золотник" помещали в квадратную оправу и наносили по нему до двух тысяч ударов кувалдой. Количество зависело от желаемой толщины пластины. Из полученных «лепешек» мастера вырезали квадраты поменьше и складывали в новую книжицу.
Тонкие листы обычно использовали для украшения мебели и рамок, икон и картин. Более толстые шли на отделку сооружений с внешней стороны. Например, до реставрации купола́ Ростовского кафедрального собора полностью покрывала позолота:
Технология изготовления сусального золота до нашего времени дошла практически неизменной. Сейчас кувалды заменили на автоматические системы, а мастеров — на специалистов, следящих за их работой. Раньше ремесленник тратил на один золотник несколько дней, теперь время сократилось до нескольких часов. Современная техника создает более тонкие пластины без вмятин и неровностей. Сегодня толщина листочка сусального золота 0,1−0,3 микрона.
Сусальное золото в виде «книжечек» продают в ювелирных магазинах на вес, так же, как ювелирные украшения. Тонкие листочки золота в них переложены папиросной бумагой. Трогать золотые листки пальцами нельзя, они могут порваться. По правилам нашей страны в книжечке должно быть 60 золотых листов размером 91,5 х 91,5 мм. На территории Евросоюза стандартной считают книжку из 25 квадратных листов со сторонами по 80 мм.
В обоих случаях для производства классической сусали используют золото 960 пробы (23 карата). Именно оно дает насыщенный желтый цвет. Зачастую для большей прочности в него добавляют другие металлы: серебро, медь или никель. Это позволяет экспериментировать с цветами: металл приобретает красный, желтый или зеленый оттенок.
И ещё, дорогие друзья и товарищи, будьте внимательны. Если в магазине на этикетке с составом продукта вы увидите пищевую добавку Е 175, не спешите его ругать и класть обратно на полку! В пищевой промышленности этим номером обозначают сусальное золото. Вот так вот.))) Угощайтесь!
И хороших вам выходных!
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.