Найти тему
образуйся сам

16 преимуществ цифрового педагога, как технологии продвинули меня по карьерной лестнице

Оглавление

Несколько дней назад стал амбассадором цифрового образования, сам не поверил, что это все произошло со мной. Обещаю, что подробно обо всем расскажу в этой статье.

Это я в декабре прошлого года сижу и радуюсь министерской грамоте
Это я в декабре прошлого года сижу и радуюсь министерской грамоте

Кто-то может сказать, что это мелочь или какой толк от этого всего, но для меня это очень важно. Особенную радость я испытал в момент прочтения письма с результатами отбора. Данным проектом занимается одна крупная в нашей стране IT-компания, даже не знаю, можно ли написать ее название (еще не до конца разобрался в маркировке рекламы поэтому, напишу так). Отбор проходил летом, он включал образовательную программу, тесты и кейсы. Получается, что я со всем этим справился, и сейчас могу гордо носить статус амбассадора. Материального мне это ничего не дает, но вот на ценностном уровне это прям здорово! Сейчас я могу себя хоть и отдаленно, но ассоциировать себя с it-сферой.

Заветное письмо с приглашением в амбассадорскую программу
Заветное письмо с приглашением в амбассадорскую программу

Сам уже писал, что карьера в it у меня не задалась, но я всегда уважал и любил технологии. Даже написал диссертацию про ценностное отношение к технике и процесс формирования такого отношения у школьников с целью развития политехнической компетенции.

Выстраданный документ висит на сайте Российской государственной библиотеки https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005004629?page=1&rotate=0&theme=white
Выстраданный документ висит на сайте Российской государственной библиотеки https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005004629?page=1&rotate=0&theme=white
В моем понимании амбассадор цифрового образования или я его назову “цифровым педагогом”, - это тот человек, который с легкостью применяет в своей работе все возможности  современных технологий, использует компьютеры, интернет; не боится осваивать новую технику, готов делиться и рассказывать коллегам и обучать их.

Таким человеком я стал, когда меня будучи аспирантом и лаборантом в университете, декан педагогического факультета попросил разобраться с интерактивной доской, а затем обучить педагогов университета пользоваться этим оборудованием. С этой задачей я быстро справился, а уже через несколько месяцев работал на педагогическом факультете - заместителем декана по воспитательной работе.

Это я довольный вчерашний выпускник, а на фото - заместитель декана педагогического факультета государственного университета, 2008 год
Это я довольный вчерашний выпускник, а на фото - заместитель декана педагогического факультета государственного университета, 2008 год

Во время учебы у меня появился первый компьютер в 2002 году, он мне нужен был для того чтобы подготовиться и сдать зачет по программированию. Через пару недель я погубил операционную систему на компьютере, а через месяц научился сам ее устанавливать. Так в деревне я быстро стал местным “компьютерщиком”, который мог переустановить операционную систему, установить драйвера, почистить компьютер от вирусов, настроить спутниковую антенну.

Несколько десятков таких антен я установил в своей деревне и провел их настройку. Изображение с сайта: https://www.kakprosto.ru/kak-82417-kak-nastroit-sputnikovuyu-antennu-sputnik-yamal
Несколько десятков таких антен я установил в своей деревне и провел их настройку. Изображение с сайта: https://www.kakprosto.ru/kak-82417-kak-nastroit-sputnikovuyu-antennu-sputnik-yamal

Сначала я был “цифровым волонтером”, а потом люди, которые обращались ко мне начали давать небольшую “денежку”. Для студента это было только в плюс.

Этот опыт мне позволил быстро осваивать новое ПО, разбираться с новым оборудованием, чинить технику, а еще я несколько месяцев проработал в организации по обслуживанию и ремонту оргтехники, там научился самостоятельно заправлять картриджи и производить мелкий ремонт. Этот опыт был востребован практически в любом офисе, в том числе и в образовании, плюс - со мной все старались быть в хороших отношениях (вдруг придется просить помощи).

Такой принтер я научился обслуживать и заправлять, более 12 лет он для меня печатает без проблем. Изображение с сайта https://pc-1.ru/pic/big/1031977
Такой принтер я научился обслуживать и заправлять, более 12 лет он для меня печатает без проблем. Изображение с сайта https://pc-1.ru/pic/big/1031977

Все эти знания и навыки позволили мне стать руководителем детского технопарка. Разбираться в технике, компьютерах, программном обеспечении, понимать характеристики и возможности оборудования важная компетенция для руководителя технологичной образовательной площадки.

Одна из экскурсий в нашем технопарке
Одна из экскурсий в нашем технопарке

Сейчас в силу своей работы часто общаюсь с коллегами из разных образовательных учреждений, как сельских, так и городских и ощущаю проблему недостаточной цифровой компетенции коллег. Кто-то боится включать, кто-то - не желает разбираться с новым оборудованием. А зачастую современное оборудование способно облегчить работу и повысить ее эффективность, сделать образовательный процесс динамичнее и интереснее для учеников.

Ну, конечно, апогеем вскрытия этой проблемы стал 2020 год - переход на дистант, и как следствие - невозможность многими педагогами на качественном уровне вести занятия в дистанционном формате.

За 2020 год освоил дистнационные форматы работы, сейчас могу с легкостью организовать созвон
За 2020 год освоил дистнационные форматы работы, сейчас могу с легкостью организовать созвон

Что же сегодня должен уметь делать цифровой педагог или учитель? Для этого обратимся к интересному проекту - карте цифровых учителей. На ней вы можете найти педагогов, которые активно в своей работе используют цифровые технологии.

Я тоже там есть!

Значок в середине карты это я. Сейчас на карте 3576 цифровых учителей. Изображение сайта https://teachers.vk.company/
Значок в середине карты это я. Сейчас на карте 3576 цифровых учителей. Изображение сайта https://teachers.vk.company/

Давайте разберемся - что же умеет цифровой педагог и что умею я.

1. Активно использовать интернет сервисы

Да их действительно много и практически под каждую задачу есть решение, помнится я как-то делал подборку решений. Чаще всего я пользуюсь онлайн-документами, облачными сервисами, сервисами на основе искусственного интеллекта.

Для активных ребят проводил занятия по ведению социальных сетей
Для активных ребят проводил занятия по ведению социальных сетей

2. Применяет цифровые инструменты в учебной деятельности

Да! Как минимум подключить ноутбук к проектору, открыть презентацию, распечатать документ. Мы должны быть примером для современных ребят и демонстрировать свою компетенцию, иначе не сможем заслужить уважения.

3. Ведет блог

Ваш покорный слуга понял это 1.5 года назад и решил начать записывать полезные мысли в блоге, статьями можно поделиться, дать ссылку ученикам, получить мнение или даже экспертную оценку. Сразу скажу, что ученики приятно удивляются, когда говоришь им, что у тебя есть свой блог. Это подстегивает повышать свой профессионализм, а постоянная тренировка письма позволяет лучше и точнее формулировать свои мысли, но не буду лукавить, конечно, отнимает время.

Последние 1.5 года увлекся блогингом
Последние 1.5 года увлекся блогингом

4. Создает интерактивный контент

Эти штуки любят и взрослые, и дети. Интерактивные викторины, контент для интерактивной доски, тесты, опросы, квизы, интерактивные лаборатории и еще много всего. А после того, как освоите одну из техник, можно подготовить публикацию для коллег и выступить с семинаром.

Иногда у себя в технопарке провожу мастер-классы по использованию  различных интернет сервисов
Иногда у себя в технопарке провожу мастер-классы по использованию различных интернет сервисов

5.  Занимается программированием

Это, наверное, самое сложное из этого списка для меня. Я всегда хотел заниматься созданием своих цифровых продуктов, но так случилось, что образование и сфера деятельности немного отличается. It-сфера развивается бешеным образом, поэтому ее перспективы колоссальны. Что можно делать уже сейчас? Можно находить открытые программы, курсы, учебники. Педагоги в этой сфере крайне востребованы.

В этом году запускаю программу для старшеклассников по искусственному интеллекту
В этом году запускаю программу для старшеклассников по искусственному интеллекту

6. Обучает коллег цифровой безопасности

В последние годы вопросы кибергигиены и цифровой безопасности становятся все актуальнее, поэтому кто как ни цифровой педагог сможет рассказать коллегам о том, как обезопасить себя и свои данные в сети, а самое главное - не стать жертвой интернет-мошенничества.

7. Ведет занятия в дистанте

Об этом уже говорил, добавлю, что 2020 и 2021 год позволил мне повысить свои навыки в организации прямых эфиров и трансляций. Я меньше стал бояться камеры и увереннее говорить.

Один из первых материалов в моем блоге был посвящен теме сервисов для дистанта
Один из первых материалов в моем блоге был посвящен теме сервисов для дистанта

8. Использует цифровые следы в работе с обучающимися

Отдельная и очень интересная история. В прошлом году проходил обучение по теме проектирования образовательных событий с использованием цифрового следа. Очень полезный курс! Мы с педагогами со всей страны спроектировали образовательное мероприятие и смогли собрать цифровой след, который позволил, оценить эффективность нашей работы и качество усвоения учебного материала. Под цифровым следом можно понимать, вопросы, комментарии, участие в ВКС, работу над проектом в онлайн пространстве.

В школе цифровой трансформации от Университета 2035 со своей проектной группой мы разрабатывали карту пути пользователи на онлайн мероприятии со сбором цифрового следа
В школе цифровой трансформации от Университета 2035 со своей проектной группой мы разрабатывали карту пути пользователи на онлайн мероприятии со сбором цифрового следа

9. Регулярно выступает на мероприятиях по теме

Еще раз повторю, чем чаще вы выступаете перед публикой, тем лучше вы запоминаете информацию, учитесь быть убедительным и интересным.

Часто выступаю перед студентами и коллегами, тут говорим про информационное обеспечение деятельности вожатого
Часто выступаю перед студентами и коллегами, тут говорим про информационное обеспечение деятельности вожатого

10. Использует геймификацию

Тоже писал статью про это. Включение элементов игры позволяет сделать образовательный процесс более вовлекающим и интересным. Вы можете добиться того, что ребята войдут в состояние потока и и получат максимум пользы от всего происходящего. Геймификация позволяет повысить эффективность каждого этапа занятия.

11. Организует проектную деятельность

Да, этой теме пришлось учиться, когда я стал руководителем технопарка. Сейчас, мы стараемся показать, как работают современные проектные группы, знакомим детей с техниками проектного управления.

Есть у меня и опыт модерации занятий по проектному управлению
Есть у меня и опыт модерации занятий по проектному управлению

12. Организует групповые методы работы (онлайн/офлайн)

В багаже компетентного цифрового педагога должны быть приемы организации групповой работы, которые позволяют добиться неожиданных очень хороших результатов.

13. Занимается робототехникой

Робототехника — это очень хороший вход в технологическое и инженерное образование. Тут интегрирована и командная работа, и программирование, и инженерия, поэтому соглашусь, что робототехника является нужным знанием для цифрового педагога.

На открытии технопарка коллеги сделали шоу с роботами,  гостям очень понравилось
На открытии технопарка коллеги сделали шоу с роботами, гостям очень понравилось

14. Изучает компьютерную графику

Да я люблю дизайн! Мне нравиться создавать функциональные графические решения. Моими любимыми книгами в детстве были энциклопедии с удобной навигацией. Навигация позволяет сделать опыт пользования книгой более продуктивным. Ну а педагогу нужно уметь разрабатывать качественный наглядный материал, чтобы демонстрировать его на занятии.

Периодически разрабатываю макеты различной полиграфии и айдентики
Периодически разрабатываю макеты различной полиграфии и айдентики

15. Проектирует дистанционные курсы

Этот опыт я получил, при разработке первых дистанционных курсов для вуза. Было сложно, но тут я понял, в чем суть деятельности педагогического дизайнера, разработка подобного контента гораздо сложнее, чем подготовка к обычному очному занятию, но если вы владеете этой технологией, то перед вами открыты новые горизонты.

16. Работает с одаренными детьми

У одаренных детей должны быть одаренные педагоги. Если вы умеете делать все из этого списка, значит вы точно одаренный педагог!

Работать с продвинутыми и увлеченными ребятами крайне увлекательно
Работать с продвинутыми и увлеченными ребятами крайне увлекательно

Понял, что практически по всем пунктам этого списка у меня есть статья в блоге, я понимаю, что я действительно, могу себя считать амбассадором цифрового обучения! Весь этот процесс приносит мне огромное удовольствие и безумно интересен! Если кто-то дочитает до этого момента спросит: “А зачем это все мне?” Могу сказать, с уверенностью, что сегодня это отличное конкурентное преимущество. Такие педагоги не останутся без работы и никогда не будут вытеснены машинами или искусственным интеллектом!

А вы согласны со мной?

Подписывайтесь, будем образовываться вместе!