Как проводить розыгрыши подарков, не привлекая внимания санитаров контролирующих органов. И в чем отличие лотереи от стимулирующего мероприятия.
Об этом попробуем порассуждать в данной статье.
Как водится, обратимся к Марксу:
Лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (Федеральный закон от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях»).
С 2014 года все лотереи в России государственные.
Учитывая вышесказанное, организации и ИП не имеют права на проведение лотерей.
Штрафы по п. 1 ст. 14.27 КоАП РФ
(Нарушение законодательства о лотереях):
- на граждан от 3000 до 4000 рублей
- на должностных лиц от 15 000 до 20 000 рублей
- на юр.лиц от 250 000 до 350 000 рублей.
Собственно главное различие с лотерей: в одном случае продают товар, в другом билеты (т.е. право на возможный выигрыш).
Стимулирующее мероприятие = реклама в данном случае.
Т.е. конкурс, игра условием которого является приобретение товара, соответственно ст. 9 ФЗ "О рекламе" этому вопросу посвящена.
Лотерея и стимулирующее мероприятие почему принципиально разные вещи? В случае рекламы - это акция условием которой является приобретение товара. Товар - это вещь;
Лотерея - это приобретение права на выигрыш в результате совпадения случайных чисел, звезд и т.п.
Сам же билетик, купон и т.д. - это лишь материальный носитель, подтверждающий купленное право на участие в розыгрыше. В случае стимулирующего мероприятия призовой фонд формирует организатор из собственного кармана, в случае же лотереи он формируется за счет продажи билетов - взносов.
Цели разные:
Рекламная - стимулирование спроса;
Лотерея - гешефт от продажи билетов.
Можно разобрать на примере:
Допустим, что мы проводим стимулирующее мероприятие под кодовым названием "купи кирпич - выиграй ценный приз", обязательным условием участия в которой было бы приобретение кирпича по N рублей.
Целью мероприятия служит реализация кирпичей, а не сбор денежных средств (выигрышного фонда). Мы же в данном случае продаем строительный материал, а затем при помощи генератора случайных чисел (или еще каким-нибудь случайным образом) выдаем подарки покупателям.
Обязательным условием для участия в розыгрыше призов является приобретение товара. Законодательство о лотереях на такие мероприятия не распространяется.
Есть практика и разъяснения:
-Письмо Минэкономразвития РФ от 07.04.2014 N Д09и-451;
-Письмо ФАС России от 11.09.2012 № АК-29603-1676380413;
-Постановление Невинномысского городского суда Ставропольского края
от 6 октября 2014 г. по делу N 5-1103/2014,
-Решение № 2-619/2020 2-619/2020.
- Пленум ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе“ № 58 от 08.10.2012 г.
Как разъяснено в документах, проведение стимулирующих мероприятий является предметом регулирования Закона "О рекламе".
Бывают, конечно, эксцессы, когда правоприменитель на месте руководствуется не нормой, но принципом: вижу лототрон, цель - оштрафовать, не вижу препятствий. Но, в принципе, на сегодняшний день, вопрос этот достаточно отрегулирован. Есть на что сослаться (Письма, решения судов и т.д).
Обязательно также нужно в положении о стимулирующем мероприятиии разъяснить все важные моменты:
1. Правила. Кто может участвовать, что выиграть;
2. Срок проведения;
3. Порядок выдачи призов;
4. Информация об организаторе.
Это, собственно, и для соблюдения прав потребителя нужно. Надеюсь, что удалось внести ясность.
На сегодня это всё, берегите себя и своих близких.