Вечная дилемма – давать свой номер телефона пациенту или нет. Не дал – вроде как обижаешь человека, не заботишься о его здоровье. Дал – и мучаешься от постоянных сообщений. Еще и главный врач грозит пальцем, ругает за диверсию по переманиванию клиентов. Но чтобы разобраться – давать или не давать – присмотримся к нюансам.
Важно понять, как Вы себя позиционируете
Если как добрый доктор Айболит, который летит помогать по любому чиху – смело делитесь номером. Если уважаете личную жизнь, то воздержитесь. А лучше так: разрешите выходить на связь в определенные часы. Предупреждайте, чтобы не обижались из-за долгих ответов – в свободное время никому ничем не обязаны.
Обменяться номерами можно...
...но для обсуждения здоровья ими не пользоваться. Или поздравлять друг друга с Новым годом, именинами или Ханукой.
Помним про Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. В статье 10 «Специальные категории персональных данных», пункт 4 написано следующее:
обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну.
Врачебная тайна описана в статье 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно документу, врачебную тайну составляют «сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении».
Резюме: не обсуждать состояние здоровья с пациентом по телефону или в мессенджерах. Если кто-то подслушает или увидит переписку – таинство персональных данных падет.
Разглашение персональных данных наказуемо
Можно попасть под гнет Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно статье 13.14, наказание суровое: от 500 до 1000 рублей – для граждан, от 4000 до 5000 рублей – для должностных лиц.
Сейчас просмеюсь и продолжу...
...
Но не расслабляемся – есть страшилка и от Уголовного кодекса в лице статьи 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Там за разглашение врачебной тайны в виде максимального наказания грозит до 5 лет лишения свободы. Правда, для этого нужно во всеуслышание огласить нелицеприятные данные о здоровье несовершеннолетнего пациента. Где-то там же и статья 138 УК РФ, регулирующая тайну переписки – до 4 лет лишения свободы.
Так давать или не давать?
На предмет психического здоровья всех не просканируешь, поэтому – решение за доктором. У меня следующая тактика: мой номер есть только у давних пациентов. Если веры нет или человек в клинике новый – справляюсь о здоровье через администраторов. Так и сплю спокойно, и под правовым прицелом не нахожусь. О личной переписке не болтаю, озираюсь, чтобы никто не подсмотрел.
В сложных же случаях надежнее держать постоянный контакт и предупреждать осложнения. Тут не до принципов: загремит в другую больницу с проблемой человек – и начнутся проверки и сутяжничества. Спокойнее отписаться друг другу – и отдыхать. Или договориться о встрече. Такой подход еще ни разу не подвел.
_______________________________
А как Вы поступаете, если пациент просит номер? И если даете номер, разрешаете звонить 24/7 или ставите жесткие рамки? Делитесь опытом в комментариях.
Осторожный в общении.
Ваш AvsФ.