Я очень боялась, что когда нам сделают въезд, его боковые ограничители со временем развалятся - такое мы наблюдали у некоторых наших соседей. Самое страшное в этом - в необратимости. Бетон есть бетон. Со временем он становится только прочнее. А переделывать такую работу... Как говорится, не дай Бог! Многие так и живут, и это вполне объяснимо: не каждый готов повторно оплатить не только монтаж, но и демонтаж бетонной конструкции.
Поэтому к работам, относящимся к бетонированию, мы подошли ну очень взыскательно.
Я внимательно почитала кучу информации в интернете, побродила по тематическим форумам, послушала знающих людей. И, вооружившись новым техническим знанием, уже более уверенно чувствовала себя на следующем этапе работ, которые производила нанятая нами компания.
Напомню, что до этого момента у нас уже были сделаны дренаж и ливнёвка, поставлены столбы для будущего забора (для "разметки" пространства перед домом), проложена в большой дренажной канаве труба и отсыпана паковочная площадка.
Дальше пришла пора второго этапа строительства въезда: бетонирование боковин.
В процессе обсуждения техзадания мы продумали их конфигурацию (об этом вас обязательно спросят). Решили особенно не мудрить и сделать обычные прямые боковины высотой 20 см и со скосом от дороги, чтобы было удобно въезжать на участок.
Бортик более высокий делать не рекомендую, так как в случае паркования двух машин открыть дверь (особенно для низких машин) может быть проблематично. У нас машины высокие, но у гостей могут быть и другие.
Забегая вперёд, хочу сказать, что последующее пользование въездом показало полную эффективность такого решения. Если бы мы сделали бортики ниже, было бы страшно свалиться в канаву.:) А если бы выше - они бы выглядели очень громоздко.
Кстати, если будете делать бортики, предусмотрите место для нормального прохода вдоль забора. У нас получилось примерно полметра - этого вполне достаточно для выполнения каких-либо работ (ландшафтных или малярных - когда нужно, например, подкрасить столбы забора).
Итак, сначала ребята прокопали траншеи, в которых предполагалось устроить бортики:
Обратите внимание, что ширина въезда, на которую засыпали песок, делалась с учётом "добавления" потом бортиков. Соответственно, труба торчала как раз на эту дополнительную длину.
Так же на время установки опалубки и бетонирования были оставлены песочные кучи, препятствующие протеканию воды в трубу.
Дальше рабочие сделали каркас из арматуры. Мне показалось, что он слишком частый, но бригадир сказал, что так надёжнее.
Кстати, арматуру ребята вбивали в землю довольно глубоко - так обеспечивается лучшая устойчивость всей конструкции в дальнейшем, когда бетон будет набирать свою прочность.
Арматуру ставили в два ряда. Доски для опалубки были хорошие, новые, не кривые. Позже мы их использовали для изготовления деревянной мебели (стеллажей в хозблок и сундука на террасу).
Самая большая проблема была в том, куда упереть доски с внешней стороны опалубки.
Спасли большие деревья, которые росли по краям нашей канавы со стороны дороги. Хорошо, что мы их на тот момент не вырубили!
Именно к ним и были прикреплены самые крупные опорные доски.
Для выполнения этой работы ребятам пришлось залезть в канаву.
Увидев, что они собираются это делать в обычных резиновых сапогах, я поняла, что так дело не пойдёт. Или пойдёт, но некачественно.
Пришлось нарядить их в гидрозащитный комбинезон (он вместе с сапогами), который был специально куплен для чистки нашей канавы. Комбинезон был благополучно опробован моей подругой прошлым летом - когда мы осваивали участок. Канава тогда была вся заросшая осокой. Достать её можно было только, забравшись в воду.
На фото подруга пытается почистить соседскую трубу, в которой застряла "кошка". Часть ила была вычищена, но "кошку" достать так и не удалось.:)
Кстати, эта труба у них треснула, когда на участок въехал трактор для закручивания свай. Сейчас вода туда практически не проходит. Надеюсь, когда-нибудь наши соседи сделают нормальный въезд.
Когда опалубка с обеих сторон была устроена, стали ждать бетоновоз.
Где нужно покупать бетон?
Надо сказать, что к выбору поставщика бетона мы отнеслись крайне ответственно, так как некачественно сделанные борта на въезде во многом "обязаны" именно качеству бетона.(Видела покосившиеся бортики у некоторых соседей).
Посмотрев несколько предложений в ареале нашего участка и почитав тематические форумы, я поняла одно: заказывать бетон нужно только у производителя, на заводе.
Посмотрела сайты ближайших заводов, выбрала самый приличный, на котором много информации. Позвонила туда, поговорила с их специалистом. Тот рассчитал полную стоимость нужного мне объёма с доставкой, подробно ответил на все мои вопросы, сказал, что у них не самый дешевый бетон, так как перекупщики берут бетон у них, добавляют туда неизвестно что, и таким образом снижают цену и зарабатывают на этом. Часто не доливают и обманывают покупателя, привозя меньший объём. А здесь он гарантирует честную мерку.
После нашего разговора (он мне понравился) я посмотрела в интернете отзывы об их бетоне и решила, что буду заказывать именно у них - в Сертолово. Это было дальше, чем другие варианты, но в итоге по стоимости оказалось ничуть не дороже.
И вот в назначенное время бетоновоз прибыл на участок.
Интересно, что когда он к нам приехал, то ещё минут 20 (!) просто стоял и ждал разрешения диспетчера на слив бетона. Я очень удивилась такой ситуации - никогда не сталкивалась.
Оказалось, что у них есть отслеживание траектории движения машин и машина может начать сливать бетон только по команде диспетчера. Причём, даётся на это всего 20 минут.
Я переживала, что времени не хватит, но ребята всё успели. Когда бетон стал сливаться, один рабочий проталкивал его внутрь длинной арматуриной (чтобы бетон зашёл во все углы и заполнил опалубку как можно полнее), а другой разравнивал и трамбовал его лопатой. Вибровщик использовать не стали, так как побоялись, что опалубка деформируется.
Бригадир сказал, что качество бетона очень хорошее. Я на глаз этого оценить, конечно, не могла, но видела, что бетон довольно однородный и пластичный.
После того, как заполнили опалубку с одной стороны, перешли на другую.
Я очень боялась - а вдруг бетона не хватит?... Не заказывать же ещё одну машину? Но бригадир хорошо рассчитал нужный объём, а производитель бетона не обманул - отгрузил ровно по заказу.
Оформление верхнего слоя рабочие делали очень долго. Видимо, в процессе нашего сотрудничества они поняли, что нам надо сделать "красиво" :), поэтому старательно выравнивали поверхность бортика с помощью тёрки, предварительно натянув по уроню несколько нитей.
Надо сказать, что в итоге получилось довольно аккуратно.
Фото тогда сделать не удалось, так как начало темнеть, и нам нужно было успеть справиться сделать ещё кое-что.
Ещё одна задача, над которой нужно задуматься заранее:
Куда вы будете сливать остаток бетона?
Понятно, что обычно бетон привозят меньше заказанного объёма, но у нас привезли точно по мерке. Поэтому когда водитель спросил - куда сливаем остатки? - я растерялась и спросила у бригадира: "А куда обычно это девают?".
Бригадир сказал, что можно что-нибудь забетонировать, а можно слить в песок на въезде - всё равно там потом будет щебеночное покрытие, и это никак не скажется на качестве въезда. Даже наоборот - укрепит поверхность.
Бетонировать нам ничего было не надо, поэтому (для ускорения работы) постелили на дорогу толстый полиэтилен и слили туда остатки бетона.
Его действительно оказалось немного.
Рабочие, уже почти в темноте, разровняли его небольшой полоской по всей ширине въезда.
На этом вторая часть работ по организации въезда была закончена.
Предстоял перерыв на месяц для того, чтобы бетон смог набрать свою прочность.
И только когда работники уехали с нашего участка, мы поняли, что они забыли положить на паковочную площадку георешётку, о которой мы договаривались с менеджером при обсуждении технологии производства работ.:)
Я позвонила менеджеру, тот подтвердил договорённость и заверил, что через месяц, когда приедут доделывать работу, паковочную площадку обязательно переделают.
Да уж... Таких бестолковых работников наш домик ещё не видел. :)
Продолжение следует.