Найти в Дзене
Time Out

Золотой юбилей Вуди Аллена: 50 фильмов мастера ромкомов

Оглавление

В российский прокат выходит юбилейный, пятидесятый, фильм Вуди Аллена «Великая ирония». Недостижимая, казалось, отметка покорилась ему всего за 57 лет — и это не считая документальных лент, ТВ-пьесы и мини-сериала! Коротко рассказываем о пятидесяти картинах в хронологическом порядке: одно слово — о первой, два — о второй и так далее.

1. «Что случилось, тигровая лилия?», 1966

Каламбурочная.

-2

2. «Хватай деньги и беги», 1969

Джентльмены неудачи.

-3

3. «Бананы», 1971

Любовные приключения диктатора.

-4

4. «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить», 1972

Все есть в названии.

-5

5. «Спящий», 1973

Гомерически смешная «Футурама» для киноэстетов.

-6

6. «Любовь и смерть», 1975

Собирательная пародия на произведения русских классиков.

-7

7. «Энни Холл», 1977

Единственный режиссерский «Оскар» Аллена за непрекращающуюся саморефлексию.

-8

8. «Интерьеры», 1978

Мрачный привет чеховским «Трем сестрам» в бергмановской стилистике.

-9

9. «Манхэттен», 1979

Любовь к девушкам, Нью-Йорку, искусству в лучшем фильме режиссера.

-10

10. «Звездные воспоминания», 1980

Черно-белая рефлексия, элегантно пародирующая трагикомедию «Восемь с половиной» Федерико Феллини.

-11

11. «Сексуальная комедия в летнюю ночь», 1982

Неудачная версия «Улыбок летней ночи» Ингмара Бергмана, номинированная на «Золотую малину».

-12

12. «Зелиг», 1983

Аллен в образе великого имитатора, собравшем его героев 1970-х, и чуточку больше.

-13

13. «Бродвей Денни Роуз», 1984

Оживляющая дух старой школы сатирическая лента о бродвейском ангеле-хранителе вышедших в тираж артистов.

-14

14. «Пурпурная роза Каира», 1985

Оптимистический взгляд на времена Великой депрессии и ода кинематографу, позволяющему бежать от жестокой реальности.

-15

15. «Ханна и ее сестры», 1986

Три сестры справляются с затянувшимся кризисом среднего возраста. «Оскары» за сценарий и роли второго плана.

-16

16. «Эпоха радио», 1987

Автобиографическое признание в любви радио, в эпоху расцвета которого рос Аллен, проводя вечера возле любимого приемника.

-17

17. «Сентябрь», 1987

Переосмысление «Дяди Вани» Антона Чехова и «Осенней сонаты» Ингмара Бергмана, ставшее неожиданным провалом пикового Вуди Аллена 1980-х.

-18

18. «Другая женщина», 1988

Нью-Йорк, психоанализ и кризис среднего возраста — все главные составляющие творчества режиссера соединяются в терапевтическом сеансе героини Джины Роулендс.

-19

19. «Преступления и проступки», 1989

Две параллельных истории о запутавшихся в жизни страдальцах — окулисте и режиссере, которые задаются вопросами морали и не забывают смеяться.

-20

20. «Элис», 1990

Вольный ремейк «Джульетты и духов» Феллини, в котором богемная дама бальзаковского возраста подвергается гипнозу, после чего ее жизнь круто меняется.

-21

21. «Тени и туман», 1991

Мадонна, немецкий киноэкспрессионизм и нетипичная для Аллена толпа звезд в необычном эксперименте режиссера, обратившегося к шедеврам Франца Кафки и Фрица Ланга.

-22

22. «Мужья и жены», 1992

Едкое драмеди о разводе двух семейных пар, снимавшееся на фоне разлада в отношениях между режиссером и долго служившей ему музой Мией Фэрроу.

-23

23. «Загадочное убийство в Манхэттене», 1993

После нескольких подряд драм Аллен вернулся к легкомысленному стилю своих прежних работ. Получилось здорово — авантюрный детектив, герои которого ищут преступника и смысл жизни.

-24

24. «Пули над Бродвеем», 1994

Театральная ретрокомедия о молодом драматурге, который ставит дебютную пьесу на кровавые деньги нью-йоркских гангстеров. Спектакли по мотивам фильма можно увидеть в некоторых российских театрах.

-25

25. «Великая Афродита», 1995

Остроумная романтическая комедия о неравнодушном мужчине, который отправляется на поиски биологической матери усыновленного ребенка и, узнав, что девушка — проститутка, пытается наставить ее на путь истинный.

-26

26. «Все говорят, что я люблю тебя», 1996

Опыт Вуди в мюзикле одни считают удачей, а другие, напротив, проклинают. Правда посередине: фильм — скорее техническое упражнение, нежели искренняя мелодрама. Зато в кадре поет Эдвард Нортон!

-27

27. «Разбирая Гарри», 1997

Аллен вновь играет творца-невротика в кризисе, который не может разобраться в отношениях с женщинами и даже не способен решить, кого взять с собой на вручение литературной премии.

-28

28. «Знаменитость», 1998

Опять писатель в кризисе, только на этот раз выход из него наш герой ищет в тусовках и свиданиях, которые подарят ему только разочарования. ДиКаприо в роли бэдбоя прилагается.

-29

29. «Сладкий и гадкий», 1999

История любви джазового гитариста из 1930-х и его подружки. Шон Пенн в образе гения в музыке, но черствого эгоиста и хвастуна в обыденной жизни. Легкое драмеди без участия Аллена-актера.

-30

30. «Мелкие мошенники», 2000

Неожиданно лихая криминальная экшен-комедия о семейке мошенников, которая придумывает замысловатый план: роет тоннели, чтобы ограбить банк, предварительно открыв пиццерию на той же улице. Все сходства с «Бесподобным мистером Фоксом» случайны.

-31

31. «Проклятие нефритового скорпиона», 2001

Алленовская нейросеть сгенерировала новый сюжет «Служебного романа» в детективном жанре — страховой агент в исполнении Вуди влюбляется в напористую начальницу, и вместе они попадают под влияние нечистого на руку гипнотизера, обворовывающего клиентов.

-32

32. «Голливудский финал», 2002

Вуди Аллен без героя в кризисе? Такого не бывает. На сей раз он ничего не скрывает и снимает метафорическую комедию о поисках оригинального творческого видения: режиссер-невротик теряет зрение и вынужденно работает вслепую.

-33

33. «Кое-что еще», 2003

Один из худших ромкомов режиссера с неудачным кастом. Джейсон Биггз играет писателя, попадающего под чары манипуляторши в исполнении Кристины Риччи. Актеры катастрофически несмешны — даже в очередном сиквеле «Американского пирога» они смотрелись бы уместнее.

-34

34. «Мелинда и Мелинда», 2004

Фильм-рассуждение с оригинальной задумкой. Друзья ведут полемику о комедиях и трагедиях, рассматривая историю девушки Мелинды с двух противоположных точек зрения: автор комедий верит в силу смеха, а его друг считает, что жизнь — это трагедия.

-35

35. «Матч поинт», 2005

Этот триллер Аллен называет одним из лучших в карьере. Получилась интересная интерпретация «Преступления и наказания»: теннисист знакомится с женщиной и становится настолько одержим ею, что идет на убийство, будучи не в силах совладать с чувствами.

-36

36. «Сенсация», 2006

Место новой музы Аллена занимает Скарлетт Йоханссон. Она играет молодую американскую журналистку, втирающуюся в доверие к сыну британского аристокарата, подозреваемому в убийстве. Но вместо сенсационного репортажа она влюбляется в него и закрывает глаза на очевидные факты.

-37

37. «Мечта Кассандры», 2007

2000-е оказались непростым периодом для режиссера — он не мог найти финансирование в США. В Европе ему одобрили драму, в которой Фаррелл и Макгрегор играют братьев перед моральной дилеммой, — о том, что получилось, Вуди, вероятно, предпочел бы забыть.

-38

38. «Вики Кристина Барселона», 2008

Впрочем, после самой темной ночи всегда наступает рассвет. В данном случае утренней зарей оказалась горячая испанская мелодрама с Хавьером Бардемом и трио из Ребекки Холл, Скарлетт Йоханссон и Пенелопы Крус, отчаянно за него боровшихся. Последняя даже получила «Оскар».

-39

39. «Будь что будет», 2009

После четырех европейских фильмов Аллен вернулся в Нью-Йорк и снял комедию о пожилом атеисте, который женится на юной христианке. Режиссер мечтал снять ленту сорок лет и, когда появилась возможность, поставил ее для своего друга-комика Ларри Дэвида, исполнившего главную роль.

-40

40. «Ты встретишь таинственного незнакомца», 2010

Очередная европейская неудача Вуди — драма о семье, внутри которой царит чудовищный хаос. В этом мелодраматическом месиве режиссер собрал все, чем славилось его творчество: семейные склоки, стандартных героев, включая писателя-неудачника, мистику, случайные влюбленности и многое другое. Получилась не слишком вкусная каша.

-41

41. «Полночь в Париже», 2011

История повторяется спустя три года — большой успех после катастрофы. «Полночь в Париже» — очаровательная фэнтези-комедия с героем-интеллектуалом и перемещениями во времени. Сценарист, тоскующий по ревущим 1920-м, переносится в эпоху мечты и знакомится с лучшими ее представителями: Дали, Хемингуэем, Фицджеральдом, Стайн, Шанель, Бунюэлем…

-42

42. «Римские приключения», 2012

Нью-Йорк, Лондон, Париж — следующей остановкой режиссера стал Рим. Портрет Вечного города он рисует с помощью маленьких новелл о людях, которые ищут любовь и вдохновение на улицах итальянской столицы. Зрелище не слишком эффектное, но звездное: сам Аллен, Бениньи, Крус, Гервиг, Айзенберг, Пейдж и Болдуин.

-43

43. «Жасмин», 2013

В «Жасмин» Вуди почти не смеется: в жизни героини Кейт Бланшетт, получившей «Оскара» за лучшую женскую роль, происходит трагедия. Жасмин прощается с изменившим ей мужем и уже привычным светским окружением, переезжая в Сан-Франциско к небогатой сестре, где пытается начать все с чистого листа.

-44

44. «Магия лунного света», 2014

Между желчными «Жасмин» и «Иррациональным человеком» Вуди Аллен снял один из самых очаровательных — хотя и необязательных — своих фильмов. Колина Ферта и Эмму Стоун разделяют несколько десятилетий, но они очень органично сосуществуют в кадре, а сценарий в лучших моментах приближается к обаянию золотого века Голливуда.

-45

45. «Иррациональный человек», 2015

Философская детективная драма балансирует между мрачностью «Мечты Кассандры» и безграничной свободой всех последующих фильмов мастера. Отрешенный от мира профессор Эйб в исполнении Хоакина Феникса влюбляется в студентку Джилл и коллегу-преподавательницу Риту. Любовную дилемму ему помогает решить «Преступление и наказание» Достоевского, почти как в «Матч поинте».

-46

46. «Светская жизнь», 2016

Через историю любви двух молодых растерянных героев Аллен противопоставляет два основополагающих феномена Америки 1930-х: голливудскую гонку за деньгами и нью-йоркское джазовое блаженство. Сам автор, конечно, из второго мира, поэтому, поместив героя в богемную тусовку Лос-Анджелеса, он рефлексирует и над своим выбором пятидесятилетней давности — отправиться покорять Голливуд.

-47

47. «Колесо чудес», 2017

В ретродраме переплетаются судьбы четырех героев, которые по разным обстоятельствам оказались в знаменитом парке развлечений на Кони-Айленде в Нью-Йорке. Жена владельца карусели Джинни влюбляется в спасателя Микки, но — вот незадача — у нее появляется соперница, Каролина. Уже любимые режиссерские штампы и ностальгия — чего еще ждать от Вуди Аллена?

-48

48. «Дождливый день в Нью-Йорке», 2019

Романтическое признание Аллена в любви к Нью-Йорку, разыгранное молодыми звездами Голливуда: Тимоти Шаламе, Селеной Гомес и Эль Фаннинг. Скучающий интеллектуал из состоятельной семьи устает от светской жизни, в то время как его девушка в нее погружается — они отдаляются друг от друга и ищут свои места в новых мирах.

-49

49. «Фестиваль Рифкина», 2020

После обвинений в домогательствах Аллен покинул Штаты, где его предыдущая лента так и не вышла в прокат, и отправился в Испанию. В курортном городке Сан-Себастьян разворачивается история американского кинокритика, увлеченного местной медсестрой. Герой фантазирует о смерти и классическом кинематографе — в крохотных эпизодах Аллен пародирует фильмы Бергмана, Трюффо и Годара.

-50

50. «Великая ирония», 2023

Незатейливое кино, какое выходило из-под руки Аллена всегда. Из ближайших аналогов — «Матч поинт» и «Сенсация». Правда, остроты первого здесь нет. В поэтике случайности фильм мог бы соперничать с работами Хон Сан-су или быть одной из новелл «Случайности и догадки». Кстати, это первый фильм режиссера, полностью снятый на иностранном языке — французском.

-51

В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов