Найти в Дзене
МуZей Победы

«Уверена в себе: выдержу, преодолею любые трудности». Тайна последнего боя летчицы Екатерины Зеленко

Оглавление

«Она родилась для авиации, как птица для полета!» — вспоминал генерал Анатолий Пушкин. Летчица Екатерина Зеленко воевала с первых дней Великой Отечественной. На фронте она была одной из немногих женщин, управлявших легким бомбардировщиком Су-2. Рассказываем историю старшего лейтенанта Екатерины Зеленко, Рассказываем историю старшего лейтенанта Екатерины Зеленко, удостоенной ордена Ленина в самом начале войны.

-2

Екатерина с детства «болела» небом. Вот что она писала своей сестре Соне: «Я стала заядлым парашютистом. Как видишь, Соня, недаром я с хлева прыгала с зонтиком!» В 30-е годы в СССР активно развивалась авиация, появился призыв «Комсомолец — на самолет!». Открывались аэроклубы, в которых ребята могли освоить новую профессию. После его окончания Зеленко стала уже курсантом летной школы.

-3

Путь в авиацию

Затем она служила в бомбардировочном полку. В 1939 году началась война с Финляндией. Женщин на передовую не брали, но Зеленко просилась в боевую часть. В итоге ее зачислили в 11-й легкобомбардировочный полк. Перед отправкой она написала письмо своему будущему мужу Павлу Игнатенко:

-4
«Сегодня убываю на фронт — пожелай мне удачи. Я хорошо представляю, что война станет для меня тяжелым испытанием, но уверена в себе: выдержу, преодолею любые трудности. Кстати, поступление и учебу в академию придется отложить. До того времени, пока полностью не разгромим врага».
P-Z
P-Z

Зеленко летала на биплане P-Z, с которого бомбила позиции противника. Летчица попадала под огонь зенитной артиллерии, но ей удавалось выйти невредимой из боя. За время войны она совершила 8 боевых вылетов, в ходе которых уничтожила финскую батарею и склад боеприпасов. За свои заслуги награждена орденом Красного Знамени.

Су-2
Су-2

Великая Отечественная

О профессионализме Зеленко говорит факт ее назначения летчицей-испытателем. На эту должность отбирали только самых опытных. Девушка испытывала легкий бомбардировщик Су-2.

-7

На нем она встретила Великую Отечественную. Зеленко с первых дней войны совершала боевые вылеты. Летом 1941 немецкая авиация господствовала в воздухе, и боевой путь советских летчиков зачастую был коротким. Особенно это касалось штурмовиков и бомбардировщиков. Они не могли уйти от более скоростных «мессеров», им приходилось преодолевать плотный зенитный огонь во время атак наземных целей.

-8

Но у Су-2 было больше шансов уцелеть за счет неплохой маневренности. Ранее мы рассказывали об этом самолете. Всего Екатерина совершила 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. На ее счету несколько успешных атак на танковые колонны и пехоту врага. В наградном листе отмечено «до 45 танков противника и 20 автомашин пехоты».

-9

Последний вылет девушка совершила 12 сентября 1941 года. Немецкие танки прорвались в районе города Ромны. В 18:00 пара Су-2 Лебедева и Зеленко отправилась для удара по врагу. В ходе полета они наткнулись на пару «мессеров». Во время воздушного боя самолет Лебедевой получил повреждения, но летчица смогла дотянуть до своих. Зеленко погибла.

-10

Но выжил ее борт-стрелок Николай Павлык, вот что он вспоминал:

«Я вел заградительный огонь. Боеприпасы кончались. В этот момент один из фашистских истребителей заслонил смотровое стекло, Зеленко нажала гашетку ШКАСов. Гитлеровский самолет загорелся и круто ушел к земле. Однако нас тоже зацепило. Я доложил ей, что ранен. Зеленко отдала приказ покинуть машину и во что бы то ни стало добраться до своих, чтобы доложить о результатах разведки. Сама продолжила вести бой».
-11

Позднее появилась версия о таране Зеленко вражеского самолета. Однако в советских документах об этом ничего не сказано. Не упоминал таран и бортовой стрелок летчицы Павлык. По немецким документам за тот день потерь зафиксировано не было, все «мессеры» вернулись обратно.

Екатерина Зеленко, сентябрь 1941 года
Екатерина Зеленко, сентябрь 1941 года

О таране заговорили после воспоминаний местных жителей, наблюдавших воздушный бой. Вот как это описывал очевидец М. Бутко:

«Я заметил, что наш самолет резко пошел на сближение с немецким. Самолеты столкнулись и оба начали падать. Краснозвездный сразу полетел вниз и загорелся. А немецкий самолет еще пролетел километра два и тоже упал. Прискакал я туда, куда упал наш самолет.
Последний бой Екатерины Зеленко, рисунок
Последний бой Екатерины Зеленко, рисунок
Вокруг бушевало пламя. Тело летчика было сильно повреждено. О том, что это девушка, узнали из документов. Нашли здесь комсомольский билет, орденскую книжку и удостоверение личности. Вблизи обломков я увидел орден боевого Красного знамени, который отдал старшим товарищам».
Сбитый Су-2, фотография приведена для иллюстрации
Сбитый Су-2, фотография приведена для иллюстрации

Из рассказа очевидца можно сделать вывод, что немецкому самолету после тарана удалось пролететь дальше. О его месте крушения ничего не сообщается. Во время войны нередко уходящего со снижением и дымом врага могли принять за сбитого. Известные сведения говорят о том, что скорее всего жителям издалека показался таран. Немецкий самолет мог получить повреждения от советских пулеметов, тем не менее ему удалось вернуться обратно.

-15

Но это не отменяет героизма Екатерины Зеленко. Девушка раз за разом выполняла боевые вылеты и успешно поражала немецкие танки и вражеских солдат в условиях превосходства немецкой авиации. Во время войны Екатерина Ивановна Зеленко посмертно награждена орденом Ленина. В 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

-16

Больше историй о героях Великой Отечественной вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа». Приходите!

#МузейПобеды #ПодвигНарода