Есть в военной истории Рима такой небольшой, но феномен: спустя примерно двести лет после отказа от бронзовых шлемов (например, типа Монтефортино), уже в эпоху самого расцвета и пиковой мощи Империи некоторые римские воины возвращаются к использованию этих самых бронзовых шлемов. Правда, это происходит только на части римских территорий, располагавшихся на востоке, и термин "римские воины" надо понимать лишь как "служащие Риму", а отнюдь не как "римляне по крови", но тем не менее...
Например, на территории Болгарии, в местечке Брястовец был найден вот такой прекрасный бронзовый шлем с одним нащечником:
Высота - 19,7 см. Украшен богатейше, главным образом изображениями богов, а именно - Меркурия, Аполлона, Минервы, Виктории и Марса, а на нащечнике - Нептун. Очень интересно, что за бог был на втором нащечнике, но он до нашего времени не дошел...
Купол бронзовый, цельный (из одного листа металла), с характерной еще для старинных "монтефортинцев" пуговкой. Но на этом моменте, как говорится, понятности заканчиваются...
Обратите внимание на перфорацию по нижнему краю обода в затылочной части. У этого шлема, кроме нащечников, была еще и бармица. Но бармицы в целом для римской армии нехарактерны, тем более - достаточно нетипично их сочетание с нащечниками. Обычно бывает что-то одно, или нащечники, или бармица. Хотя, конечно, здесь, с соответствующим перфорированием только в затылочной части... Вместо бармицы могла быть просто привесь из кожи, плотной ткани или чего-то подобного.
Ну и сама по себе бармица - это восточный элемент "обвеса"
Шлем обнаружен в захоронении воина. Вместе с ним лежал и щит, на умбоне которого есть надписи...
На умбоне щита, находившемся в захоронении, имеются две чеканных пунктирных надписи (АЕ 2002.1257a-b = HD043982). Первая датируется первой половиной I в. н.э. и читается как (Centuria) Macrini / Q. Capiton(is), что свидетельствует о принадлежности данного предмета Квинту Капитону из центурии Макрина. Вторая надпись по своим палеографическим особенностям относится ко второй половине I в. н.э. и читается как (Centuria) Prude(ntis) / Eftatr(alis), то есть «принадлежит Ефтатралису из центурии Пруденса». Таким образом, датировать данную находку можно не ранее конца I - начала II в. н.э.
(с) СФЕРОКОНИЧЕСКИЕ ШЛЕМЫ В РИМСКОЙ АРМИИ II-III ВЕКОВ Н.Э. © 2017 г. А.Е. Негин
А кроме того, этот шлем странен и своими украшениями. Дело в том, что на нем помещены изображения насквозь мирных или, во всяком случае, невоинственных богов - Меркурия, Аполлона и Нептуна. Этих божеств никогда не бывает на римском парадном вооружении, которое к настоящему моменту изучено довольно хорошо. А здесь они есть...
Едем дальше. Следующий очень интересный шлем, также бронзовый, из одного куска металла, с "пуговкой" на навершии и изображениями некоторых богов, хотя и гораздо более скромный:
Это шлем из Джаково. Найден в Боснии, но сейчас хранится в Хорватии. Высота 20,5 см, по нижнему краю выделяется полоса, на которой в налобной части размещены изображения Юпитера, Виктории и Марса. В отличие от первого шлема, они небольшие. Если первое наголовье - явно парадное, то второе может быть вполне себе боевым, люди древности часто украшали боевое оружие. Это только в наше время считают, что оно должно быть тупо утилитарным...
На левой части шлема сохранилось крепление под нащечник (петля-шарнир). На затылочной части - перфорация под бармицу или тканевой/кожаный назатыльник. А вот металлический - вряд ли, бронзовые шлемы в то время так с назатыльниками заодно и изготавливались, т.е. были цельными. Вот, например, как у шлема из Монтефортино.
Практически аналогичную конструкцию имеет шлем из старого римского военного лагеря Интерциза:
Тоже бронзовый цельный, тоже с "пуговкой", тоже с перфорацией под бармицу, но, в отличие от двух предыдущих - лишенный каких-либо украшений. Это чистой воды обычный солдатский шлем. Высота 23 см, диаметр 24 см (кстати, это очень много; его хозяин был либо лютым великаном, либо носил шлем на толстенном подшлемнике).
Толщина стенок 1-2 мм.
Причем на шлеме сохранились остатки одного колечка - бронзового. Бармица была либо целиком бронзовой, либо железной с бронзовой окантовкой/бронзовыми вкраплениями (например, недостающие железные кольца заменялись бронзовыми при ремонте).
На шлеме сохранилась надпись: Т MAXI MACEDO и CONSTANTI[S]. При этом второе имя написано в другой манере письма, что позволяет интерпретировать надпись как две разновременные надписи: t(urma) Maxi(mi) Macedo(nis) и t(urma) Maxi(mi) Constanti(s) (Szabo, 1986. S. 423—424). Исходя из анализа имен, первый владелец шлема был, вероятно, уроженцем кельтских территорий в области Дуная, а второй был родом из восточной Паннонии. В пользу такого предположения может свидетельствовать тот факт, что I cohors milliaria Hemesenorum Sagittaria equitata, стоявшая гарнизоном в Интерцизе с 175 по 260 гт., состояла из местных рекрутов (Mocsy, 1973. Р. 234).
(с) СФЕРОКОНИЧЕСКИЕ ШЛЕМЫ В РИМСКОЙ АРМИИ П-Ш ВЕКОВ Н.Э. © 2017 г. А.Е. Негин
Изнутри шлема из Интерцизы сохранились следы выколотки, внешняя поверхность отполирована.
Есть еще несколько аналогичных шлемов в более худшем состоянии. Некоторые сохранились фрагментарно, кое-какой из других был еще при жизни владельца весь изуродован, подвергнут неквалифицированному ремонту (не получившемуся), а потом попросту выкинут. Таков шлем этого же типа из Бумбешти, в Румынии, с территории, где по странному стечению обстоятельств в третьей четверти II века также стояла когорта IV Cypria civium Romanorum...)
Впрочем, цитируемый мною исследователь - А. е. Негин, довольно известный в России специалист по римскому вооружению, считает, что брестовицкий шлем был снабжен ламеллярно-чешуйчатой бармицей вот из таких пластинок:
Это опять-таки - восточный стиль.
Кстати, к мнению о том, что перфорация по ободу могла служить для крепления вшивного подшлемника, а не бармицы... Если бы это было так - она была бы по всему периметру, а не только на затылке.
В настоящее время принято считать, что подобные шлемы с европейского востока империи принадлежали либо сарматам на службе Рима, либо левантийским лучникам. Негин, по материалам которого я пишу эту статью, склоняется к сарматам. Кстати, в Интерцизе стояла как раз "I cohors milliaria Hemesenorum Sagittaria equitata", то есть - когорта конных лучников. Кто это мог быть такой на Дунае, если не сарматы?
"Сарматская" версия базируется на комплексном анализе существующих источников по данному вопросу. Так, например, из Бреды происходит сегментарный бронзовый шлем из 8 треугольных пластин длиной по 22 см каждая, и толщиной в 1 мм. Он собран на широком ободе и имеет перфорацию по нижнему краю, как и цельные шлемы, и считается принадлежавшим сармату на римской службе.
А на колоннах Трофея Траяна изображены воины вот в таких шлемах:
Три из них производят впечатление сегментарных, но у одного купол очевидно не сегментный, а цельный. Причем все четыре шлема снабжены и нащечниками, и затылочной бармицей (правда, не ламеллярной, а явно более тонкой и гибкой - ткань, кожа или кольчуга).
О материалах шлемов, конечно, по барельефу судить невозможно, но по конструкции они похожи на описываемые бронзовые дор чрезвычайности...)
Хотя в целом сфероконические бронзовые шлемы (разных типов) в Средиземноморье были так широко распространены и так популярны, что проще сказать, кто их не использовал, чем - кто носил. Рассматриваемые в данной статье шлемы интересны в первую очередь тем, что это некоторым образом архаика для армий II века (хотя и не так чтоб глубокая), а также тем, что комплектовались они одновременно и нащечниками, и бармицей - таким образом, являя собой сочетание традиций Востока и Запада...
Источники:
1. А. Е. Негин, "СФЕРОКОНИЧЕСКИЕ ШЛЕМЫ В РИМСКОЙ АРМИИ II-III ВЕКОВ Н.Э. © 2017"
2. А. Е. Негин, "БОРОДАТЫЙ ШЛЕМ-МАСКА ИЗ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ СЕРБИИ КАК ОБРАЗЕЦ ВЗАИМОВЛИЯНИЙ ОРУЖЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ НА РИМСКОМ ПОГРАНИЧЬЕ"