Сразу после восшествия на престол нового Императора, первым, кто решился обозначить ему недостатки нашей военной системы в связи с неудачных ходом Крымской войны, был Главнокомандующий Гвардейским и Гренадерским корпусами генерал от кавалерии граф Ф. В. Ридигер – победитель мятежного А. Гергея в венгерской кампании 1848 года. Правда, едва ли не лучший боевой генерал николаевского времени и хороший стратег не принимал участия в Восточной войне – некоторые считали, что из-за ревности «отца-командира» и любимца Николая I фельдмаршала И. Ф. Паскевича.
Ещё в ходе кампании, 4-го июня 1855 года, граф подал на имя Императора Александра II первую записку, в которой указывал на излишнюю централизацию власти, как важнейшую причину наших военных неудач. По мнению Ридигера, это вело к отсутствию способных людей на местах и в центральном военном аппарате; нижестоящие инстанции превратились просто в механические передаточные звенья.
До воплощения своей идеи в жизнь граф не дожил – он скончался от болезни в Карлсбаде 11-го июня 1856 года, однако Военный Совет принял замечания Ридигера к сведению и 15-го апреля 1858 года было объявлено Высочайшее повеление, коренным образом изменившее существовавший порядок перевода нижних чинов из одной части войск в другие.
Отныне это право перевода, ранее данное лишь Инспекторскому Департаменту, было передано и Начальникам Дивизий , правда, с незначительными ограничениями.
«… Государь Император … Высочайше повелеть соизволил:
1. Предоставить Дивизионным Начальникам и другим лицам, равную с ними власть имеющую, переводить нижних чинов из одной команды в другую без разрешения Инспекторского Департамента, за исключением лишь нижних чинов:
а) разжалованных из офицеров;
б) происходящих из дворян и вольноопределяющихся, которые подверглись оштрафованиям, в формулярные списки внесенным, и
в) вообще отданных в службу за политические преступления.
О переводе всех таковых лиц должно быть представляемо в Инспекторский Департамент по команде.
2. На перевод нижних чинов в Гвардию испрашивать, на основании существующих ныне правил, Высочайшее Его Величества разрешение; равным образом, оставить без изменения внутренние перечисления нижних чинов в войсках Гвардии и переводить их не иначе, как с разрешения Главного начальства Отдельного Гвардейского корпуса.
3. Ограничить переводы нижних чинов по беспорочном прослужении 15-летнего срока на родину для сближения с родственниками только случаями действительной надобности, а именно: для призрения престарелых родителей, или несовершеннолетних детей.
4. Ограничить переводы нижних чинов из Евреев, прослуживших беспорочно 15 лет, в войска, расположенные в губерниях, где Евреи имеют оседлость, лишь теми частями войск, в коих рекруты из Евреев могут быть назначаемы.
5. Общие правила о переводе нижних чинов распространить и на лиц унтер-офицерского звания, если только ближайшие начальства не встретят препятствий к таковому переводу и удостоверят при том, что открывающиеся вакансии, без вреда для службы, могут быть замещены другими чинами…».
Из этого общего правила были допущены изъятия:
«… 1) в отношении подпрапорщиков, юнкеров и унтер-офицеров из вольноопределяющихся, равно как и рядовых из дворян и вольноопределяющихся, не переводить из одного полка в другой, на родину, для сближения с родными, ибо они поступают на службу по собственному желанию и, следовательно, сами избирают полки и команды, в которых служить желают. Переводы же разрешать только:
а) для уравнения в полках и вообще для пользы службы;
б) для совместного служения с отцом и с родными братьями, и
в) для перемены рода службы, как-то: переводить их из пехоты в кавалерию, артиллерию, инженеры, стрелковые батальоны и пр. и обратно с соблюдением, на точном основании существующих узаконений, всех условий, требуемых для поступления в тот род оружия, в который они желают перейти, ибо лица сии, поступая на службу, по собственному желанию, не должны быть лишаемы права переходить в другой род службы, когда чувствуют к нему способность и призвание; и
2) в отношении тех нижних чинов унтер-офицерского звания, о переводах коих существуют в законах особые ограничения, как например, унтер-офицеры учебных войск, не могут быть переводимы в другие войска, без особых и самых основательных причин, так как служба в учебных войсках специальная и имеет особое назначение.
…
7. Назначение нижних чинов собственно в денщики предоставить Командирам гарнизонных и линейных батальонов…».