Еще одним преобразованием 2023-2024 учебного года стало введение профориентационного минимума в школах. Рассказываем, какие цели преследует новшество, что принципиально изменится и готовы ли к этому школы.
Что такое профориентационный минимум
Весной 2023 года Минпросвещения сообщило о разработке единой модели профориентации для учеников 6–11 классов. Ее цель – систематизация занятий по профориентации в разных регионах и школах, помощь выпускникам в выборе вузов и сузов для поступления. В итоге все это должно способствовать развитию рынка труда и ускорению экономического роста России.
С 1 сентября 2023 года обязательные уроки по профориентации появились в школьных расписаниях по четвергам, а Министерство просвещения подготовило рекомендации по их организации.
В 2023—2024 учебном году цикл состоит из 34 уроков. Расписание, темы и содержание занятий расположены на сайте проекта «Билет в будущее».
На уроках профориентации «Россия — мои горизонты» ученики знакомятся с профессиями, востребованными в современной экономике и ключевыми производствами нашей страны.
Содержание занятий адаптировано под возрастные особенности разных групп учеников.
- В 6–7 классах педагоги знакомят детей с разнообразием профессий, разговаривают с ними о важности труда. Подразумевается, что школьники смогут определиться, какие предметы понадобятся им в жизни.
- В 8–9 классах ученики узнают больше с востребованных специальностях, выбирают дисциплины для своего профильного образования.
- В 10–11 классах выпускникам помогают выбрать направление для дальнейшего обучения, определиться с предметами для сдачи ЕГЭ, поступить в вуз и сделать первые шаги в карьере.
Есть отдельные программы для детей с ограниченными возможностями.
Уроки содержат интерактивные элементы — вопросы для размышления, тесты и опросы, кейсы, а также видеоматериалы и задания, подготовленные Минпросвещения. У учеников есть возможность примерить профессию на себя — попробовать решить реальные задачи, с которыми сталкивается специалист на работе. Также ребята смогут пройти диагностику на выявление склонности к той или иной профессиональной сфере.
Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения, педагогом-навигатором — человеком, отвечающим за профориентацию учеников, может стать любой учитель, прошедший программу повышения квалификации по профориентационной работе. То есть учителя, которые уже работают в школе.
Полный комплекс профориентационной работы, планируемый Министерством, предполагает участие школьных психологов, карьерных консультантов и других специалистов.
Направления профориентации
Исходя из имеющихся ресурсов, каждая школа сама выбирает, на каком уровне профессионального минимума проводить уроки – базовом (от 40 часов в год), основном (от 60 часов в год) или продвинутом (от 80 часов в год).
Конечно, только уроков по четвергам мало. Предполагается, что школьная профориентация будет проводиться по семи направлениям.
Урочная деятельность
Учебные часы для углубленного изучения физики, математики, химии и технологии в 6—11 классах.
Внеурочная деятельность
Еженедельные классные часы с профориентационными программами, диагностическими тестами, проектами.
Школьники будут смотреть онлайн-уроки о профессиях, играть в коммуникативные и деловые игры, беседовать с психологами, педагогами и представителями разных профессий.
Воспитательная работа
Мастер-классы, экскурсии на производство, тематические ярмарки и выставки, дни открытых дверей в колледжах и вузах, конкурсы и чемпионаты по профессиональному мастерству.
Дополнительное образование с учетом склонностей школьников
Кружки, секции и клубы.
Профессиональное обучение
Программы подготовки по разным специальностям в учебно-производственных комбинатах для старшеклассников.
Профильные классы
Открытие в школах профильных классов инженерной, космической, медицинской, педагогической, предпринимательской или информационно-технологической направленности.
Минобрнауки рекомендует школам заключать партнерские соглашения с заинтересованными вузами, компаниями-работодателями и учебно-производственными комплексами. Предполагается, что в работе профильных классов будут участвовать представители кадровых агентств, негосударственных служб занятости, профессиональных объединений разных профилей и волонтерских организаций.
Взаимодействие с родителями
Не менее двух родительских собраний в год с участием специалистов разных профессий.
Чего ожидать от профориентационного минимума в школах?
Безусловно, это хорошее начинание. Программы по профориентации важны для детей, они отвечают поиску себя и своего места в большом количестве современных профессий. Все чаще подростки не готовы ждать окончания школы, стремятся получить азы профессий с помощью курсов, например, в IT. Им интересно узнавать про перспективы, пробовать себя, готовиться к будущей работе еще до выпуска из школы.
На уроках профориентации важно показать детям разнообразие профессий, услышать каждого и помочь сориентироваться.
Результативность и успешность программы будет зависеть от педагогов, которые реализуют ее в школах. И здесь есть риск — высокая загрузка учителей. У них появилась непростая задача — погрузиться в новый методический материал, который нужно преподносить детям в увлекательном и доступном формате.
Профориентация в школе-пансионе «Дубравушка»
В 9 классе наши ученики проходят профессиональное тестирование в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Он является одним из признанных лидеров на российском рынке в области профориентационной диагностики и карьерного консультирования, а также разработки инновационных технологий оценки и развития компетенций детей и молодежи.
В Центре ребенку дают практические рекомендации по сферам интересов на основе его способностей, тому, на какие профессии стоит обратить внимание, над чем нужно поработать для поступления в вуз.
На основе данных центра мы выстраиваем профориентационную работу в школе: индивидуально и в микро-группах.
Если результаты тестирования не совпали с желанием и стремлениями самого ученика, мы не рекомендуем ему отказываться от цели, но настраиваем, что понадобится больше усилий для ее достижения.
Ребенок должен объективно оценивать свой ресурс: сильные и слабые стороны, понимать, что нужно улучшить, чтобы добиться результата, организовать время так, чтобы успеть качественно подготовиться к ЕГЭ и поступить в желаемый вуз. Мы помогаем наметить план действий, но не бояться его менять, пробовать, действительно ли он хочет заниматься этим делом. Для начала через учебные предметы.
К 10 классу ребенку важно четко определить, чем он хочет заниматься и выбрать предметы, по которым будет готовиться к экзаменам. Это первый важный шаг в поиске любимого дела в жизни.
Приезжайте на индивидуальную встречу вместе с ребенком в «Дубравушку».
Записаться на нее можно любым удобным способом:
1. Оставьте заявку через форму обратной связи на сайте школы.
2. Позвоните по телефону +7(495)320-06-40.
3. Напишите на study@dubravushka.ru.
4. Напишите в WhatsApp +7 (985) 227-97-72.
#школа_пансион #школа_с_проживанием #частная_школа #школа_дубравушка