Найти тему

Подвешенный "Воздушный мост": что происходит с авиакомпанией AirBridgeCargo?

Введённые весной 2022 года санкции США и Евросоюза негативно сказались на доходах российских авиакомпаний, но ситуацию всё же удалось взять под контроль - ни один из регулярных пассажирских перевозчиков России не прекратил полёты.

Иная ситуация сложилась в грузовом секторе, где лидирующие позиции занимала AirBridgeCargo. Уже в марте самолёты авиакомпании замерли на земле, и с тех пор перевозчик находится в состоянии неопределённости: c одной стороны, флот ABC больше полутора лет стоит в законсервированном виде в "Шереметьево", а сама авиакомпания уже успела сократить часть пилотов. А с другой - заявления о банкротстве перевозчик не подаёт и всеми силами пытается вернуться к международным грузоперевозкам.

AirBridgeCargo начала свою работу в 2004 году как дочернее предприятие грузовой авиакомпании "Волга-Днепр". На тот момент флот перевозчика состоял из двух Boeing 747-200F. В 2005 году AirBridgeCargo получила первый Boeing 747-300F, а спустя 2 года в её авиапарк начали поступать самолёты 747-400ERF

-2

Постепенно наращивая количество самолётов, с 2012 года ABC начала летать на Boeing 747-8F, а в 2020 году компания приступила к эксплуатации Boeing 777F, став первым обладателем этих самолётов на постсоветском пространстве.

В 2019 году грузовые авиаперевозки просели, а в первой половине 2020 года по этому рынку сильно ударила пандемия коронавируса. Всё это привело к убыткам в AirBridgeCargo и "приземлении части" самолётов. Однако уже во втором полугодии объёмы грузовых авиаперевозок начали расти: сказалось резкое сокращение пассажирских рейсов, увеличение продаж онлайн-магазинов и необходимость быстрой доставки медицинских грузов. В итоге 2020-й ABC закончила с чистой прибылью в 44 млрд рублей, а в следующем году эта цифра увеличилась до 53 млрд - рекорд за всю историю авиакомпании.

-4

В начале 2022 года на фоне роста грузооборота пассажирских авиакомпаний, объём перевезённых грузов AirBridgeCargo немного сократился. А потом пришли антироссийские санкции, и ABC прекратила полёты. Авиакомпания была заточена под работу на международных рынках, которые в одночасье оказались для неё закрыты. Выполнять полёты в Китай перевозчик не мог из-за опасности ареста самолётов (их требовали вернуть лизингодатели), а на внутрироссийских направлениях его провозные мощности были избыточными.

Уже летом 2022 года AirBridgeCargo запланировала вернуть большинство своих самолётов лизингодателю из ОАЭ и совместно эксплуатировать их с авиакомпанией Etihad. Однако этим планам не суждено было сбыться (возможно потому, что перевозчик не смог получить разрешение российских властей на возврат самолётов). Вскоре после этого материнская компания "Волга-Днепр" решилась на сокращение пилотов, суммарно уволив в ABC и "Атране" (ещё одной своей "дочке") 200 сотрудников.

-6

Впрочем, AirBridgeCargo не теряла надежд на возвращение к международным перевозкам. Весной 2023 года перевозчик объявил о намерении взять в лизинг два Ил-96-400Т, ранее эксплуатировавшихся авиакомпанией "Полёт". Предполагалось, что самолёты будут летать по маршруту Москва - Пекин.

Но и здесь всё пошло не по плану: уже в июле стало известно, что ABC не получит "Илы" (первый самолёт с номером RA-96103 к тому моменту уже был окрашен в ливрею перевозчика). Официальных комментариев от ОАК и AirBridgeCargo о причинах срыва сделки не поступало, а лайнер в итоге планируется передать другому российскому карго-перевозчику - Sky Gates.

-7

По состоянию на осень 2023 года, самолёты AirBridgeCargo продолжают оставаться в "Шереметьево" в законсервированном состоянии. Большая часть лайнеров стоит на рулёжках ныне недействующей ВПП-3, часть самолётов можно заметить у южного терминального комплекса. Переводить в российский реестр их не спешат, но и лизингодателю не возвращают. О своих планах на будущее руководство ABC пока не распространяется, однако очевидно, что терять свой бизнес они не намерены и продолжают искать варианты для возвращения в небо.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Под забором во "Внуково": Ил-96, пара Ту-204, Як-40, Ан-148, чёрный "Боинг" и другие

Судьба самолёта: история Як-40, летавшего в Канаду

МС-21: снаружи, внутри и в воздухе

Кладбище самолётов в "Домодедово": судьба самолётов

История Ту-204, выполнившего первый пассажирский рейс

Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"