Свой первый регулярный пассажирский рейс самолёт Ту-204 выполнил 23 февраля 1996 года по маршруту Москва - Минеральные Воды. Старт пассажирской эксплуатации новой туполевской машины дал самолёт с номером RA-64011. Однако первый технический рейс с пассажирами ещё за 1,5 года до этого выполнил другой Ту-204 - RA-64014. Об этом самолёте - одном из немногих летающих поныне Ту-204 первой партии - и пойдёт речь дальше.
Самолёт с номером RA-64014 был выпущен в июле 1994 года на заводе "Авиастар" в Ульяновске. Это был "классический" Ту-204, не относящий к какой-либо модификации (их на тот момент попросту не существовало).
2 ноября 1994 года борт RA-64014 отправился в первый технический рейс с пассажирами по маршруту Москва - Сочи. Самолёт на тот момент числился за ГТК "Россия" (преемница 235-го лётного авиаотряда), а пилотировал его экипаж "Внуковских авиалиний". На борту находились 210 пассажиров, в числе которых были председатель ГТК "Россия" Александр Ларин и лётчик-испытатель Александр Косырев.
Полёт до Сочи прошёл без происшествий, а вот во время обратного рейса Сочи - Москва случилась неприятность. На высоте 10 100 метров произошло разрушение левого двигателя. Вылетевшие наружу лопатки повредили стабилизатор, самолёту пришлось совершать вынужденную посадку в Ростове-на-Дону. Позже выяснилось, что разрушение произошло из-за проблем в работе топливной системы, резко увеличившей подачу топлива в двигатель.
К середине декабря борт 64014 удалось восстановить, однако так быстро покинуть Ростов-на-Дону у него не получилось: на стоянке в самолёт врезался трактор. В результате столкновения у Ту-204 оказалась повреждена створка носовой стойки шасси, быстро отремонтировать которую не удалось.
В итоге после всех ремонтных мытарств южная земля всё же отпустила многострадальный самолёт, который перелетел в Жуковский на аэродром "Раменское", где и простоял до начала 2000-х. Затем Ту-204 перегнали на территорию аэропорта "Быково", расположенного всего 7 километрах от "Раменского".
В "Быково" борт 64014 лишился двигателей и простоял в разукомплектованном состоянии около 10 лет. В сентябре, буквально за месяц до прекращения работы аэропорта, самолёт перелетел в Ульяновск, где была запланирована его модернизация до модификации Ту-204-100B. После этого лайнер должен был войти во флот авиакомпании "Авиастар-Ту", однако этим планам помешала авария борта 64011, в 2011 году севшего в лесополосу в окрестностях "Домодедово". После этого инцидента "Авиастар-Ту" не смогла вернуться на рынок пассажирских авиаперевозок, а многострадальный 014-й застрял на территории завода.
Наконец, в середине 2010-х дело сдвинулось с мёртвой точки. Самолёт всё-таки довели до версии Ту-204-100B, оснастили VIP-салоном и в 2017 году передали новому заказчику, которым стало министерство промышленности и торговли РФ. Эксплуатантом при этом числилась чартерная авиакомпания "РусДжет". Отдельно стоит отметить ливрею, которую нанесли на фюзеляж: это почти полная копия современной ливреи "Аэрофлота". Главное отличие - оранжевую линию, опускающуюся от киля вниз пор хвостовой части и опоясывающую нижнюю часть самолёта, заменили на российский триколор.
В 2020 году Ту-204-100B с номером RA-64014 вошёл в состав парка авиакомпании Red Wings, на тот момент отказавшейся от эксплуатации воздушных судов отечественного производства на регулярных рейсах. По состоянию на 2023 год самолёт продолжает летать в Red Wings, выполняя чартерные рейсы для разных заказчиков.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
Ту-204С: последний советский "грузовик"
Необычная мутация Ту-204: история модификации Ту-204-300-100
Судьба самолёта: история первого прототипа Ту-204
Из России в Азию: что ждёт Ту-204 Red Wings?
Пара Ту-214, Ил-18, Ми-8 и одинокий A330: аэропорт Сочи