Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие № 8.
Задачи:
Формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифра «5»;
Развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным счетом (1,2,3,4,5)
· устанавливать отношения между группами предметов практическим путем (графически).
Продолжать развивать умение:
· ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от себя.
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: картинки с изображением 5 девочек и 5 воздушных шаров (на магнитной основе), цифры 1», «2», «3», «4», «5»
Раздаточный материал: наглядное пособие (А5)
карандаш цветной по выбору детей.
Ход занятия.
1. На доске в один (нижний) ряд выставлены 4 изображения девочек; в верхнем ряду выставлены изображения 3-х воздушных шаров.
- Девочки вышли на прогулку. У них были воздушные шары. Сосчитайте, сколько девочек.
Дети считают самостоятельно на местах; озвучивают ответ.
- Давайте проверим.
Один из ребят считает у доски. Воспитатель обращает внимание на правила счёта и формулировку результата («Одна девочка, две, три, четыре. Всего четыре девочки»).
Выставляется цифра «4».
- Сколько шариков?
Аналогично проводится сосчитывание шаров. Выставляется цифра «3».
- Чего больше, девочек или шаров? Какое число больше: три или четыре? Какое число меньше: три или четыре?
- Как сделать, чтобы девочек и шаров стало поровну?
Дети вместе с воспитателем выясняю, что можно либо убрать одну девочку (она ушла домой), либо добавить один шарик. Решают добавить один шарик («Пусть у всех девочек будет по воздушному шарику»).
Выставляется ещё одно изображение шарика.
- Все девочки рады, разбежались по площадке.
Воспитатель перестраивает расположение изображений девочек из одного ряда в свободное расположение по площади правой половины доски.
- И шарики разлетелись!
Воспитатель располагает шары хаотично на левой стороне доски.
- Прибежала играть ещё одна девочка.
Воспитатель выставляет ещё одно изображение девочки.
- Чего теперь больше, а чего меньше, или может быть девочек и шариков поровну? Как узнать?
Выслушиваются предположения детей.
- Я вам предлагаю ещё один способ. Давайте от каждого шарика протянем девочке ниточку.
Воспитатель рисует на доске ниточку от каждого шарика к руке каждой девочки.
- У одной девочки нет шарика и ниточки. Значит чего больше: девочек или шариков? Чего меньше? Как сделать, чтобы шариков и девочек стало поровну?
Решают добавить один шарик («У всех девочек будет по воздушному шарику»).
Кто-то из ребят выставляет ещё одно изображение воздушного шара и рисует от него до девочки ниточку.
- У каждой девочки есть ниточка с воздушным шариком, и каждый шарик держит за ниточку девочка, значит сейчас девочек и шариков поровну.
2. – Сколько сейчас девочек? Можно их сосчитать?
Один ребёнок выходит к доске и с помощью воспитателя сосчитывает изображения девочек. Воспитатель обращает внимание на то, что девочки стоят не в ряд, поэтому считать их сложнее, нельзя пропустить ни одну из девочек.
- Сколько девочек? (пять).
- Число пять обозначается вот такой цифрой «5».
Выставляется цифра «5».
- Можно сказать, сколько шаров, не пересчитывая их? Сколько всего шаров? (пять).
- Как узнали, что шаров «пять». (Девочек пять. А шаров столько, сколько девочек, их поровну).
- Все девочки с шариками ушли домой.
Наглядный материал с доски убирается.
3. Игровое упражнение «Волшебный круг».
Дети становятся в круг. В центре круга стоит ведущий; для него – правило: не поворачиваться вокруг себя. Дети идут по кругу, проговаривая слова «Провернись волшебный круг. Где сейчас стоит твой друг?». Дети останавливаются. Воспитатель задаёт ведущему 3-4 вопроса, например: «Кто стоит впереди тебя? Кто стоит справа от тебя? Кто стоит сзади тебя? Кто стоит слева от тебя? Где стоит Саша, справа или слева от тебя? Где стоит Катя?».
4. В заключении игры дети выполняют двигательную разминку:
Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире, Пять – руками помахать. И на место тихо встать.
5. Дети садятся за столы. Им предлагается наглядное пособие.
- Кто нарисован на картинке? (девочки и мальчики).
- Девочки и мальчики на музыкальном занятии разучивают парный танец. Чтобы узнать, всем ли детям хватит пары, надо сравнить количество мальчиков и девочек. Как это сделать? (Можно сосчитать и сравнить полученные числа).
-А можно сразу поставить детей в пары – протянуть ленточку от мальчика к девочке.
Показывает на образце, как нарисовать линию; указывает, что ленточка может быть неровной.
- Вот одна пара. А дальше сами составьте пары: нарисуйте ленточки от мальчиков к девочкам.
Индивидуальная работа с детьми; оказание помощи при необходимости.
- Всем девочкам хватило пары? (нет). Сколько девочек осталось без пары? (одна).
- Кого больше: мальчиков или девочек? Кого меньше?
- Сколько надо нарисовать мальчиков, чтобы девочек и мальчиков стало поровну? (одного)
- Нарисуйте мальчика и протяните от него ленточку к девочке.
Дети выполняют задание.
- Сосчитайте, сколько всего девочек.
- Можно сказать, не пересчитывая, сколько мальчиков? Сколько мальчиков?
- Покажите на картинке цифру «5». Обведите её пальчиком. Покажите цифру «3»; «2»; «4»; «1». Закрасьте любую цифру, какую хотите.
Индивидуальная работа с детьми. Дети могут закрасить несколько цифр.