Добрый вечер, дамы и господа! С вами адвокат и налоговый консультант Сергей Ковальчук.
06.10.2019 г. господин Х.А.Р. приобрел в салоне ООО "Сеть Связной" сотовый телефон Apple iPhone 11 PRO стоимостью 85.000 рублей. При эксплуатации телефона им в течение гарантийного срока были выявлены различные дефекты производственного характера, в частности, дефект основной печатной платы.
Данные обстоятельства отражены в заключении экспертизы ООО "Ф-Э" от 19.12.2019 г., проведенной по инициативе самого покупателя.
После этого Х.А.Р. обратился к продавцу некачественного товара с письменной претензией о расторжении договора купли-продажи телефона, взыскании уплаченных за него денег, а также расходов на оплату независимой экспертизы. Данные требования в добровольном порядке удовлетворены не были.
Тогда Х.А.Р. обратился с иском в районный суд. В нем он просил взыскать с ООО "Сеть Связной":
- деньги в сумме 85.000 рублей, уплаченные за некачественный товар;
- расходы на оплату независимой экспертизы - 15.000 рублей;
- неустойку за просрочку удовлетворения требования о возврате уплаченных за товар денежных средств - 597.000 рублей;
- неустойку за невыполнение требования о возмещения убытков в размере - 597.000 рублей;
- штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных требований - 42.500 рублей;
- компенсацию морального вреда - 100 000 рублей,
а также почтовые расходы в сумме 600 рублей.
ПОЗИЦИЯ суда первой инстанции.
Он исковые требования удовлетворил частично, взыскав с ответчика в пользу истца 85.000 рублей стоимости телефона, 85.000 рублей неустойки за просрочку удовлетворения требований о возврате уплаченных за товар денежных средств, 85.000 рублей неустойки за невыполнение требования о возмещении убытков, а также штраф в сумме 42.500 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 1.000 рублей и судебные расходы.
В удовлетворении остальной части исковых требований истцу отказано.
АРГУМЕНТЫ судьи.
Он в целях установления характера и причин недостатков товара назначил судебную техническую экспертизу. Согласно заключению эксперта ООО "ГОЭ" в представленном на исследование мобильном телефоне Apple IPhone 11 PRO имеются дефекты. Механизм образования дефектов носит производственный характер.
Каких-либо признаков нарушения потребителем руководства по эксплуатации и условий гарантийного обслуживания экспертизой не выявлено.
ПОЗИЦИЯ апелляции.
Она решение суда первой инстанции в части взыскания неустоек и штрафа отменила. В отмененной части приняла новое решение - об отказе в удовлетворении этих требований. В остальной части решение оставлено без изменения.
ПОЗИЦИЯ кассации.
Она апелляционное определение оставила без изменения.
Письменно отвечу на ваш юридический вопрос - https://kwork.ru/lawyer-consulting/19686537/dam-pismenniy-otvet-na-vash-yuridicheskiy-vopros
После этого Х.А.Р. обжаловал судебные акты апелляции и кассации в Верховный Суд РФ, прося их отменить.
ПОЗИЦИЯ Судебной Коллегии по гражданским делам ВС РФ.
Она апелляционное и кассационное определения оставила без изменения, а кассационную жалобу Х.А.Р. - без удовлетворения.
В своем Определении ВС РФ указал следующее.
"При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно удовлетворили требования потребителя о взыскании суммы, уплаченной за товар, компенсацию морального вреда, причиненного продажей некачественного товара, и судебные расходы.
Отменяя решение суда в части взыскания неустоек и штрафа и отказывая в удовлетворении требований об их взыскании, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства, признал установленным, что ответчик был лишен возможности удовлетворить требования истца в добровольном порядке ввиду ненадлежащего обращения последнего с претензией.
Выводы суда апелляционной инстанции в данной части относятся к исследованию и оценке доказательств, а также к установлению фактических обстоятельств дела и не свидетельствуют о каком-либо существенном нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя с оценкой судом апелляционной инстанции доказательств и с установленными им обстоятельствами сами по себе не могут служить основанием для пересмотра вступивших в силу судебных постановлений в кассационном порядке.
При этом обоснованных доводов о каких-либо конкретных нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права кассационная жалоба заявителя не содержит".
На что сослалась СК по ГД ВС РФ.
ГК РФ: пункты 1 и 2 статьи 330.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей": часть 6 статьи 13, абзац 8 пункта 1 и пункт 5 статьи 18, статьи 20-22, пункт 1 статьи 23.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. № 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции": пункт 36.
См. Определение СК по ГД Верховного Суда РФ от 08.08.2023 г. № 18-КГ23-81-К4.
P.S. Так почему апелляцией истцу было отказано в части взыскания неустоек и штрафа? Все дело в том, что он обратился с письменной претензией к ответчику не по надлежащему адресу. Купил он телефон в магазине сети ответчика одного из городов Краснодарского края, а претензию отправил по адресу центрального офиса.
Надо сказать, что Верховный Суд неоднократно обращал свое внимание на данное обстоятельство. Если вы хотите направить претензию продавцу некачественного товара, то потрудитесь найти в Интернете адрес магазина, в котором совершена покупка. Ну, или дойти до этого магазина и сфотографировать табличку с адресом на нем или вывеску.
Это важно. Как важно писать по надлежащему адресу претензии и в других случаях. Скажем, вы слетали в Турцию, где получили травму и, будучи застрахованным, заплатили из своего кармана. Претензию нужно подать в филиал страховой, который указан, как правило, внизу на последнем листе мелким шрифтом. Во избежание, так сказать, недоразумений и возможных сюрпризов в судах, связанных с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Юристы и адвокаты согласны?