К концу 1960-х годов в качестве главной ударной силы советской фронтовой авиации выступал многочисленный парк истребителей-бомбардировщиков, в который входили различные типы боевых самолетов - Су-7Б, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21ПФ и ПФМ.
Одним из наиболее массовых самолетов ВВС к этому времени был Су-7Б, отличавшийся от других истребителей-бомбардировщиков высокой скоростью и скороподъемностью. По этим показателям он не отличался от «настоящих» истребителей МиГ-21, но при этом превосходил их в вооружении.
Однако Су-7Б мог применяться только при наличии хороших погодных условий, преимущественно в дневное время и при визуальной видимости цели. К началу 70-х годов прошлого века эти характеристики перестали устраивать военных, поэтому они потребовали спроектировать новый многорежимный боевой самолет.
Так появился МиГ-23Б. В 1969 году руководство ВВС возлагало на него большие надежды и планировало сделать его основной боевой машиной не только истребительно-боевой авиации (ИБА), но и вооружить модификациями «двадцать третьего» авиацию ПВО, разведывательные части и истребительную авиацию.
В состав вооружения МиГ-23Б входил практически весь арсенал поражения наземных целей. На самолете сохранялась пушка ГШ-23Л с боекомплектом 200 патронов, машина могла нести до 3 000 кг бомб.
Новинкой стало оснащение МиГа управляемым ракетным вооружением для работы по наземным целям. Самолет получил стальное бронирование кабины летчика, при этом он легко разгонялся до сверхзвуковых скоростей 1800 км/ч на высоте и до 1350 км/ч у земли.
Следующая модификация истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН получила новый еще более мощный двигатель. Однако это было все же промежуточное решение, поскольку самолет пока уступал аналогичному по назначению Су-17 как по боевой нагрузке, так и по ассортименту средств поражения.
Новую модификацию самолета МиГ-23БМ (М - модернизированный) удалось качественно улучшить. Этот истребитель-бомбардировщик стал наиболее массовой машиной своего класса и выпускался дольше других модификаций, оставаясь в производстве с 1973 по 1985 годы.
Для самообороны от перехватчиков и борьбы с тяжелыми самолетами МиГ-23БМ получил ракеты класса «воздух-воздух» Р-3С, а затем Р-13М, обладающих вдвое большей дальностью. Для поражения наземных целей МиГ мог использовать управляемые ракеты Х-23 и Х-23М. Вся аппаратура управления вооружением была переведена на современную полупроводниковую элементную базу.
В 1975 году, после проведения всей программы испытаний, МиГ-23БМ был принят на вооружение под наименованием МиГ-27, хотя самолет часто по привычке продолжали называть «двадцать третьим».
Параллельно с доработкой МиГ-23БМ велась работа над модификацией МиГ-23БК с новой прицельной системой «Кайра». В ее основу были заложены принципы телевизионного слежения за целью. Ее поиск осуществлялся при помощи дневного телевизионного канала, изображение выводилось на монохромный индикатор в кабине летчика. Цель типа «танк» «Кайра» способна была обнаружить на расстоянии до 5 км.
Арсенал машины пополнился корректируемыми авиабомбами КАБ-500Л, наведение которых осуществлялось при помощи лазерного целеуказания, КАБ-500Кр и КАБ-500 ОД с телевизионно-корреляционной ГСН и бетонобойной или термобарической боевой частью.
Помимо управляемых ракет Х-23М, модернизированный МиГ-23БК получил УР Х-25 и Х-29 с мощной бетонобойной боевой частью, предназначенные для поражения укрепленных сооружений. На вооружение этот самолет был принят в 1980 году под обозначением МиГ-27К. «Кайра» обладала превосходными возможностями, однако ее эксплуатация обходилась очень недешево и сопровождалась рядом проблем.
В итоге было принято решение о разработке новой модификации самолета, которая превзошла бы по боевым качествам МиГ-27К, но эксплуатация ее была бы менее затратна. Новая версия «двадцать седьмого» получила обозначение МиГ-27М. Ее испытания проводились с 1978 по 1983 годы, всего было изготовлено 162 машины.
МиГ-27 показал себя надежной и отлично подходящей для решения поставленных задач машиной. Истребитель-бомбардировщик отличался отличным обзором при поиске целей: для взгляда вниз было достаточно небольшого крена самолета, в то время как на МиГ-21 для того, чтобы осмотреться, летчикам порой приходилось выполнять полубочку.
Для МиГ-27 предусматривалось ограниченное боевое применение и по воздушным целям. На самолете не было полноценного радиолокационного прицела и теплопеленгатора. Перехваты могли выполняться только днем и при хорошей видимости.
Однако в конце 1980-х годов в некоторых случаях МиГ-27 истребительно-бомбардировочной авиации несли и боевое дежурство в системе ПВО. Например, в советских частях на территории Монголии эти самолеты в воздушном бою вполне могли противостоять китайским истребителям и перехватывать бомбардировщики.
7 мая 1992 года были образованы ВВС Российской Федерации. Оставшиеся к тому времени в строю МиГ-27 несли службу в тяжелых условиях острого дефицита комплектующих и топлива. Как раз в это время было принято решение об отказе от однодвигательных боевых самолетов, которые считались менее надежными по сравнению с двухдвигательными машинами.
В 1993 году началось массовое списание МиГ-27, а истребительно-бомбардировочная авиация окончательно ликвидировалась как класс. Ее задачи передавались штурмовикам и фронтовым бомбардировщикам Су-25 и Су-24. Большая часть списанных машин попадала на базы хранения с хорошим запасом ресурса, но там машины быстро утрачивали боеспособность и пригодность к полетам.