Огромное полотно (291х592 см) от художника Владимира Холуева, один из общепризнанных шедевров советского соцреализма. Оригинал хранится в Государственном Русском музее, а уменьшенная в два раза авторская копия продается сегодня почти за 50 тыс. долларов США. Иронично…
А еще на картине присутствует досадная историческая ошибка…
Заслуженный художник РСФСР Владимир Федорович Холуев (1932-2002) родился на территории современной Липецкой области, но его настоящим родным городом стал Горький, в котором он прожил и творил всю сознательную жизнь. В 1957 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Академии художеств СССР.
Дипломная работа молодого живописца называлась «Великий почин» и была посвящена первому массовому коммунистическому субботнику 10 мая 1919 года (это не тот, где Ленин с бревном – он состоится позже, 1 мая 1920 года).
В частных собраниях, а также в многочисленных музеях постсоветского пространства где-то выставлены, а где-то пылятся в запасниках картины Владимира Холуева с характерными названиями:
«Целинники» (1959, Нижегородский государственный художественный музей);
«Вы жертвою пали» (1969);
«Мы строим корабли» (1971);
«Металлурги» (1974);
«Парень из Сормово» (1980);
«Ленин в Горках»;
«Сормово. 1905 год»
и другие.
Владимир Федорович Холуев писал свою самую известную картину почти год – в 1963-1964 гг. Премьерный показ монументального полотна состоялся в городе Куйбышев на выставке «Большая Волга» в 1964 году. И картина сразу же стала событием года советского изобразительного искусства, по крайней мере, официального.
Здесь же представители Государственного Русского музея приобрели «Солдат революции» у автора для своей коллекции. Для никому тогда неизвестного провинциального художника это был настоящий триумф.
Какой историко-революционный сюжет отобразил художник на своем полотне?
25 мая 1919 года на Красной площади в Москве состоялся парад новобранцев войск Красной Армии перед отправкой на фронт. Это было далеко не первое подобное торжественное мероприятие большевиков, но первое, которое запечатлела фото- и кинопленка.
В послевоенном СССР даже публиковались фототкрытки, посвященные данному событию. Вот, например, одна из них, изданная в Москве в 1966 году:
«В. И. Ленин с группой командиров обходит фронт войск Всеобуча на Красной площади. Москва. 25 мая 1919 г.»:
Всеобуч, а точнее Всевобуч – Всеобщее военное обучение (но данное название почему-то не прижилось) – это система обязательной начальной военной подготовки масс, которую стали внедрять большевики с марта 1918 года. Все мужчины в возрасте от 18 до 40 лет должны были научиться навыкам владения оружия, строевого шага, боевого охранения и т.п. армейским вещам. Без отрыва от производства. В среднем каждый рабочий занимался по 2 часа с понедельника по субботу в течение 8 недель.
Из подготовленных на Всеобуче военных кадров формировался резерв Красной Армии. В столице и в других городах Советской России колонны войск, прошедших Всеобуч, тожественно отправлялись на фронты Гражданской войны.
Кстати, параду 25 мая 1919 года у стен Московского Кремля посвящены картины и акварели еще нескольких советских художников:
Шмаринов Д. А. «В.И.Ленин на параде Всеобуча 25 мая 1919 года» (1949):
Г. П. Рейнер. «Парад Всеобуча. 25 мая 1919 г.» (1972):
Ракутин Ю. М. (1926-1996) «Год 1919. Парад Всеобуча» (?):
Но, конечно же, произведение Владимира Холуева затмевает их всех и своей монументальностью, погружающей зрителя в историю, и своим художественным решением – каждый персонаж на картине ярок и индивидуален.
Вот как торжественно представляла полотно газета «Известия» (да, о картине «Солдаты революции» писали даже центральные газеты):
«Большая удача художника – образ Владимира Ильича. Ленин в этой картине – и вождь, и первый солдат революции, а все полотно – мужественный гимн народу, трагический и суровый, боевой, оптимистический».
Кроме Ленина на картине можно узнать, идущего следом в кожанке Якова Свердлова, а чуть поодаль Феликса Дзержинского в своем каноническом образе. И самые внимательные знатоки истории сразу заметят фактическую ошибку, допущенную художником:
Поняли, что не так?
Свердлов никак не мог присутствовать на параде 25 мая 1919 года, ибо еще 16 марта 1919 года скончался от гриппа «испанки».
Вообще для советского художника – непростительная ошибка, но в защиту автора надо отметить, что он не упоминает дату парада. У него это не столько запечатленное на пленку событие 25 мая, сколько обобщенная картина тех лет.
Я большой поклонник советского соцреализма, как жанра живописи, и у меня на канале будут рассказы о других картинах и художниках, так что, не забывайте ПОДПИСЫВАТЬСЯ!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: