Найти тему

Является ли бесплатное образование на самом деле бесплатным

Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала!

Каждый из нас знает, что согласно той же Конституции РФ каждый человек имеет право на получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, причём гарантируется, что это образование общедоступно и, что не мало важно, бесплатно!

Однако является ли массовое образование таким уж бесплатным? Давайте вместе разбираться! Чтобы не быть голословным, буду периодически обращаться к результатам исследования, проведённого Высшей школой экономики. Оговорюсь сразу, что в этой статье я буду говорить только про школьное образование (дошкольников и студентов вузов оставлю в стороне).

Сначала зададимся вопросом: "А на что вообще в образовательных целях родители могут тратить деньги?" Оказывается, этих категорий можно выделить достаточно много:

  1. Плата за основное образование. Сюда входят расходы родителей, чьи дети обучаются в частных школах. Поскольку доля учащихся, которые обучаются в частных школах, по сравнению с остальными школьниками мала, далее мы эту категорию нигде не увидим.
  2. Плата за дополнительное образование. В эту группу входят траты на дополнительные занятия в школе (кружки, секции), репетиторов.
  3. Нужды образовательного учреждения: закупка книг, учебных пособий, оплата ремонта помещений и мебели, подарки для учителей, приобретение школьного оборудования, охрана школы)
  4. Сопутствующие траты, без которых процесс обучения может быть затруднён: транспортные расходы, учебная и профессиональная литература, канцелярские товары, спортивная форма, цифровые устройства.

Давайте для начала посмотрим на то, как меняются расходы родителей по приведённым мной категориям в зависимости от класса обучения:

-2

Обратите внимание: чем старше становится класс, тем выше получаются общие расходы семьи на обучение. Так, если в начальной школе родители в среднем тратят более 6 тыс. руб, то уже в старшей школе эта сумма достигает почти 10 тыс. руб.!

Особенно настораживает ситуация с увеличением трат на услуги частных учителей. Предположу, что данная тенденция отражает ситуацию, когда родители считают, что школа не может качественно выучить их ребёнка, и поэтому всё больше вынуждены прибегать к помощи сторонних специалистов, дополнительно вкладываясь в образование. Особенно необходимость в сторонних учителях появляется в 9 и 11 классах, когда учащимся необходимо хорошо сдать выпускные экзамены, чтобы получить возможность получения качественного среднего профессионального и высшего образования.

Интересной я нахожу и следующую диаграмму, на которой показано, что при углублённом изучении предметов на родителей ложится дополнительная финансовая нагрузка:

-3

Если ещё рост трат на те же дополнительные занятия, сопутствующие траты и т. д. я могу понять, то вот рост трат на репетиторов при углублённом изучении предметов я нахожу довольно странным, поскольку в такие классы обычно идут дети, готовые к восприятию сложного материала, да и качество преподавания в таких классах по идее должно быть лучше. Но, возможно, я ошибаюсь. Напишите в комментариях, если Вы знаете, почему на самом деле траты при углубленном изучении предметов на тех же репетиторов значительно вырастают.

Теперь мне бы хотелось более детально рассмотреть ответ на вопрос: "Как детям помоогает обращение к репетиторам?" Для этого предлагаю взглянуть на эту диаграмму:

-4

Помимо очевидного варианта "улучшили свои знания, повысили успеваемость", лично я хочу обратить внимание и на ещё один популярный у школьников вариант - "приобрели знания, умения и навыки, которым не учат в школе"! Этот вариант ещё больше доказывает мою гипотезу о том, что по мнению населения школьное образование по качеству во многом уступает дополнительному.

Наконец, в заключении давайте рассмотрим, на сколько сильны траты на образование детей в семьях с разным материальным достатком:

-5

А вот на этой диаграмме уже показано, на сколько для самих семей тяжело нести дополнительные расходы, связанные с образованием:

-6

Как видно из последних двух диаграмм, даже в наименее обеспеченных и малообеспеченных семьях готовы в значительной мере вкладываться в образование своих детей, хотя, это в значительной мере бьёт по общему бюджету семьи вплоть до ограничения себя в других вещах.

В заключение хочу обратить внимание своих читателей на следующие цифры:

В 2021 году расходы государства на образование составили 4.6 трлн. руб., в то же время население было вынуждено дополнительно вложиться в общей сложности на сумму более 2.1 трлн руб. Отсюда следует, что дофинансирование образования населением составляет более 45% от объема средств государства.

Итак, мы с Вами только что посмотрели много информации, из которой ясно следует, что родителям приходится значительно вкладываться в образование своих детей. Но тогда спрашивается, что же в Конституции понимается под бесплатным образованием? На мой взгляд, сама общность и размытость формулировки даёт волю людям трактовать её на практике как угодно. Наиболее удобной с точки зрения капитализма является такая: существуют определенные учреждения, где можно получить бесплатное образование. А вот если Вы хотите ещё получить качественное образование, то здесь уже и приходится нести дополнительные траты. По крайней мере, в настоящее время выглядит это всё именно так.

Большие ли траты, связанные с образованием, несёте лично Вы? Считаете ли Вы их оправданными или школьного образования вполне достаточно? Пишите свои ответы в комментариях.

P. S. А на этом у меня всё. Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить свой лайк и подписаться на мой канал. До новых встреч!

Все материалы (диаграммы и таблицы взяты из информационного бюллетеня "Расходы населения на образование детей и молодежи: анализ статистических и социологических данных: информационный бюллетень / Н.Б. Шугаль, Н.В. Бондаренко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. – 56 с."