Найти тему
Темы на все времена

Арт, ТРИЗ и игры - что интересного в расписании наших второклашек

Если кто-то увидит только эту статью, конечно, понимания, что происходит не будет - откуда в начальной школе в основном расписании вдруг появятся необычные предметы?! Это возможно только в том случае, если школа необычная ))) 

Фото автора. По стандартному расписанию дети идут тоже нестандартно. По окружающему миру было задание, найти факты про необычные грибы, например. По чтению знания темы «Устное народное творчество» проверялись викториной
Фото автора. По стандартному расписанию дети идут тоже нестандартно. По окружающему миру было задание, найти факты про необычные грибы, например. По чтению знания темы «Устное народное творчество» проверялись викториной

Семь лет назад, когда старший сын пошёл в первый класс, мы с мужем решились на довольно смелый по тем временам эксперимент - отправили ребёнка учиться в небольшую альтернативную школу. Почему? Потому что как преподаватель вуза, глядя на своих студентов, я понимала, что школа традиционная - это ещё больший эксперимент. Всю подборку о том, как и почему было принято решение, оставлю внизу, чтобы не загружать моих постоянных читателей. Скажу лишь, что по сей день мы считаем это решение одним из лучших в нашей жизни. Уже и младший сын учится второй год, дети любят школу, не утратили интереса и любви к учебе.

В прошлом году Петя учился в школе в Нижнем, где расписание было стандартным, но кружки являлись частью учебного процесса. Нам очень нравился такой подход, обычно это позволяет детям выявить свои интересы и начать чем-то заниматься более серьезно. Старший так выбрал шахматную школу, а младший - танцы. В этом году мы вернулись в Москву, с кружками здесь - все иначе, если что-то интересно, остаёшься после уроков на выбранные направления. Но Петя с интересами определился и занимается вне школы. А вот расписание очень интересное! 

Что необычного? Урок «Арт», знаю, что существует неприязнь к иностранным взаимствованиям, но это очень емкое название для творческого урока, который объединяет в себе и рисование, и технологию. Чего только ребята не приносят с этого урока. Объёмные аппликации, макеты зданий и сооружений, коллажи, конечно, рисунки. 

Фото автора. На самом первом в этом году занятии дети делали вот такой компот в банке. Отпечатки ставили настоящими фруктами. Петя смазал первый отпечаток, успел испугаться, а потом понял, что ничего страшного. Отдельный важный урок
Фото автора. На самом первом в этом году занятии дети делали вот такой компот в банке. Отпечатки ставили настоящими фруктами. Петя смазал первый отпечаток, успел испугаться, а потом понял, что ничего страшного. Отдельный важный урок

Для Пети тот факт, что урок сменил название, имел решающее значение. Что-то пошло не так, и если со всеми страхами перед школой мы разобрались быстро, то само название «ИЗО» ввергало Петю в ужас и он мог расплакаться на этих уроках вплоть до конца первого класса. Помню, как спросила его, почему даже математика не пугает, а он мне очень четко ответил, что на математике понятно, правильно или нет, а на рисовании всегда может быть неправильно! 

Фото автора. На прошлой неделе дети делали забавных животных
Фото автора. На прошлой неделе дети делали забавных животных

ТРИЗ - или теория решения изобретательских задач. О, как мне этого не хватало в детстве и как сложно это навёрстывать, когда привык мыслить достаточно шаблонно. Меня взрослые в своё время уверяли, что это либо дано, либо нет. И мне, якобы, было не дано, что в корне неверно. Продуктивное творческое мышление развивается, для этого существует набор методов, алгоритмов и процедур, которые и предлагает ТРИЗ. 

Ещё у ребят есть предмет, который называется «Общий круг». Здесь наши второклассники учатся говорить обо всем, что их волнует. Обычно все начинается с вопросов, как прошла неделя, что понравилось, а что - нет. А дальше беседа идёт сама собой, можно понять, какие проблемы есть в коллективе. Пете пока сложновато, ребята уже второй год так общаются, а для него это - в новинку, в основном он говорит, что все нравится )) Не научился пока говорить на публику о том, что его тревожит. 

Фото автора. Для того, чтобы класс был коллективом, нужно много работать
Фото автора. Для того, чтобы класс был коллективом, нужно много работать

Программирование. Пока сама на понимаю, что точно происходит на уроке, Петя говорит, что сидят за ноутбуками и делают всякое интересное ))) Жду собрания, чтобы узнать подробности. 

Ну и большая любовь всех учеников начальной школы - игры по Бахотскому. Это сюжетно-ролевая игра, где есть сопровождение. У детей есть два урока, чтобы создать свой мир. Очень интересно наблюдать это в развитии. Сначала каждый играет в свою игру, а потом дети начинают объединяться. Никакого готового сценария, ролей и костюмов нет. Все придумывается по ходу. Что дают эти игры? 

Фото автора. У моих детей всегда было время на свободную игру, но найти других детей для игры сейчас не так уж и просто. Обычные прогулки во дворе почти не доступны жителям больших городов
Фото автора. У моих детей всегда было время на свободную игру, но найти других детей для игры сейчас не так уж и просто. Обычные прогулки во дворе почти не доступны жителям больших городов

  1. Это колоссальный поиск себя. Ты можешь примерить те роли, на которые не решаешься в обычной жизни. Скромный Петя - то полицейский, то пират, например. 
  2. Это возможность дать поиграть тем детям, которые не знают, что это. Увы, таких немало. Или в два года они планшет получили в бесконтрольное пользование, или загружены кружками. 
  3. Это возможность научиться играть по правилам. Тесная связь с предыдущим пунктом. У тех детей, которые не играли, в принципе, этот навык отсутствует. Им и в реальности правила соблюдать сложно. 
  4. Это сигнал для родителей. Мы же получаем обратную связь и понимаем, чего не хватает детям. Знаете, что я наблюдаю долгое время (старший же тоже играл в началке)? Что дети, у которых - «драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота» могут все два урока играть роль… Камня! Потому что просто полежать и никуда не бежать для них - это роскошь! 
  5. Это шанс перенести все полученные навыки и отработанные модели поведения в реальную жизнь. 

Главное, чему мои дети учатся в этой школе - пониманию, что ошибки - это опыт, а не то, чего нужно всячески избегать.

Все про школу собрано здесь:

Альтернативная школа | Темы на все времена | Дзен

Для удобства отдельно дам ссылки на то, как мы, вообще, решились на такую школу: