Если кто-то увидит только эту статью, конечно, понимания, что происходит не будет - откуда в начальной школе в основном расписании вдруг появятся необычные предметы?! Это возможно только в том случае, если школа необычная )))
Семь лет назад, когда старший сын пошёл в первый класс, мы с мужем решились на довольно смелый по тем временам эксперимент - отправили ребёнка учиться в небольшую альтернативную школу. Почему? Потому что как преподаватель вуза, глядя на своих студентов, я понимала, что школа традиционная - это ещё больший эксперимент. Всю подборку о том, как и почему было принято решение, оставлю внизу, чтобы не загружать моих постоянных читателей. Скажу лишь, что по сей день мы считаем это решение одним из лучших в нашей жизни. Уже и младший сын учится второй год, дети любят школу, не утратили интереса и любви к учебе.
В прошлом году Петя учился в школе в Нижнем, где расписание было стандартным, но кружки являлись частью учебного процесса. Нам очень нравился такой подход, обычно это позволяет детям выявить свои интересы и начать чем-то заниматься более серьезно. Старший так выбрал шахматную школу, а младший - танцы. В этом году мы вернулись в Москву, с кружками здесь - все иначе, если что-то интересно, остаёшься после уроков на выбранные направления. Но Петя с интересами определился и занимается вне школы. А вот расписание очень интересное!
Что необычного? Урок «Арт», знаю, что существует неприязнь к иностранным взаимствованиям, но это очень емкое название для творческого урока, который объединяет в себе и рисование, и технологию. Чего только ребята не приносят с этого урока. Объёмные аппликации, макеты зданий и сооружений, коллажи, конечно, рисунки.
Для Пети тот факт, что урок сменил название, имел решающее значение. Что-то пошло не так, и если со всеми страхами перед школой мы разобрались быстро, то само название «ИЗО» ввергало Петю в ужас и он мог расплакаться на этих уроках вплоть до конца первого класса. Помню, как спросила его, почему даже математика не пугает, а он мне очень четко ответил, что на математике понятно, правильно или нет, а на рисовании всегда может быть неправильно!
ТРИЗ - или теория решения изобретательских задач. О, как мне этого не хватало в детстве и как сложно это навёрстывать, когда привык мыслить достаточно шаблонно. Меня взрослые в своё время уверяли, что это либо дано, либо нет. И мне, якобы, было не дано, что в корне неверно. Продуктивное творческое мышление развивается, для этого существует набор методов, алгоритмов и процедур, которые и предлагает ТРИЗ.
Ещё у ребят есть предмет, который называется «Общий круг». Здесь наши второклассники учатся говорить обо всем, что их волнует. Обычно все начинается с вопросов, как прошла неделя, что понравилось, а что - нет. А дальше беседа идёт сама собой, можно понять, какие проблемы есть в коллективе. Пете пока сложновато, ребята уже второй год так общаются, а для него это - в новинку, в основном он говорит, что все нравится )) Не научился пока говорить на публику о том, что его тревожит.
Программирование. Пока сама на понимаю, что точно происходит на уроке, Петя говорит, что сидят за ноутбуками и делают всякое интересное ))) Жду собрания, чтобы узнать подробности.
Ну и большая любовь всех учеников начальной школы - игры по Бахотскому. Это сюжетно-ролевая игра, где есть сопровождение. У детей есть два урока, чтобы создать свой мир. Очень интересно наблюдать это в развитии. Сначала каждый играет в свою игру, а потом дети начинают объединяться. Никакого готового сценария, ролей и костюмов нет. Все придумывается по ходу. Что дают эти игры?
- Это колоссальный поиск себя. Ты можешь примерить те роли, на которые не решаешься в обычной жизни. Скромный Петя - то полицейский, то пират, например.
- Это возможность дать поиграть тем детям, которые не знают, что это. Увы, таких немало. Или в два года они планшет получили в бесконтрольное пользование, или загружены кружками.
- Это возможность научиться играть по правилам. Тесная связь с предыдущим пунктом. У тех детей, которые не играли, в принципе, этот навык отсутствует. Им и в реальности правила соблюдать сложно.
- Это сигнал для родителей. Мы же получаем обратную связь и понимаем, чего не хватает детям. Знаете, что я наблюдаю долгое время (старший же тоже играл в началке)? Что дети, у которых - «драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота» могут все два урока играть роль… Камня! Потому что просто полежать и никуда не бежать для них - это роскошь!
- Это шанс перенести все полученные навыки и отработанные модели поведения в реальную жизнь.
Главное, чему мои дети учатся в этой школе - пониманию, что ошибки - это опыт, а не то, чего нужно всячески избегать.
Все про школу собрано здесь:
Для удобства отдельно дам ссылки на то, как мы, вообще, решились на такую школу: