Краткое содержание предыдущей серии: проблемой выбора школы для старшего сына я озадачилась за несколько лет до его семилетия. Как маму меня волновали истории других родителей о том, что учатся теперь вместе с детьми и взрослые тоже, что нагрузки растут, что даже очень желающие пойти в школу дети быстро перестают выражать энтузиазм по поводу учёбы. Как педагога меня расстраивала та база, с которой приходили студенты. Сложности с устной и письменной речью, проблемы при работе с любой информацией, неумение выделять основную мысль, обрабатывать эту информацию для дальнейшего использования, искать нужное для себя, как в литературе, так и в интернете. Неумение презентовать результаты своей работы. И много, чего ещё… То есть, нагрузка растёт, а уровень обучающихся при этом падает? Где логика?
Терзания и мечты об идеальной школе были существенно подогреты книгой А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу».
Частные школы я отмела, не устраивали расценки, политика, неизбежная конкуренция детей по принципу, чьи родители состоятельнее.
И вдруг, когда сыну исполнилось пять, в городе открывается школа мечты. Конечно, частная, но цена на порядок меньше, те ценности, которые декларирует школа, мне очень близки: здоровые отношения в коллективе, нагрузка такова, что дети справляются сами, учителя, пришедшие в профессию по зову сердца, а не потому, что им больше некуда деваться. Меня это очень устраивало. Немаловажным было и то, что школа была на остановку дальше от дома, чем наш садик. Ведь муж тогда уже проводил 90 процентов времени в командировках, а я машину не вожу, и через полгорода ребёнка даже в лучшую в мире школу ежедневно возить бы не смогла.
Из смущающего было только то, что официально дети находятся на семейном образовании. На тот момент мои познания по этому вопросу были нулевыми, в голове роились одни стереотипы - для сектантов, рожающих дома, не ставящих прививки, верящих в теории заговора )))
Мне предстояло изучить все, что касается семейного образования, а также системы Жохова, по которой работала интересующая меня школа. Я нашла в сети вебинары самого Жохова, о котором до этого знала только то, что он пишет учебники по математике. Оказывается, он давно свою собственную методическую систему создал, по ней даже работают госшколы, открывают жоховские классы, но не всем директорам это надо.
Мне сразу начали рассказывать страшилки, о том, что жоховская система зомбирует детей, что ненормален сам факт того, что детям так сильно нравится в школе, что такая школа заменяет дом и семью )) В общем, ребята, верующие в рептилоидов и заговоры были всегда, ситуация последних двух лет не нова. Все страшные истории вокруг таких классов были там, где класс организовывался силами родителей, где не было единого организационного звена. Представляете, 20 человек сколотили класс, у каждого - свои представления, как надо учить детей, с первых дней - конфликты, потом класс разваливается. Меня это не удивляет. Лебедь, рак и щука не сработаются…
Что касается вебинаров самого Жохова, то я тоже обращала там внимания на те вещи, которые меня интересуют и выделяла главное. Конечно, любой человек, создавший свой продукт, будет уверять, что он самый лучший со всех сторон, что у него нет недостатков. Такие уверения Жохова меня не раздражали.
Вообще, спустя шесть лет жизни в двух таких школах, могу сказать, что неважно, чья система - Иванова, Петрова, Васечкина или Жохова. Важны люди, в системе работающие. Даже самая идеальная система при плохих людях останется макетом. А с людьми нам повезло.
В шесть лет Витя пошёл на подготовку в эту школу. Основные вопросы и страхи рассосались сами собой. У ребят было по три урока по 25 минут дважды в неделю. Один из уроков - это занятие с психологом. Которая с нуля вот из этого разрозненного хаоса детсадовцев создавала коллектив. Учила детей взаимодействовать, проговаривать эмоции словами, радоваться чужим успехам, поддерживать тех, у кого сложности.
Дети менялись на глазах. В 7 часов вечера мы выковыривали их из класса, чтобы увести домой. А Витя всегда был человеком, очень замкнутым на семье, особо от детских коллективов не фанател, если в 16.00 я не забирала его из сада, испытывал чувство тревоги. Ещё у них были чудесные праздники, как традиционные, так и те, о которых дети узнали впервые. Например, Кузьминки - день проводов осени и встречи зимы на Руси. Дети знакомились с русскими ремёслами, играми, песнями и танцами.
Летом перед школой Витя ходил в школьный лагерь. Это был просто бурный восторг. Что они там только не делают и куда их только не возят. Каждый год - своя тема лагеря. Профессии, путешествия, музы… Помню, как в день журналистики ребята взяли интервью даже у кондуктора, пока ехали на экскурсию. Мы уже три года, как живем в Москве, но каждый июнь Витя возвращается в свою старую школу и ходит в лагерь.
Когда Витя пошёл в первый класс, мы все будто попали в сказку. У меня даже появился хештег в Инстаграм, под которым я писала все, про школу - #хогвартссущесивует. Я бесконечно благодарна директору школы «Уник» в Нижнем Новгороде - Лебедевой Алле Леонтьевне за то, что она смогла построить такую сказочную страну.
У Вити была потрясающая первая учительница - Светлана Алексеевна. Добрая, чуткая и понимающая, но при этом выстраивающая границы, воспитываешься в детях ответственность.
Дети бежали в школу, они хотели и умели учиться. Они не сидели за уроками по 4 часа. Родители, тем более, не сидели за уроками, дети справлялись сами. В расписании были йога, психология и кулинария, где дети полноценно готовили. Музеи, театры, концерты, библиотеки - все это было постоянно.
Очень большое внимание уделялось классу, как единому организму. Дети делали друг другу подарки своими руками. Помимо учителя за каждым классом был закреплён воспитатель. Все проблемы решались сообща.
В школе у детей после 3-4 уроков был обед, потом - прогулка, а дальше начинались кружки, которые тоже многое дали Вите. Во-первых, он начал играть в шахматы.
Во-вторых, рисовать (до школы он считал себя совершено к этому не способным), в-третьих, научился играть на ложках.
То, что Витя так сильно полюбил читать - тоже заслуга школы. В первом классе дети получили именные домики, цель - заполнить домик до крыши кирпичами, кирпичи-наклейки выдавались за определённое количество прочитанных страниц. То, что начиналось как соревнование, стало частью жизни.
У меня на руках был годовалых малыш, я выходила на защиту кандидатской, муж бывал дома 3-4 дня в месяц, уверена, что при любой другой школе ещё и наличие первоклассника было бы отягчающим обстоятельством. Тот период моей жизни лёгким не назовёшь, но школа очень помогала сделать его счастливым. Спокойный, уверенный в себе и бегущий в школу ребёнок - это великое подспорье.
После Витиного второго класса мы переезжали в Москву. То, что нужно было оставлять такую школу, было дополнительной катастрофой. В Москве мы искали подобную школу, тоже работающую по жоховской системе, и жильё уже покупали, ориентируясь на местонахождение школы. Было страшно. Но нам повезло второй раз. Снова достался отличный учитель - Николай Николаевич. Начали жизнь с чистого листа. Мне кажется, любая учительница не выдержала бы сравнение с нашей Светланой Алексеевной, поэтому мироздание нам помогло и определило к учителю-мужчине ))))
Да, школа в Нижнем была идеальной, в московской есть свои недостатки. Организация страдает. Но отношения в коллективе и педагогический состав - на высоте. Остальное уже не так важно.
Дети живут свою яркую и насыщенную жизнь. Они учатся сами, несут ответственность за принятые решения, участвуют в интереснейших проектах и получают важные для жизни навыки. Я уже не помню, чего я боялась, когда думала, отдавать ли ребёнка в такую школу. Теперь мне страшно только, что если бы я тогда струсила, у всех нас была бы совсем другая жизнь.
А самое интересное, я смогла лично сказать спасибо Андрею Жвалевскому и Евгении Пастернак за то, что они вдохновили меня на такое смелое решение. Мы уже жили в Москве, в сентябре 2019-го на ВДНХ проходила международная книжная выставка-ярмарка, и мы с Витей поехали на встречу с любимыми писателями.
Я много раз прокручивала в голове этот момент, когда читала книгу ещё за два года до начала школьной жизни сына, как я подхожу к авторам и их благодарю. Но никогда не представляла, что это произойдёт в реальности. Вот бы остальные мечты так сбывались )))
Сочиняй мечты!
Есть миллионы шансов,
Что скоро будет все сбываться!
Влади Каста
Первая часть про выбор школы - здесь