Найти в Дзене
Темы на все времена

Как А. Жвалевский и Е. Пастернак помогли мне выбрать альтернативный школьный путь для сына. Часть I

Во всем виновата книга. Можно было запросто влепить сюда заголовок «Книга, изменившая мою жизнь», но очень уж пафосным и ненатуральным он кажется. 

Когда старшему сыну было три года, я поняла, что вопросом выбора школы надо озадачиться уже сейчас. Что было вокруг меня? Во-первых, ко мне приходили студенты, все хуже и хуже владеющие устной речью, имеющие огромные сложности с тем, чтобы найти информацию по заданной теме, а не все, что есть в интернете, где встречается ключевое слово из названия. Не умеющие презентовать результаты своей работы. Во-вторых, мамины подруги, у которых пошли в школу поздние дети, и мои подруги, отправившиеся туда же ранних детей, говорили об одном - нагрузка все растёт, с первого класса в учебу включаются родители, уроки необходимо делать совместно. С первого класса - звуко-буквенный анализ, проекты, всех мучают правилами оформления. В итоге за этим всем теряется самое важное - собственно, учеба. В-третьих, очень много проблем в школьных коллективах, которых и коллективами-то сложно назвать, потому что представляют они собой разрозненные и иногда враждующие группы людей, вынужденные проводить несколько часов в день вместе. Где же та самая пресловутая социализация, которая осуществляется в школе? Или это теперь и есть она? 

У меня не складывалось это все в уме. Как так? Нагрузки растут, а выходят дети из школы, не умея выражать свои мысли, как устно, так и письменно? В первом классе от них уже могут потребовать выполнить проект по технологии, презентовав его в power point, но ко второму курсу они так и не умеют делать нормальные презентации? 

За 4 года до того, как сыну предстояло пойти в первый класс, я засела за изучение школьных программ. Меня многое напугало. Для родителей детей, обучающихся по программе «Гармония», созывали отдельные родительские собрания, чтобы объяснить, как делать уроки с детьми. То есть, дети, делающие уроки сами, в рамках этой программы не существуют, да ещё и родителей надо учить, как ПРАВИЛЬНО делать уроки с первоклассниками. В отдельных программах очень хвалили математику, но ругали букварь. Самой адекватной программой была объявлена «Школа России», но родители гимназистов и лицеистов презрительно отзывались, что это - для отстающих детей. Да и в этой программе учебник по окружающему миру вряд ли можно назвать дружественным детям и родителям. Рисование мира глазами кузнечика - это уже легенда…

А ещё дети не хотят учиться. Уже в конце первого класса желание пропадает у половины учеников, а в средней школе учиться не хотят уже около 70 % детей. Можно, конечно, по привычке сослаться на такое время и таких детей… Но… Я видела разных детей. В том числе и очень замотивированных на учебу, и эту мотивацию в школе уничтожали. 

В общем, к пятилетию сына в школьном вопросе у меня ясности не было. То паника, то уныние. Ещё у нас в городе в хорошие школы нужно было отстоять очередь ночью даже на уровне записи на курсы по подготовке к школе. Продавали прописку за бешеные деньги. Вызывали ОМОН, чтобы разогнать не попавших в списки, и телевидение, чтобы наказать коррупционеров, эти списки ведущие… Курсы в хорошие школы начинались за два года, то есть, мы уже опоздали.  Но я не собиралась участвовать в этом безумии… 

А тут ещё знакомая советует прочесть книгу А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу». Речь идёт о небольшой альтернативной школе, в которую дети бегут, потому что им там интересно. Только вот школу закрывают, учеников разгоняют по разным учебным заведениям, где им приходится несладко. И ребята объединяются для того, чтобы вернуть себе школу, учителей, ту замечательную жизнь, которая вмиг закончилась. 

Фото автора. Одна книга, действительно, может поменять жизнь всей семьи…
Фото автора. Одна книга, действительно, может поменять жизнь всей семьи…

Книгу я прочла ночью за пару часов, и больше всего меня потрясло то, что сейчас про школу, которую любят дети, надо писать какую-то полуфантастическую историю. Как же так?! Неужели то, что я хочу от школы - это фантастика?! 

Частные школы я не рассматривала. И цена там была необъяснима высока, и позиция родителей такова, что раз они платят немалые деньги, их после этого трогать, вообще, не могли. Никаких вопросов к детям, их оценкам, поведению. Никакого привлечения родителей. Ну и меряться доходами - это был отдельный вид спорта внутри таких школ. Снова тупик… 

Летом я прочла книгу, а осенью мне от разных людей начинает прилетать информация, что в нашем городе открыли такую школу, как в книге. Где на первом месте - не слепое следование требования системы, за которыми не видно человека, и не деньги, которыми откупаются от всего неудобного, а дети и учителя. Их взаимоотношения. Учеба, приносящая радость. Человеческие ценности. 

Но школа, конечно же, частная. Правда, стоимость адекватная. Да и по бумагам - это не школа вовсе, а центр семейного образования. Дети будут официально находиться на семейном обучении. Страшно, правда?! Я училась в обычной школе, мой муж - тоже, как и нашли родители, бабушки и дедушки. А тут - столько всего нового, непонятного, иные горизонты и уровень ответственности… Тогда казалось, что для государства это все - липа, дети не получат никаких документов государственного образца, семьей заинтересуются органы опеки… Мы боимся всего, чего не знаем. И страхи бегут впереди нас, вместо того, чтобы начать собирать информацию, мы позволяем им управлять нами. 

Но книга меня не оставляла. Я думала о том, что если у меня есть возможность, подарить ребёнку такой школьный мир, как в книге, я не могу его этого лишить… 

Продолжение следует…