От автора:
Все началось с того, что в 2022 году прокуратура г. Якутска направила в Якутский городской суд административное исковое заявление о понуждении Окружной администрации ГО "Жатай" создать приют для животных без владельцев силами и средствами местной администрации. Первоначально Якутский городской суд в конце 2022 года вынес решение об обязании ОА ГО "Жатай" создать такой приют, то есть полностью удовлетворил требования прокурора. Верховный суд РС (Я) отменил данное решение Якутского горсуда и направил дело на новое рассмотрение в этот же суд. Я в хронологическом порядке размещу основные документы, связанные с рассмотрением иска прокурора в суде. Из них читатель сможет почерпнуть всю проблематику ситуации, все основные правовые акты, которые помогут всем муниципальным образованиям добиться правды и уйти от неправомерных трат местных бюджетов, так как создание приюта - это обязанность органов государственной власти, а не органов местного самоуправления. Далее я также постараюсь объяснить каким образом муниципалитетам следует уходить от ответственности в связи с укусами жителей поселений на территориях муниципальных образований, так как между отсутствием приютов и увеличением численности поголовья бездомных собак существует прямая непосредственная зависимость.
На исковое заявление прокуратуры г. Якутска было направлено в Якутский городской суд нижерасположенный отзыв, в котором ОА ГО "Жатай" изложило свое видение ситуации, нормативно-правовые аргументы и доказательства.
Якутский городской суд
Республики Саха (Якутия)
Истец: Прокуратура г. Якутска
Ответчик: Окружная администрация
муниципального образования
Городской округ «Жатай»
Третьи лица: Департамент ветеринарии РС (Я)
Управление ветеринарии г. Якутска
ВОЗРАЖЕНИЯ
по административному иску прокурора г. Якутска к ОА ГО «Жатай» об обязании создать приют для безнадзорных животных
В соответствии с пунктом 36 Приложения № 1 к Закону Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципального образования Городской Округ «Жатай» (вместе с другими муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия) - городскими округами, городскими и сельскими поселениями) наделены законом республики отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования.
Статьей 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З № 131-V«О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» уполномоченным органом исполнительной власти РС (Я) при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев назначен Департамент ветеринарии РС (Я).
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия, осуществляемые субъектами Российской Федерации на территории соответствующих муниципальных образований, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующего бюджета.
Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления допустима в тех случаях, когда последние способны более эффективно их реализовать.
Целесообразность возложения на органы местного самоуправления исполнения отдельных государственных полномочий диктуется более высоким уровнем эффективности исполнения, чем их непосредственная реализация органами государственной власти. При этом принцип делегирования полномочий в Европейской Хартии местного самоуправления рассматривается как принцип соответствия данного уровня власти определенному уровню ответственности.
Таким образом, любые полномочия, которые могут быть эффективно осуществлены на более низком уровне, должны быть переданы на этот уровень, то есть только такие полномочия. В этом случае допустима передача полномочий органам местного самоуправления, а не наоборот, как это произошло при передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Законодательство о местном самоуправлении не предусматривает необходимости получения согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий. Между тем, передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без их согласия не способствует повышению эффективности их осуществления. Передача отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления только с согласия последних не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Данная норма права закрепляет за органами местного самоуправления ГО «Жатай» именно право на осуществление такой деятельности. В законе отсутствуют положения, регламентирующие обязанность органов местного самоуправления осуществлять такую деятельность самостоятельно, либо по поручению законодательного органа субъекта Российской Федерации, посредством законодательного принуждения, без согласия муниципального образования.
В соответствии со статьей 8 Устава ГО «Жатай» федеральными законами и законами РС (Я) органам местного самоуправления муниципального образования могут быть переданы для их осуществления отдельные государственные полномочия.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе, но не обязаны по поручению органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять деятельность по обращению с животными. Принять или не принять подобное решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации к исполнению в конкретной ситуации - это право органов местного самоуправления муниципальных образований (в случае передачи государственных полномочий без согласия органов местного самоуправления).
Субъектом Российской Федерации производится наделение органов местного самоуправления правом, а не обязанностью. Установленное законодательством «право» не может трансформироваться в «обязанность», даже посредством принятия закона субъектом Российской Федерации.
В Российской Федерации сложилась неправомерная практика наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления в одностороннем порядке, без получения согласия органов местного самоуправления.
В то же время, пункт 6 статьи 4 Европейской Хартии местного самоуправления содержит норму, согласно которой в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, необходимо консультироваться с органами местного самоуправления, насколько это возможно, своевременно и надлежащим образом в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно их касающихся.
В соответствии со статьей 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии со статьей 1 ГК Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124 ГК РФ).
В соответствии со статьей 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1). К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2).
Соответственно, орган местного самоуправления имеет право осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев, либо отказаться от осуществления такой деятельности (статья 14.1 ФЗ № 131-ФЗ). Это добровольный договорный процесс, обоюдозаинтересованная правовая процедура, а не навязанный органом государственной власти приказной порядок, порождающий принудительную передачу органам местного самоуправления не нужных в данный момент времени государственной власти вопросов, которые, к тому же, не обеспечены надлежащей организационной составляющей и достаточным финансированием. Конституция и гражданское законодательство Российской Федерации не допускают передачу прав государственных органов в принудительном порядке органам местного самоуправления.
Следовательно, перед передачей органам местного самоуправления права по обращению с животными без владельцев и принятием соответствующего закона РС (Я) законодательный орган государственной власти республики обязан получить письменное согласие (решение) всех органов местного самоуправления муниципального образования на передачу им такого права, в соответствии с возложенными на них законом и Уставом полномочиями, заключить соответствующее соглашение, которое должно лечь в основу при издании закона РС (Я).
В настоящее время сложилась другая практика. В 2014 году ГС (ИТ) РС (Я) принят закон о наделении органов местного самоуправления правами органов государственной власти в сфере обращения с животными без консультаций с органами местного самоуправления и при отсутствии согласия органов публичной власти на местах. И только после этого с указанными в законе муниципальными образованиями были заключены соответствующие соглашения о правилах финансирования переданных государственных полномочий.
Такая практика порождает произвол со стороны органов государственной власти РС (Я) и нарушает права органов местного самоуправления, так как последние поставлены перед условием, когда они обязаны заключать соглашения, исполнять требования вступившего в силу закона РС (Я).
В то же время, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1 ГК Российской Федерации).
Представляется недопустимым трактовать нормы Закона РС (Я) от 02.04.2014 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» как ограничивающие права муниципальных образований в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны, безопасности государства. Если, все же, органы государственной власти РС (Я) таким образом ограничили права муниципальных образований то они вышли за пределы предоставленных им полномочий.
При принятииЗакона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» в 2014 году органы государственной власти РС (Я) не получили согласия органов местного самоуправления ГО «Жатай», не согласовали с органами местного самоуправления вопросы финансово-экономической целесообраз-ности передачи таких полномочий.
Передача полномочий носила повсеместный, принудительно-приказной характер, охватила все муниципальные образования республики. При этом, не учитывались индивидуальные особенности территорий, поселений, интересы и мнение населения, либо представляющих данное население органов местного самоуправления.
До настоящего времени в РС (Я) отсутствует достаточная нормативно-правовая база, регламентирующая все вышеуказанные проблемные вопросы, действующие нормативно-правовые акты содержат положения, которые не соответствуют федеральному законодательству, финансирование государственных полномочий осуществляется органами государственной власти республики совершенно в недостаточном, заниженном объеме.
Подобные действия органов государственной власти республики не только не способствуют повышению эффективности осуществления государственных полномочий при организации мероприятий по обращению с животными без владельцев, но и приводят к негативным последствиям, в том числе к увеличению численности безнадзорных животных.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации (входит в главу 1 «Основы конституционного строя») в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, осуществляемое, в том числе, через органы местного самоуправления. При передаче государственных полномочий органами государственной власти РС (Я) с органами местного самоуправления ГО «Жатай» соответствующие консультации не проводились, заблаговременное обсуждение проблемы не осуществлялось, мнение населения и органов местного самоуправления не выявлялось ни в какой форме.
В то же время, подпункт «г» пункта 1 статьи 2 Закона РС (Я) от 10.07.2002 41-З № 417-II предписывает сторонам при решении вопроса о передаче государственных полномочий, в качестве основного принципа наделения органов местного самоуправления такими полномочиями, учитывать сочетание государственных и местных интересов.
В этой же статье, в подпункте «б» выделен еще один основной принцип: постепенность передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которые могут быть эффективно реализованы ими без ущерба для решения вопросов местного значения.
Таким образом, при передаче органам местного самоуправления отдельных (в данном случае всего комплекса вопросов в данном направлении деятельности) государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, органами государственной власти РС (Я) не получено согласие органов местного самоуправления ГО «Жатай», консультации и обсуждение проблемы не производилось, чем нарушены требования статей 12, 130 Конституции Российской Федерации, пункта 6 статьи 4 Европейской Хартии местного самоуправления, статей 1, 8, 124 ГК Российской Федерации, статей 14.1, 16.1 и других Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2 Закона РС (Я) от 10.07.2002 41-З № 417-II, статьи 8 и других Устава ГО «Жатай».
Такая негативная политика органов государственной власти республики привела к ситуации когда переданные ОМС государственные полномочия в данной сфере не могут эффективно реализовываться муниципальными образованиями по причине повсеместного отсутствия приютов для бездомных животных, создание которых требует от муниципалитетов многомиллионных финансовых вложений из местных бюджетов, которых у ОМС нет.
В связи с этим, именно по этой причине, 9 кассационный суд общей юрисдикции в кассационном определении от 06.07.2022 по делу № 88а-6389/2022, абсолютно по аналогичному судебному спору, пришел к выводу о том, что в случаях, если полномочие по созданию приютов для животных органу местного самоуправления не передано, отсутствие на территории субъекта (конкретного муниципального образования) приюта для животных, в том числе частного, исходя из установленных законом целей деятельности по обращению с животными без владельцев, порождает у органа государственной власти этого субъекта, каковым в данном случае является Департамент, обязанности по его созданию.
Законом Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З № 131-V«О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», Законом Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 41-З № 417-II «О порядке наделении органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями» полномочия по созданию приютов для животных без владельцев органам местного самоуправления, в т.ч. МО ГО «Жатай», не передавались.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что Департамент, являясь в силу закона уполномоченным органом и главным распорядителем и получателем средств окружного бюджета в сфере обращения с животными без владельцев, при передаче органам местного самоуправления полномочий по обращению с животными без владельцев обязан был удостовериться в наличии на территории муниципального образования (в нашем случае МО Жатай) приютов, а при их отсутствии обеспечить их создание на дату передачи государственных полномочий либо в последующем передать их в качестве материальных средств органу местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и Федеральным законом № 498-ФЗ (статья 8 ФЗ).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и вопросы осуществления органами местного самоуправления таких полномочий урегулированы статьями 19 и 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законодательством субъектов Российской Федерации.
В 2002 году в РС (Я) принят Закон РС (Я) от 10.07.2002 41-З № 418-II «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями».
В 2014 году в РС (Я) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев».
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 № 41-З № 417-II «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями», наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территориях муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (редакция, действующая с 1 июня 2022 года), к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение следующих вопросов: подпункт 82) осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными (подпункт дополнительно включен Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 01.07.2021 Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации, в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32, 36, 38, 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме некоторых полномочий) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (в редакции законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 30.11.2011 № 364-ФЗ).
Согласно пункта 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 № 41-З № 417-II «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями» деятельность по обращению с животными без владельцев – деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти РС (Я) относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных, установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ (редакция от 14.03.2022) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления осуществление отдельных государственных полномочий, осуществляемых субъектами Российской Федерации на территории соответствующих муниципальных образований, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.
Законы РС (Я) по данному вопросу содержат различные недоработки, пробелы, а иногда их положения прямо противоречат требованиям федерального законодательства.
Например, пунктом 2 статьи 5 Закона РС (Я) от 10.07.2002 41-З № 417-II «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями» установлено, что «порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти РС (Я)», устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Установление порядка осуществления деятельности в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - это нормативно-правовая работа органов государственной власти субъекта Российской Федерации (в рамках данного федерального закона), которой вправе заниматься исключительно органы государственной власти, а не органы местного самоуправления. Вопросы нормативно-правового регулирования субъекта Российской Федерации не могут быть переданы в ведение органов местного самоуправления.
К «иным полномочиям» (пункт 4 статья 7 данного федерального закона) можно отнести только вопросы организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (пункт 143 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в которой данный вопрос отнесен законодателем к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Создание приютов для бездомных животных – полномочие субъекта Российской Федерации – Республики Саха (Якутия).
При отсутствии приюта для бездомных животных на территории МО ГО «Жатай» осуществление ранее переданных ГО «Жатай» государственных полномочий в данной сфере становится малоэффективным. Отловленных собак негде содержать, вакцинировать, проводить с ними иные необходимые мероприятия, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством.
Обязанность создания таких приютов – обязанность Департамента ветеринарии РС (Я).
В результате отсутствия приютов существенным образом нарушаются права и законные интересы МО ГО «Жатай», органами государственной власти и надзорными органами к МО ГО «Жатай» предъявляются необоснованные претензии о ненадлежащем исполнении руководителями органов муниципальной власти своих полномочий по организации работы с безнадзорными животными, выделяемые из республиканского бюджета субвенции не могут быть надлежащим образом использованы. Бездомных собак просто негде содержать и проводить с ними соответствующие мероприятия.
Так, например, прокуратурой города Якутска проведена проверка по обращению Зуевой В.Д., являющейся законным представителем несовершеннолетней Зуевой Д.А., 08.09.2010 г.р. и 29.03.2023 направлено в Якутский городской суд исковое заявление о взыскании с ГО «Жатай» компенсации морального вреда с связи с нападением бездомной собаки на человека, хотя при отсутствии приюта для бездомных животных организовать такую работу практически не возможно. Подобные иски следовало бы адресовать Департаменту ветеринарии РС (Я), который на протяжении многих лет не пытается решать данные вопросы в правильном, законном направлении.
При этом, прокуратура г. Якутска вместо того чтобы требовать от Департамента ветеринарии РС (Я) создания подобных приютов незаконно требуют это от муниципальных образований, причем за счет местных бюджетов.
Ссылка прокурора на кассационное определение 9 кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2022 по делу № 88а-8772/2022 является несостоятельной, так как ОА ГО Якутск еще в 2014 году добровольно реализовала свое право на решение данного вопроса самостоятельно, приняла соответствующее распоряжение, разработало План действий (Дорожную карту) и т.д., т.е. приняла на себя данные обязательства, которые должна была исполнять. У ГО «Жатай» совершенно другая ситуация – муниципальное образование добивается решения данного вопроса органом государственной власти – Департаментом ветеринарии РС (Я), т.к. государственное полномочие по созданию приютов ей не передавалось и добровольно по своей инициативе МО данное право не реализовывало.
В связи с этим, руководствуясь требованиями Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 41-З № 417-II«О порядке наделении органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями», Федерального закона № 414-ФЗ от 21.12.2021 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Гражданским кодексом Российской Федерации, главы 22, статьи 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»,
ПРОШУ:
В удовлетворении административных исковых требованиях прокурора г. Якутска отказать в полном объеме.
Представитель Окружной Администрации ГО Жатай
14 апреля 2023 года
От автора: на момент написания возражения Администрация пользовалась кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 06.07.2022 по делу № 88а-6389/2022, в котором суд проанализировал практически аналогичную ситуацию в Чукотском автономном округе. Я также использовал данное судебное определение для доказательства правоты нашей позиции в судебных инстанциях. Я размещу данное определение далее.