Вальдорфская педагогика как система была создана учёным-философом Рудольфом Штайнером. В современном мире штайнеровская педагогика продолжает оставаться реформаторской, хотя первая школа была основана в 1919 году в Штуттгарте в Германии для детей рабочих табачной фабрики “Вальдорф-Астория”. Именно поэтому в одних странах штайнеровскую педагогику называют по имени ее основателя Рудольфа Штайнера, в других — вальдорфской, по месту нахождения первой школы.
Поскольку первая школа была основана в Германии, поэтому иногда можно услышать, что и штайнеровская педагогика является немецкой. На самом деле такие утверждения являются огромным заблуждением.
Неоспоримо, что в Германии шла и идёт огромная работа по развитию штайнеровской педагогики, но по своей внутренней сущности она, несомненно, интернациональна.
Как сущность человека везде едина, независимо от страны проживания, цвета кожи или культурной среды, так и стремление к совершенному обучению и воспитанию, познанию законов человеческого развития и роста в своей основе едино и не зависит от существующих в мире границ.
С другой стороны, следует понимать и то, что обучение должно основываться на культурной традиции конкретной страны.
Естественно, что к школьникам больших городов следует обращаться иначе, чем к детям, живущим, скажем, в маленьком селении среди лесов, в горах или в степи.
Американское, российское или китайское общество требует различных форм обучения. Ребенок из христианской семьи впитывает моральные нормы сквозь призму иной культурной традиции, чем ребёнок-мусульманин. Песни, которые поют матери детям и на основе которых маленький человек получает первое музыкальное образование, у разных народов различны.
Человеческое различие — это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю — огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.
Но при всём различии людей объединяет одно-единственное качество — человечность, которое и делает человека воистину человеком.
Поэтому перед современной педагогикой стоит серьезнейшая задача: как научить детей взаимодействовать с другими культурами и воспитать в них истинное чувство понимания и уважения к ним?
Современная школа должна воспитывать детей так, чтобы, став взрослыми, они уверенно себя чувствовали и в лесной глуши, и в переполненном аэропорту большого города, чтобы при встрече друг с другом обращали внимание не на цвет кожи или принадлежность к той или иной конфессии, т.е. не на то, что является внешней формой, а видели действительную внутреннюю сущность человека.
Форм совершенной педагогики существует так же мало, как совершенных людей. Но из всех известных течений педагогической мысли штайнеровская педагогика является самой интернациональной по своей внутренней сути. Она способна воспитать открытость к миру и уважение к многообразию культур и людей, способна принимать различные формы в зависимости от окружающей культурной среды.
Именно по этим глубинным сущностным причинам нельзя называть штайнеровскую педагогику немецкой или чьей бы то ни было педагогикой.
И в то же время можно говорить о немецкой, английской, русской, казахской или южноафриканской штайнеровской педагогике. Ведь человечность не принадлежит какому-то одному народу, она едина для всех и лишь принимает различные национальные формы.
Вальдорфская педагогика – это совокупность методов и приемов воспитания и обучения, способствующих развитию человека на основе целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Этот подход является главным принципом на всех стадиях вальдорфского образования.
Вальдорфская педагогика представляет собой сплав многих компонентов, поистине драгоценных в современной педагогической ситуации: гармоничное сочетание академического, эстетического и практически-трудового аспектов образования; новые методы естественно-научного образования, преподавания живописи, иностранных языков, музыки, искусства речи; новая система построения «учебного расписания»; новая форма социальной организации школы, новое понимание деятельности учителя и путей его подготовки.
Учитель вальдорфской школы стремится не только передать определенную сумму знаний, а и затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.
Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ко второму и от второго – к третьему.
Рудольф Штайнер поэтично сравнивал развитие мышления ребенка с появлением у растения цветка. Если мы хотим вырастить цветок, то мы ухаживаем за почвой, следим за светом и теплом, создаем все условия для роста растения. Тогда в нужное время у него распускается прекрасный цветок.
Каждому возрасту присущи свои особенности развития и воспитания. В первые семь лет полноценное и здоровое развитие ребёнка происходит благодаря двигательной активности и подражанию правильному примеру окружающих.
Девиз первого семилетия «МИР ДОБР!»
Важным для возраста 7-14 лет является личность классного учителя «принцип правомерного авторитета»; преподавание искусств «живопись, музыка, лепка, эвритмия, театр»; пронизанная искусством дидактика преподавания других предметов.
Девиз второго семилетия «МИР ПРЕКРАСЕН!»
Третье семилетие характеризуется побуждением и развитием самостоятельных процессов познания и творческой мыслительной деятельности.
Девиз третьего семилетия «МИР ИСТИНЕН!»
Вальдорфская педагогика ориентирована на личность ребёнка независимо от его интеллекта, возраста, национальности, вероисповедания, социального статуса, материального положения.
Вальдорфская педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит исключительно по заранее заданной генетической или социальной программе.
Вальдорфская педагогика рассматривает возрастные периоды развития как этапы высвобождения уникальной человеческой личности для творческой работы на благо общества.
В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах.
ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ДЕВИЗЫ ТРЁХ СЕМИЛЕТИЙ
6 октября 20236 окт 2023
138
5 мин
1