Нагрянем сегодня в этот дворец. Одни называют его доходным домом Фитингофа, другие - обществом страхования «Жизнь». О легендах вокруг дома и его жильцах - в этой статье.
Одно известно точно – построен он проекту петербургского архитектора шведского происхождения Карла Андерсона в 1861 году. Этот дом на набережной Мойки - одна из первых крупных работ зодчего.
Карл Андерсон родился в 1826 году в Стокгольме. Среди других его работ в Петербурге можно отметить Дом Андерсона на углу Малой Конюшенной и Шведского переулка, а также церковь Святой Екатерины на Малой Конюшенной. Архитектор умер в 1888 году. Он погребен на Волковском лютеранском кладбище, где до нашего времени сохранились и его могила, и надгробие.
Вернемся в конец XIX века. Российское общество страхования капиталов и доходов «Жизнь» было учреждено в 1835 году. Его учредителями выступили В. Адлерберг, граф А. Строганов, граф Л. Перовский и другие. Председателем был А. Бенкендорф. Существовало страховое общество до 1918 года.
После революции это стал жилой дом. В 1920-е тут поселилась прима балерина Мариинского театра (кстати, сегодня ему 240 лет!) Ольга Спесивцева. Отсюда же она уехала во Францию спустя четыре года.
«В мире родилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Анной Павловой, другая — Ольгой Спесивцевой. Для меня Спесивцева — та сторона яблока, которая обращена к солнцу», - отзывался о ней итальянский балетмейстер Энрико Чеккетти.
Из других непростых жильцов хочется отметить – архитектора Федора Корзухина и филолога Павла Беркова (жили тут в 1940-е). В 60-е это был адрес писателя Констатина Станюковича.
Еще один интересный факт. На месте этого дворца во второй половине XVIII века стоял каменный двухэтажный дом. В нем купец Поцелуев открыл кабак. Заведение в народе прозвали Поцелуев кабак.
Вскоре название «приросло» и к близлежащему мосту. Простите, если кому-то испортила романтичную легенду о Поцелуевом мосте.
Сейчас в здании работает музейно-выставочный центр «Петербургский художник». Авторский проект направлен на сохранение творчества художников реалистического направления второй половины ХХ века. Его организаторы издают одноименный журнал, который знакомит читателей, любителей живописи, коллекционеров с лучшими достижениями русской реалистической живописи от середины XIX века до наших дней.
Однако я зашла в жилую парадную. Она довольно аскетичная, но окна, двери и мозаика выдают ее аристократическое происхождение.
📍Адрес: улица Глинки, 1
Подписывайтесь на канал - будем гулять по Петербургу и снаружи, и внутри, узнавать его секреты. Например, не так давно было проведено мини-расследование о загадочной дореволюционной печати на стене.
Больше адресов парадных - в моем тг-канале Парадная гостья.