Дэйвид Гилмор в системе «Pink Floyd» занимает совершенно не подходящее ему место, потому что после ухода из группы Роджера Уотерса она превратилась в чисто сольный проект этого коммерчески раскрученного гитариста, который на творческом уровне опустил шикарную прежде группу ниже плинтуса, превратив ее в свой тусклый и невыразительный сольный проект. А истинным продолжением музыкального творчества Pink Floyd надо считать альбомы Роджера Уотерса, которые только по какому-то недоразумению называются «сольниками», а на самом деле они представляют истинную музыку знаменитых «флойдов» в самом своем натуральном виде.
Шел трудный 1984 год. В СССР правил трижды Герой социалистического труда Константин Устинович Черненко, при котором позапрещали в СССР все западные рок-группы, какие только можно, в том числе и прославленных героев капиталистического музыкального труда Pink Floyd.
Ну, Pink Floyd, собственно говоря, запретили в СССР не столько гамузом со всеми остальными, а за реальное преступление – они на своем последнем тогда альбоме 1983 года «The Final Cut» обозвали любимого нашего генсека товарища Брежнева агрессором. Ну, кто ж это стерпит? Вот и пришлось «Флойдам» распасться после такого обвинения. Правда, тогда об официальном распаде никто еще не догадывался, но все советские фанаты группы поняли, что их любимое детище достигло самого своего дна, и не верили, что после этого дна «Флойды» продолжат действовать и дальше.
В принципе, группа начала разваливаться еще до этого – во время записи «The Wall» в 1979 году от нее откололся клавишник Ричард Райт, и «The Final Cut» пришлось записывать с другими музыкантами – пианистом Майклом Кэменом и органистом Энди Бауном (штатным клавишником Status Quo). Альбом получился так себе, если не хуже, тем не менее, это был альбом, это была какая-никакая музыка, и это был почти что Pink Floyd, потому что после этого альбома Pink Floyd перестали существовать ментально – куда уж хуже?
И тут в моем внутреннем музыкальном мире, в котором я тогда вращался по полной, произошло нечто интересное. Как-то я зарулил к одному своему корешу-меломану, и он решил меня удивить. Стояла у него на магнитофоне кассета, он включил ее и сказал, что это Pink Floyd 1984 года.
Ну, я ему сразу же поверил, потому что, во-первых, музыка на этой кассете и на самом деле была очень похожа на Pink Floyd, а, во-вторых, не мог я поверить в то, что такая успешная группа, как PF, вообще способна на распадание и ликвидацию. Ну, вот я и радовался тому, что слухи о распаде и ликвидации «Флойдов» оказались преувеличенными. Правда, соло-гитара мне показалась совсем не похожей на соло-гитару Дэйвида Гилмора, но мой кореш меня успокоил по этому поводу.
Он сказал, что вместо Гилмора в состав Pink Floyd был принят мой любимец Эрик Клэптон. Барабанщика Мэйсона Роджер Уотерс тоже прогнал, но нового никого брать не стал, потому что еще на «The Final Cut» отметились еще два мастера ударных инструментов – Энди Ньюмарк и Рой Купер – вот с ними-то и был записан очередной «флойдовский» альбом 1984 года.
Ну, интересно девки пляшут, подумал я. Хотя из оригинального состава PF кроме Уотерса никого не осталось, тем не менее, Кэмен, Баун, Ньюмарк и Купер – это тоже «флойдовцы», как ни крути. А раз они записывали всем кагалом предыдущий альбом группы (Майкл Кэмен, кроме того, еще и на «Стене» засветился), то значит и состав группы почти не поменялся, разве только заменили Гилмора на Клэптона.
Ну, Клэптон, по сути, музыкант более известный, чем Гилмор, и хотя стиль его игры совсем не гилморовский, но музыку он никак не испортил, а даже в некотором смысле улучшил. Ну, просто диск получился немного веселее и разнообразней, потому что Гилмор – тот еще волынщик, только тоску нагонял, причем на всех песнях набор нот использовал один и тот же, только в разных тональностях. А Клэптон – это вам не Ваня Скамейкин, он прекрасно знает толк в прогрессивном риффотворчестве, он даже с «Битлами» играл.
А Гилмор – вообще никто, и звать его никак. Ему даже соло на гитаре Уотерс писал со всем подробностями, а барабанщик постоянно бросал ему в голову барабанные палочки, когда тот начинал играть что-то не по линии партии и народа.
В общем, слушал я этот диск, и радовался, что «Флойды» так удачно реинкарнировались, разменяв гитаристов, и записали более-менее удачный альбом. Правда, до «Стены» или «Обратной стороны Луны» этому шедевру было далеко, тем не менее, новая пластинка была гораздо шикарнее, чем «Final Cut», а раз так, то дела у группы и ее фанатов идут в гору. Будем ждать следующий альбом, наверняка, Уотерс с Клэптоном подсуетятся и придумают что-то гораздо более масштабное.
Это меня радовало, и я поинтересовался у кореша – у кого он брал диск на запись? Можно ли мне рассчитывать заполучить его на часок, или придется этот «Пинк Флойд» переписывать с его ленты?
И тут наступило прозрение. Кореш мой, оказывается, еще тот шутник был. Он мне и сказал, что по-дружески меня обманул, а на самом деле это не Pink Floyd был, а сольник Роджера Уотерса «The Pros and Cons of Hitch Hiking» 1984 года, но в остальном он сказал правду – и Клэптон на нем сыграл, и бывшие два «флойдовских» тандема клавишников и ударников тоже записались.
Ага, подумал я. Как я мог так попасться! Ведь был уже незадолго до этого один развод, когда этот мой кореш тоже из озорства выдал мне за Black Sabbath «Born Again», который в 1983 году был огромной редкостью у нас, альбом группы Gillan «Glory Road» - оба я тогда не слышал, так что развести меня оказалось легко. Ну, точно также повторилось и с Pink Floyd'84.
Да, с одной стороны было очень жаль, что мои надежды тогда не сбылись, потому что когда они все же в 1987 году сбылись, то результат получился гораздо хуже, чем на альбоме Роджера Уотерса 1984 года. Когда вышел PF «A Momentary Lapse of Reason», он меня так сильно разочаровал, как не разочаровал даже DP «Perfect Strangers», который Гиллан с Блэкмором замутили после 11-летнего своего расставания, ну, и облажались.
Ну, если кто-то скажет, что Дэйвид Гилмор – хороший композитор и типичный вокалист-гитарист Pink Floyd, то пусть первый кинет в меня камень. Чтобы понять всю никчемность этого «гения», следует прослушать все сольники Гилмора – ужасно нудные и глобально скучные. Таким же никчемным получился и Pink Floyd'87 – заунывным и совсем не «флойдовским».
А на самом деле линию Pink Floyd на музыкальной арене продолжили не Гилмор, Райт и Мэйсон, из которых композиторы как из пальца ракета, а единственно достойный участник героического квартета и единственный его идейно-музыкальный вдохновитель – Роджер Уотерс. Об этом можно судить хотя бы при сравнении его сольников с альбомами PF, которые те записали после расставания. Я так думаю, что если бы на альбомах Уотерса стоял бренд Pink Floyd, то не Гилмор и Ко заколачивали бы «платины» на продажах, а именно Уотерс.
Все же в Америке бренд стоит очень много, и не зря за него в 1986 году между бывшими коллегами возникла такая грызня, вылившаяся в миллионы долларов отступных проигравшему все суды Уотерсу.
И, к слову сказать, выигравшая сторона после выхода альбома «A Momentary Lapse of Reason» была достаточно объективна, например, клавишнику Ричарду Райту то, что он записал, не понравилось, и он во всеуслышание заявил, что новая пластинка – это вовсе не альбом Pink Floyd.
Ник Мэйсон, нанятый для записи барабанных партий, передал эту работу своим помощникам, хотя ему было заплачено именно за барабанную работу. Но, как потом все поняли, было ему заплачено вовсе не за то, чтобы он там что-то настучал, а только за имя на конверте.
Даже сам Дэйвид Гилмор словно нехотя, но признал, что без творческого руководства Уотерса музыка получилась так, будто записали очередной альбом Гилмора, а не произведение Pink Floyd. Этому косвенно имеется подтверждения – совершенно все более-менее вменяемые песни были написаны не музыкантами Pink Floyd, а чужими, по сути, композиторами – Бобом Эзрином, Энтони Муром, Филом Манзанерой и Патриком Леонардом. А тот материал, музыку к которому написал Гилмор самостоятельно – вообще никчемный.
А тем временем Роджер Уотерс продолжал музыкальные и идейные традиции Pink Floyd напрямую, записав к нынешнему времени четыре просто шикарных совершенно «пинк-флойдовских» альбома. И прослушивая эти альбомы, язык не повернется назвать их «сольниками» - это альбомы именно Pink Floyd в том виде, в каком они должны были звучать при дальнейшем развитии творчества группы.
Да, конечно, подворачивались на этих пластинках песни совсем уж не «флойдовские», совершенно декадентски-футуристические, но, во-первых, их было очень мало, а, во-вторых, они все равно были на порядок интереснее, чем всё то, что Гилмор и Ко наваяли без своего бывшего руководителя за последние треть века.
Так что если кто составляет дискографию Pink Floyd, то последние три альбома группы пусть присовокупит не к ней, а к сольникам Гилмора, которым место на свалке музыкальной истории. Ну, разве можно бездарную музыку причислять к дискографии таких творческих гигантов, как Pink Floyd?
И вот, после альбома PF «The Final Cut» 1983 года должен идти именно «The Pros and Cons of Hitch Hiking» 1984-го, а после него – «Radio K.A.O.S.» 1987-го. Потом в дискографии PF идут альбомы «Amused to Death» (1992 г.) и «Is This the Life We Really Want?» (2017 г.). А то, что на конвертах этих альбомов нет бренда Pink Floyd – так это просто недоразумение, с которым никто не смог вовремя разобраться, но мы-то понимаем, что именно этот логотип должен на них стоять?
Ну а что же с сольниками Гилмора «A Momentary Lapse of Reason», «The Division Bell» и «Endless River», на которых лейбл Pink Floyd смотрится так же неуместно, как и на корове – седло?
А пусть о них рассуждают любители этого несостоявшегося «композитора», который по какому-то недоразумению возомнил из себя «великого пинк-флойдовца», но так и не сумевший за всю свою музыкальную биографию написать для Pink Floyd ни одной более-менее вменяемой песни.
Его надо было пустить на мыло еще в далеком 1968-м, а на его место взять того же Клэптона.
Ну, или Джеффа Бека, на худой конец.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ PINK FLOYD НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Pink Floyd «Atom Heart Mother», 1970 г. ~ неожиданный успех, который сделал музыкантов богатыми
Альбом Pink Floyd «Animals», 1977 г. ~ самое удачное в творческом плане творение группы