Найти тему

Здесь отравился супруг Софьи Ковалевской

16 апреля 1883 года. 8 часов утра. По заведенному порядку, прислуга меблированных комнат «Ноблесс» стучала в номер. Однако постоялец, как ни бились, не давал ответа. И тогда вызвали городового, высадили дверь...

Одетый господин лежал с мешком на голове, не подавая признаков жизни. С помощью хитроумной системы мешок соединялся с банкой, где находилась губка, пропитанная хлороформом. На столе валялось последнее, недописанное письмо.

Владимир Ковалевский, 1881 год
Владимир Ковалевский, 1881 год

Самоубийцей был крупный ученый, родоначальник эволюционной палеонтологии Владимир Ковалевский. Его открытия оценил Чарльз Дарвин, теория которого нашла дополнительные подтверждения в работах Владимира Онуфриевича. Однако в наши дни о палеонтологе чаще вспоминают как о муже Софьи Ковалевской…

Ученый, на свою беду, захотел стать еще и бизнесменом. Как писал сам Владимир Онуфриевич, его

«засосала нелепая мысль — вот обеспечу себя материально и затем примусь на свободе за научную работу».

Попытка поохотиться за двумя зайцами грозила Ковалевскому банкротством, уголовным делом и лишением свободы.

Супруга, Софья Ковалевская, получив весть, пять дней не ела, и от мысли последовать за мужем ее спасло только решение очередной математической проблемы. Как известно, это была первая в мире женщина – профессор математики (на самом деле не первая: в XVIII веке этот статус получила итальянка Мария Аньези, однако в университете она не преподавала).

Софья Ковалевская, 1880 год
Софья Ковалевская, 1880 год

Союз двух нигилистов начинался как фиктивный брак: в 1860-х девушка могла получить высшее образование лишь за границей, но выехать туда возможно или с родителями, или в статусе замужней дамы.

Со временем фиктивный брак сделался настоящим, и чтобы обеспечить Софье Васильевне роскошную жизнь, Ковалевский пустился в опасные игры. А потом писал со стоном:

«Мне следовало дать отсечь себе руку, прежде чем решиться подписать хоть один вексель».

Развязка наступила в сохранявшемся до конца XX столетья доме №9 по Салтыковскому (теперь Дмитровскому) переулку в Москве.

Фотография 1980 года
Фотография 1980 года

Палеонтолог жил здесь с 1882 года. Несмотря на претенциозное название, меблированные комнаты «Ноблесс» были довольно скромными.

«На первом этаже — столовая для постояльцев. На втором и третьем — номера. Сводчатые коридоры. Узенькие комнаты. Простая мебель».

Каменные двухэтажные дома здесь появились между 1812 и 1825 годом. Позднее их объединили, а в 1850-х (по другим данным, уже в 1880-х) — добавили третий этаж.

В конце 1850-х здесь работала дирекция Московских императорских театров, которую в то время возглавлял известный композитор Алексей Верстовский. В 1879 году появились меблированные комнаты. В 1895 году владение принадлежало Товариществу печатни С.П. Яковлева со скоропечатней, словолитней, типолитографией.

Студенты полиграфического техникума во дворе дома №9, фотография 1958 года
Студенты полиграфического техникума во дворе дома №9, фотография 1958 года

О масштабе дела свидетельствует масштаб стачки: в 1895 году бастовало 500 человек. Конечно же, в фасадном здании они не умещались, двор застроили другими корпусами, от которых теперь не осталось и следа.

В 1929 году на основе типографии создали Московский полиграфический техникум.

Техникум. Фотография 1934-36 гг.
Техникум. Фотография 1934-36 гг.

Он оставался здесь до 1984 года. Все это время дом, в котором отравился палеонтолог, сохранял столетние интерьеры. Пишет выпускник позднесоветских лет:

«Учиться — даже не учиться, а ежедневно находиться, это будет точнее! — в таком здании было жутко интересно: старые лестницы, старые окна, узкие переходы и проходы, тупички-аппендиксы... От каждого квадратного сантиметра здания так и веяло удивительной стариной и историей».

Техникум существует и теперь («Московский издательско-полиграфический колледж им. Ивана Федорова»).

Дом №9 в наши дни, фотография автора
Дом №9 в наши дни, фотография автора

Старому зданию повезло меньше, и конец его истории оказался трагикомичным. Дом, в котором жил и умер Ковалевский, объявили памятником и снесли. Вот что написано в акте историко-культурной экспертизы:

Реставрационные работы не проводились, так как в начале 1990 годов здание было разобрано и в 1995 году построено заново с надстройкой этажа и мансарды, но с сохранением композиции и декора уличного фасада.

Декор действительно такой же.

Четырехэтажный новодел по-прежнему считается объектом культурного наследия и в документах фигурирует как

«дом, в котором в 1880-х годах жил и в 1883 году умер выдающийся русский ученый, основатель эволюционной палеонтологии В.О. Ковалевский».