В сражениях Великой Отечественной очень весомый вклад в Великую Победу внесла противотанковая артиллерия. Те, кто на полях сражений уничтожал вражеские танки. Как говорили о них фронтовики -"Им в каждом бою было суждено или остановить врага, или погибнуть".
Поэтому, случалось, что первый бой только прибывшего на фронт противотанкового расчета, становился сразу последним. Устоять против гитлеровских танков с их отличной оптикой и довольно мощной броней было совсем не просто.
О женщинах, что принимали участие в боях Великой Отечественной и воевали вровень с мужчинами, известно много. Все сразу вспоминают про знаменитый женский бомбардировочный ночной авиаполк, известны женщины-снайперы, военные связистки, медсестры, что раненых - здоровых мужиков, вытаскивали на своих хрупких плечах с поля боя в медсанбат...
Совершенно случайно попалась информация про женщин-артиллеристов. И это не зенитчицы, что было не такой уж и редкостью в годы войны (хорошо показано в знаменитом фильме "...А зори здесь тихие").
Нет, это были самые настоящие противотанкисты! Те самые, что на передовой вступали в смертельные дуэли с немецкими танками. Тут уже кто кого, у кого крепче нервы, выдержка и мастерство.
Об удивительных молодых девушках, о единственном в истории Великой Отечественной женском расчете 45-мм противотанковой пушки и будет статья.
Совсем молодые девушки вступают в смертельный бой с немецкими танками... Это действительно уникально!
Данные из Центрального Архива Министерства Обороны подтверждают - зимой 1943 года в составе 226-го ОИПТД 148-й стрелковой дивизии 13-й армии воевал женский орудийный расчет в составе пяти девушек. Но о расчете сохранилось мало сведений.
В самом первом составе он провоевал всего двенадцать дней.
Их было пять двадцатилетних девчонок - сержант Таисия Зиборова, ефрейтор Зинаида Емельянова, красноармейцы Мария Труфанова, Елизавета Бортникова, Анна Ноздрина...
____________________________
Мария Семеновна Труфанова пошла на фронт в 1942 году. Направлена на курсы связистов, была распределена в запасной полк. Там познакомилась с Таисией Зиборовой.
Таисия воевала в партизанском отряде, был даже ранена. Ее невольно выделяли как более опытного и уже понимающего в военном деле человека.
Однажды девушки остановилась около небольшой пушки, заинтересовались, а молодой офицер, что был рядом, подробно им рассказал об этом 45-мм противотанковом орудии образца 1937 года, знаменитой "сорокопятке".
Вряд ли молодой офицер догадывался, что возникший у девушек интерес приведет их в противотанковый расчет, который будет биться наравне с мужчинами.
"Сорокапятка" - орудие относительно легкое, масса 1 200 кг. Но для девушек вес все равно порядочный. А еще и снаряды ...
После обучения и показанной отличной стрельбы на полигоне, расчет был отправлен на Брянский Фронт.
Командиром орудия был назначен уже имевший боевой опыт старший сержант И.Ф.Воеводин, а сам расчет вошел в состав 226-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона.
Вот как вспоминал свою самую первую встречу с этим необычным расчетом бывший командир дивизиона 326-го артполка 148-й стрелковой дивизии А.Н.Дмитренко -
"… Было это на Брянском фронте ... Около одного из орудий мы задержались дольше, нежели у других. Этим расчётом командовал старший сержант Воеводин, а в составе орудия были одни девчата. Те самые, о которых я слышал. Здесь всё было в образцовом порядке. Девушки были подтянуты, аккуратны, мне они все показались красивыми. Командир орудия доложил, что в расчёте все девушки могут заменить наводчика и любой орудийный номер. Меня это взволновало до глубины души. "Эх, дорогие девушки, какую же профессию вы себе выбрали!" – подумал я с болью в сердце..."
Боевое крещение женский расчет принял 25 января 1943 года - успехом стало уничтожение трех пулеметных гнезд гитлеровцев.
Воспоминания А.Н.Ноздриной -
"…Пуль мы не боялись, они, знай себе, посвистывают вокруг. А нам все равно укрыться негде - щиток у пушки маленький. Страшно, когда снаряды рвутся рядом, а еще хуже - мины, от них совсем не уберечься …"
"Сорокапятка" когда было необходимо - откатывалась назад, а потом снова вперед. При этом по снегу да еще в сильный мороз. И все только руками девушек....
Из рассказа М.С.Труфановой -
"... Под пулеметным огнем залёг батальон. Таисия скомандовала осколочным стрелять. Зина бросилась к ящику, схватила снаряд и передала его мне. Выстрел, пулемёт замолк. Пехота поднялась, но тут снова огневая точка противника. Вторым снарядом мы разнесли и эту преграду.
Воеводин то и дело нас подбадривал - "Молодцы, дочки, не суетитесь, так, спокойнее…". Он почти годился нам в отцы и, конечно же, переживал..."
... А потом наступил черед гитлеровских танков. "Сорокопятка", которую в шутку звали "Смерть врагу, конец расчету", казалась игрушечной.
Скорее всего, на позиции расчета двигался самый массовый танк вермахта Т-IV.
Боевая масса - до 28,5 тонн, экипаж - 5 человек, пушка - 75-мм, два пулемета - 7,92 мм, толщина лобовой брони (в зависимости от модификации) - от 50 до 80 мм, борт - 30 мм плюс 5 мм экран, днище - 10 мм.
На курсах девушек учили попадать в самые уязвимые места танка
У "сорокопятки" бронепробиваемость брони при угле встречи 90 градусов от 82 до 28 мм (на дистанция от 100 до 1 000 метров).
Если применять подкалиберный снаряд, то на дистанции 500 метров - 60 мм при угле встречи в 90 градусов.
Выходило, что нужно подпустить танк как можно ближе, минимум метров на 500! Но хватит ли у расчета мужества, смелости, а главное - выдержки, чтобы не запаниковать? Противник ведь не будет просто стоять - тоже будет вести огонь и стремительно приближаться! Очень сложно!
... А гитлеровский танк приближался, видимо расчитывая раздавить игрушечную пушечку. Но снаряд "сорокопятки" попадает точно в цель, танк подбит! Расчет уничтожил еще один танк, а уж про пулеметные точки уже и говорить нечего - не считали.
На девятый день боев женского расчета дивизион находился у села Ярище, рядом с районным центром Колпны. Здесь Таисия Зиборова совершенно случайно узнала, что совсем недалеко воюет ее брат. Она обрадовалась, хотела, как будет передышка, отпроситься, навестить его.
Но уже в полдень ее не стало. Совсем рядом с пушкой разорвалась мина и осколок, миновав всех, попал прямо Таисие в спину...
Как вспоминала Мария Семеновна Труфанова -
"...Тая вдруг откинулась навзничь, прямо ко мне на руки. "Отомсти за меня" – только и успела прошептать…".
Смертельное ранение получил и Воеводин. Мария вспоминала, что плохо соображала в этот момент, в чувство привел плач подруг. И неожиданно для всех она приказала - "Бронебойный!".
Когда был подбит еще один гитлеровский танк и атака была отбита, Маша села на землю и зарыдала. Хотя сама получила ранение в ногу.
... Иван Воеводина и Таисию Зиборову похоронили в селе в братской могиле...
Бои шли беспрерывно, девчонки не успевали даже просто перекусить, а о горячей пище и не вспоминали.
Мария Труфанова подбила свой второй танк. Но их позицию обнаружили гитлеровцы, начался обстрел из минометов. А еще и вражеская пехота пошла в наступление.
Пушка вела огонь, Мария крикнула - "Осколочный!", но что-то медленно все идет, нет снаряда.
Обернулась - на снегу, со снарядом в руках лежит Лиза Бортникова и снег рядом с ней стремительно краснеет... Маша бросилась сама взять снаряд из рук подруги, но из-за грохота боя не услышала, как падая, как ей тогда показалось - прямо на голову, завизжала мина...
Из женского орудийного расчета в строю остались только Аня Ноздрина и Зина Емельянова.
За 12 дней боев женский расчет смог подбить 4 танка, уничтожил несколько пулеметных гнезд, а также вражеских артиллерийских орудий.
... Мария Труфанова, получив тяжелейшее ранение, выжила. Она пришла в себя в госпитале и первым делом спросила - "А Лиза Бортникова?". Ответом было молчание...
А сама Маша много осколков получила от взрыва мины. Начались годы лечения, госпитали ... ей пришлось вынести не одну операцию.
В 1944 году ей вручили медаль "За отвагу", поступил в госпиталь и приказ о награждении орденом Красной Звезды.
До 1950 года через нарывы и боль все выходили из тела Труфановой многочисленные осколки. Наконец ее все-таки поставили на ноги. И все же тяжелое ранение сделало свое черное дело - Мария осталась инвалидом. Она вернулась в родное село, и, пока хватало сил, работала в сельпо.
У двух, оставшихся в живых девушек, бойцов первоначального артиллерийского женского расчета, военная судьба сложилась по-разному.
Зина Емельянова в одном из боев была тяжело ранена и умерла от ран 21 сентября 1943 года, похоронена в деревне Вершинова Муравейка Куликовского района Черниговской области на Украине.
Дольше всех воевала Анна Ноздрина. Она прошла бои на Курской дуге, на Днепре, все так и воюя вместе со своей "сорокопяткой". Было в ее военной биографии даже попадание в окружение в составе подразделения в районе реки Припять на Украине. После выхода из окружения, Аня Ноздрина получила просто категорический приказ командования - ее перевели в связистки. Никто даже не спрашивал ее мнения - слишком опасная была эта военная профессия противотанкиста.
Хотя на фронте везде опасно. Что и подтвердили дальнейшие события.
В 1944 году уже военный связист Аня Ноздрина получила тяжелейшее ранение в живот.
Сначала был медсанбат, потом госпиталь. После нескольких месяцев лечения, военно-врачебная комиссия признала Аню инвалидом второй группы, ее уволили из рядов Вооруженных Сил.
После окончания войны она уехала на Сахалин, вышла замуж. Увы, из-за полученного тяжелого ранения Аня не смогла иметь детей...
И она, и Мария Труфанова даже и не знали, что остались в живых только вдвоем из их женского противотанкового расчета. Каждая думала, что она осталась одна.
Но в 1986 году в д. Кутузово Орловской области, где 43 года назад гремели бои, была организована встреча однополчан. На нее и приехали, и там впервые после войны встретились Мария Семеновна Труфанова и Анна Назаровна Ноздрина (Сертакова).
ГТРК "Орел" сняла небольшой документальный фильм "Девичья пушка" - о единственном в истории женском противотанковом артиллерийском расчете. Его можно найти в интернете.
...Пушка стоит у деревни Кутузово, как память о единственном за годы войны девичьем орудийном расчете, сражавшимся с врагом в феврале 1943 года.
Мемориальная табличка с надписью -
"На этой земле в феврале 1943-го года героически сражался женский противотанковый орудийный расчет 226-го отдельного истребительно- противотанкового дивизиона 148-й стрелковой дивизии 13-й армии.
Иван Воеводин - командир орудия
Таисия Зиборова
Мария Труфанова
Анна Ноздрина
Елизавета Бортникова
Зинаида Емельянова".
Юные, хрупкие девушки, воевавшие в противотанковой артиллерии! Совсем не женское дело, но они с честью прошли свой путь.
Пять девушек... Вот, о ком надо снять хороший фильм, а не ту чернуху, что о войне снимают.
Поэт Виталий Анохин посвятил им свое стихотворение "Девчонки" -
…Девичьи косы, застенчивый взгляд,
С тех фотоснимков девчонки глядят -
Юности нежной первый рассвет -
Лучше, прекраснее времени нет.
Разве могли они думать и знать,
Что предстоит впереди испытать?
Вместо того, чтоб детишек рожать
Им довелось на войне воевать.
Женский расчет, орудийный лафет
В армии Красной аналога нет.
Рядом с мужчинами службу несут,
Тяжек нелегкий ратный их труд.
Вражеских танков скрежущий гул,
К самой земле он деревья пригнул,
Только девчонки бесстрашны в бою,
Твердо стоят за Россию свою.
Трое пали в той страшной войне,
Двое остались - им тяжко вдвойне.
Били врага за себя, за девчат,
Чьи фотографии вечно молчат.
Памятник - пушка в Кутузово есть
Этим девчонкам за доблесть и честь.
Памятник – пушка, стальной пьедестал,
Символом жизни и вечности стал.
Воинской славы есть поле у нас,
Помнит оно каждый день, каждый час,
Как воевал здесь девичий расчет.
Речка Сосна рядом с полем течёт,
Солнце встаёт и поют соловьи…
Помним о них, вечно с нами они.
Девичьи косы, ласковый взгляд -
Это на нас те девчонки глядят…
И в заключении тот самый фильм ГТРК "Орел" - "Девичья пушка"
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.