Бежецк. Жаркий летний день 20 июля 1900 года. C парадного крыльца недавно построенного здания духовного училища спускается процессия во главе с епископом Старицким Василием (Царевским). Духовенство, учителя и гости чинно выстраиваются на крыльце. Теплый летний ветер легко колышет полы шелковой епископской рясы. Аккуратно поправляет крест с украшениями седовласый старец протоиерей Иоанн Преображенский. «Преосвященнейший владыко! Досточтимые отцы! Дамы и господа! Не двигайтесь! Смотрите в камеру!», – восклицает фотограф, заранее установивший свой громоздкий фотоаппарат на трёхногий штатив. Щелкнул затвор, гости выдохнули. Часы на соборной колокольне пробили три часа пополудни.
Все так и было. Или почти так. Когда я впервые увидел фотографию, побудившую меня написать этот текст, мне очень захотелось узнать, по какому именно поводу она была снята. Оказалось, что в данном случае возможно не только точно определить место съемки (ладную кирпичную кладку здания Бежецкого духовного училища 123 года практически не изменили), но и точную дату и время события. Расскажу обо всем по порядку.
Думаю, никто не будет спорить, что учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных. И, наверное, ни в одной другой стране мира и ни в одно другое время этот тезис не звучал так справедливо, как в Российской Империи на рубеже XIX–XX веков. По данным переписи населения 1897 года, среди крестьян, составлявших абсолютное большинство населения, грамотных было чуть более 20%. Это прекрасно осознавали как светские, так и духовные власти. Для того чтобы как-то изменить эту ситуацию, прежде всего, было необходимо вырастить кадры, готовые самоотверженно работать на ниве народного просвещения.
20 июня далекого 1900 года в Бежецке открылись «краткострочные педагогогические курсы для учителей и учительниц церковных школ» Бежецкого и Весьегонского уездов. В наше время их бы, наверное, назвали «курсами повышения квалификации». Целый месяц 60 учителей (29 молодых людей и 31 девушка) жили в Бежецке по строгому распорядку (мужчины в здании духовного училища, а женщины в здании кладбищенского приюта) и интенсивно учились.
Занятие проходили в классах Бежецкого духовного училища, открытого всего за год до этого. Каждый будний день молодые учителя садились за парты и слушали по 6 уроков. Закон Божий вели священники бежецких церквей, теорию пения – регент Тверского архиерейского хора М. Софронов, церковно-славянскую и русскую грамоту – учитель Бежецкого городского училища И. Виноградов (автор «Русской грамматики с упражнениями» и «Арифметического задачника»), арифметику – преподаватель Бежецкого духовного училища, статский советник Владимир Иванович Струженский. Особое внимание уделялось практическим занятиям, на которых учащиеся сами готовили пробные уроки и разбирали их с опытными наставниками.
В самый разгар учебного процесса курсы посетил Архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин). Вечером 6 июля владыка служил в училищной Никольской церкви, а на другой день лично присутствовал на разборе уроков. Вечером того же дня он обратился к учителям и учительницам с «сердечной речью, в которой обратил их внимание на трудность учительской деятельности, трудность, которая искупается важностью этой деятельности»:
«Вы – свет среди мрака, царящаго в народной среде... Питомцы школ и их родители не забудут вас до гробовой доски, как самых дорогих лиц, благодетелей своих».
Отдыхать учителя и ученики тоже не забывали: 17 июля в здании духовного училища был устроен литературно-вокальный вечер, на котором были прочитаны баллада А.К. Толстого «Василий Шибанов» и стихотворение «Сельская учительница» Никитина. Потом были пропеты хором, под управлением регента г. Софронова: Болгарский марш, марш Донских казаков и некоторые патриотические песни.
В последние дни работы курсов в Бежецк прибыл Преосвященнейший Василий, Епископ Старицкий. Тверской епархиальный наблюдатель церковных школ священник И. Соловьев так описывает этот визит в газете «Тверские епархиальные ведомости»:
20 июля в училищной церкви, в присутствии Его Преосвященства, епархиальным наблюдателем свящ. Соловьевым, уездным наблюдателем о. Плетневым и настоятелем церкви о. Поповым, при участии о.о. диаконов-курсистов, совершена (с 9 ч.) литургия. После литургии Преосвященнейший Василий, в сослужении о. прот. И. Преображенского и священников – Соловьева, Попова и Плетнева, отправил благодарственный молебен с запевами прор. Илии и свят. Николаю. Молебен закончен многолетиями Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Тверским Архипастырям с их Богоспасаемою паствою, начальствующим, учащим и учащимся в церковных школах. По окончании последняго многолетия Владыке угодно было возгласить многолетие «руководителям, слушателям и слушателицам курсов». Хор оживленно и торжественно пропел трижды: «многая лета»!
В тот же день в 1 часу пополудни состоялся в здании духовного училища заключительный акт. К назначенному времени собрались в училище о. председатель и члены уездного Отделения, инспекция и руководители, слушатели и слушательницы курсов, а также и другие, духовныя и светские, лица. При входе Его Преосвященства в зал собрания хором учителей и учительниц под управлением регента г. Софронова, было пропето «Царю Небесный». Затем следовала речь руководителя занятиями по русскому языку И.С. Виноградова, в которой, предложив краткий конспект своих уроков, г. лектор выразил пожелание учителям и учительницам, чтобы их школьные труды были успешны и благоплодны. Хор исполнил псалм: «Благослови, душе моя, Господа». Далее следовали речи – учителя Александро-Мариинской школы Б. Талызина и учительницы Спасо-Талецкой школы Л. Сорогожской. И тот и другая говорили о значении курсов, выражали искреннюю благодарность Владыке за благосклонное отношение к курсам и признательность руководателям за понесенные ими труды. Хором прекрасно исполнен гимн Равноапостольному Владимиру.
После речи инспектора Владыка роздал учителям и учительницам свидетельства о слушании курсов и затем обратился к ним с прочувствованною речью. Указав на значение курсов, как времени, с одной стороны, отдыха, освежения от суровой деревенской жизни, – с другой стороны, серьезной работы для пользы школьного дела. Преосвященный выразил мысль о необходимости жить и трудиться в тесном союзе с св. Церковью и закончил свою речь апостольским благожеланием «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Св. Духа да пребудет со всеми вами»! Хор исполнил народный гимн: «Боже, Царя храни!» Инспектор курсов предложил пропеть «многая лета» благостным Тверским Архипастырям. Дружное, воодушевленное пение «многая лета» огласило залу. Затем Владыка выразил пожелание «многих лет» руководителям, слушателям и слушательницам курсов. Снова раздалось громкое, дружное: «многая лета»! Акт закончен пением: «Достойно есть» и «Είς πολλά έτη, δέσποτα!».
Очевидно, сразу после окончания акта и вручения свидетельств (вероятно, именно их держат в руках некоторые из учительниц на фото) все участники торжества были собраны на крыльце, где была сделана общая фотография.
Мне удалось узнать несколько персон из группы духовенства. В центре (с посохом и панагией) епископ Старицкий Василий (Царевский). По правую руку от владыки настоятель Бежецкого Воскресенского собора протоиерей Николай Стратонитский. Следущий за ним – протоиерей Иоанн Преображенский – известный бежецкий священник и общественный деятель. Его трудами был построен новый Спасский кладбищенский храм, две богадельни и школа. Новое здание духовного училища, на фоне которого стоят священники, учителя и гости, тоже было построено при деятельном участии отца Иоанна. Для курсов он «любезно предоставил для помещения учительниц верхний этаж приюта для духовных лиц на градском кладбище, с любовию относился к занятиям и отзывчиво шел навстречу нуждам участников курсов». Молодой священник со знаком кандидата богословия на цепочке, стоящий по левую руку от архиерея, вероятно, помощник смотрителя духовного училища Алексей Александрович Попов.
В группе лиц в левой части снимка стоит староста Крестовоздвиженской церкви, бежецкий купец Арсений Игнатьевич Боткин. На его шее можно различить медаль «За усердие» на Станиславской ленте – награду за общеполезную деятельность, полученную в том же 1900 году. Во время проведения курсов Боткин угощал участников, кроме того «по просьбе инспектора курсов, с полным усердием принял в своем дом и успокоил Преосвященнейшаго во время пребывания его в г. Бежецке».
Думаю, что в дальнейшем можно будет определить и других лиц, запечатленных на фотографии. Может быть среди них даже есть предки или родственники моих читателей. Буду рад, если вы узнаете кого-то из них или напишите свои версии в комментариях под публикацией.
Труды сельских учителей не прошли даром. За 20 лет грамотность населения выросла примерно вдвое. Уже перед революцией 1917 года грамотными по разным оценкам были от 35 до 55% жителей Империи. Многие из учителей еще дореволюционного «призыва» позднее десятилетиями трудились уже в новой, советской школе.
Автор выражает сердечную благодарность Анатолию Кизилову за предоставленную копию снимка и разрешение на публикацию.