После освобождения из ссылки, Сталина, летом 1911 года отправили в старинный русский город Вологду. Именно тогда о нем стали говорить, что он агент царской охранки.
Но вряд ли! За агентами не устанавливают круглосуточное наблюдение филеров наружного наблюдения, что сделали сразу по приезду Сталина в город. Жил он у такого же как он освободившегося ссыльного, а теперь торгового служащего Петра Чижикова. Сталину в сводках наружного наблюдения дали псевдоним "Кавказец", Петру - "Кузнец" (видно, был здоровый малый).
Филеры фиксировали все - в том числе амурные связи Сталина, которые скрупулезно заносились в донесения. В общем ничего такого - два молодых балбеса заводили романы. У Чижикова была между прочим невеста Пелагея Ануфриева, которая часто приезжала к жениху. Два балбеса шуточно пытались отбить ее руг у друга, что также фиксировалось в донесениях. Пелагею царские топтуны обозвали "Нарядной".
Сталин регулярно слал "Нарядной" фривольные открытки, изображавшими нимф и целующихся. И писал шуточные тексты по типу:
- За вами числится поцелуй, переданный вами через Петьку. Целую Вас ответно, да не просто целую, а горрячо!
В конце-концов Пелагея замуж за Чижикова так и не вышла. Да видно и не собиралась, так как была она скорее всего связной Центра. О чем жандармские лопухи так и не догадались.
В городе Вологде, где резной палисад я лично никогда не был. Но видимо там живут красивые девушки, раз Сталин все время посвящал общению с местными представительницами прекрасного пола. Даже библиотеку перестал часто посещать. Для жандармерии это было самое то - им не нужно было, чтобы он ушел к своим товарищам.
Между прочим это также показатель того, что Сталин не был агентом. Его бы давно отпустили - агентуре никогда не дают долго засиживаться на казенных харчах.
А вообще интересно почему это его послали именно в Вологду? Что мало по Расее городов с красивыми девушками?
А потому что перевод Джугашвилли (незаконный между прочим, так как он полностью отбыл наказание) в Вологду подписал сам председатель Совета министров Столыпин. И послал он его к своему протеже - вологодскому губернатору Алексею Николаевичу Хвостову. Абсолютно аморальному типу, между прочим. И не обладавшим большим умом. О нем оставил воспоминания жандармский генерал-губернатор Александр Иванович Спиридович, когда тот был его начальником - министром внутренних дел:
— Я ведь, — говорил Хвостов, — человек без задерживающих центров. Мне ведь решительно всё равно ехать ли с Гришкой в публичный дом или его с буфера под поезд сбросить…
Я не верил ни своим глазам, ни своим ушам. Казалось, что этот упитанный, розовый с задорными весёлыми глазами толстяк был не министр, а какой то бандит с большой дороги.
Между прочим Хвостов попытается организовать неудачное убийство Распутина. За что поплатится своим местом. А в годы гражданской его расстреляют большевики как заложника.
Вот в такой теплой компании жандармов, туповатого губернатора и прекрасных вологодских барышень Сталин и прожил до 28 февраля 1912 года.
Якобы его попытка побега в Санкт-Петербург в сентябре 1911 года объясняется очень просто. В августе того же года из тифлисской психушки сбежал Камо. Возникла опасность, что его поймает какой-нибудь ретивый полицейский чин. А там новое следствие и всплывет имена Красина, и что жандармерия взяла не того. Но Каму улепетал в Париж и Сталина в декабре препровождают в Вологду.
Между прочим в Вологде Сталин жил припеваючи на жандармских харчах. Те ему наверное даже ананасы приносили. Он был очень для них опасен. Но убивать его было нельзя. Судебные органы бы заинтересовались. Поэтому, царские опера с него пылинки сдували.
- Не завидую я им!
О его делах знает Ленин. И сочувствует ему. Но больше пытается использовать его в борьбе против Красина и Троцкого. В январе 1912 года на пленуме ЦК РСДРП по предложению Ленина Сталин заочно кооптирован в ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП. Так началась его высшая политическая карьера. При этом его готовили в ссылку - в Сибирь. Опять незаконно. Никакого основания для его ссылки не было, так как он не участвовал в революционной деятельности. Но оперов это мало волнует в любые времена. Его заставили сбежать из Вологды, арестовали и по решению суда отправили в город Нарым Томской губернии (Средняя Обь).
Больше Сталин охранке был не нужен. Кончилась его сытая житуха. В Сибири было не айс. Видимо чувствуя, что его ждут нелегкие времена Иосиф впервые взял себе псевдоним Сталин.
Ну а что же там поделывает Троцкий? Об этом узнаем на канале вдохновителя цикла "Немного историк".