Найти в Дзене

Построение отдела продаж для компании по аутсорсу и аутстаффу персонала

Оглавление

В декабре 2022 года к нам в компанию с целью построения системы в отделе продаж и внедрения CRM, - обратился директор по развитию компании "Outstaff Expert" - Александр.

Уже более 5 лет компания
"Outstaff Expert" занимается аутсорсингом линейного персонала для складских комплексов, фабрик, производств, гипермаркетов и другого бизнеса, где требуется временные или постоянные кадры, которые выполняют второстепенную функцию в компании.

Миссия "Outstaff Expert" помочь бизнесу оптимизировать процессы и бюджеты. Теперь малому и среднему бизнесу не нужно самостоятельно заниматься долгим поиском и наймом собственного персонала, - компания по аутсорсингу и аутстаффингу полностью берет эту задачу на себя. В итоге заказчики экономят миллионы рублей на оптимизации налогов, содержании сотрудников и отделов HR.

Основной запрос Outstaff Expert при обращении в нашу компанию был следующим:
- выстроить четкую работу отдела продаж для масштабирования компании и выхода на крупных клиентов;
- оцифровать и оптимизировать текущий бизнес-процесс компании и автоматизировать его в рамках CRM системы;
- выстроить процесс холодного поиска новых клиентов;
- автоматизировать маркетинг: автоматические касания с клиентом, туннели продаж, цепочки прогрева, автозадачи и тд;
- оптимизировать рекламный бюджет компании;
- внедрить в компанию прозрачную систему аналитики и статистики по работе отдела продаж и отдела маркетинга.

Чтобы учесть все риски, нюансы работы и предложить компании полноценное решение, - мы всегда начинаем нашу работу с комплексного предпроектного аудита (ППА). Таким образом, ожидания руководителя на старте работ точно совпадут с результатами после сдачи проекта.

Предпроектный аудит на построение отдела продаж

1. Во время комплексного предпроектного аудита (ППА) мы провели исследование компании, её продукта и ЦА, оцифровали текущие бизнес-процессы, описали общую структуру компании и её текущую IT-структуру, а также собрали расширенный перечень задач на построение отдела продаж. В итоге, мы выделили сильные и слабые стороны компании и поняли, какой объем работ нам предстоит.

2. Только познакомившись со всеми аспектами работы компании, - мы подготовили предпроектное задание, то есть дорожную карту того, каким образом должна быть выстроена система в отделе продаж.

Нам было важно комплексно проработать всю структуру работы отдела продаж:
- Оцифровать текущие бизнес-процессы продаж и оптимизировать их.
- Выстроить воронки продаж на основе описанных бизнес-процессов.
- Подготовить регламенты работы сотрудников.
- Рассчитать план продаж.
- Прописать систему мотивации на основе регламентов работы, плана продаж и бизнес-процессов.
- Подготовить скрипты продаж и отработки возражений.
- Прописать HR политику.
- Настроить и внедрить CRM систему.
- Провести обучение сотрудников и руководителя.

3. Далее проект-менеджер REON провел защиту аудита перед руководителем компании "Outstaff Expert", обосновал все этапы работ и стоимость проекта. После чего Александр уже принял окончательное решение о продолжении работы с нашей командой, и мы стартовали работу по построению системы продаж для компании по аутсорсу и аутстаффу персонала.

Так же в параллель с построением системы продаж, - команда интеграторов REON стартовала проект по настройке и внедрению CRM системы в компанию клиента. Об этом вы подробнее можете прочитать в нашем кейсе по ссылке -
https://reon.pro/outstaff_expert

Реализация проекта: прописание воронок продаж

1. Первое, что было необходимо сделать в ходе реализации проекта - это выстроить работу по холодному поиску новых клиентов.

Целевой аудиторией компании являются юрлица, которым необходим персонал для стройки, обслуживания зданий, уборки территории и тд.

Поэтому первый бизнес-процесс был выделен для поиска потенциальных клиентов в холодную.

-2

2. Затем мы выделили воронку "Первичные продажи" для обработки новых заявок на аутсорс и аутстафф персонала от клиентов.

В данном бизнес-процессе принимают участие 2 сотрудника:
- Пресейл, который берет заявки в работу, квалифицирует клиентов и назначает встречу с заказчиком для менеджера.
- Менеджер, который проводит встречу, согласовывает коммерческое предложение и контролирует подписание договора.

-3

3. Отдельно мы выделили воронку "Постоянные клиенты" для продаж услуг компании и коммуникации по проектам с постоянными клиентами.

-4

4. Еще одна воронка продаж "Дебиторы" - была создана для отслеживания и получения оплат по дебиторской задолженности от клиентов.

В компании действует постоплата. Поэтому после того, как все работы со стороны Outstaff Expert были выполнены, - сотрудникам важно выставить счет и проконтролировать поступление постоплаты.

-5

5. И пятая, последняя воронка, которую мы выделили для компании Outstaff Expert, - это воронка "Тендеры".

В данной воронке ведется вся работа по поиску тендеров, сбору документов, подаче заявок, контроля хода тендеров и тд.

-6

По всем этим воронкам были описаны рекомендуемые сценарии взаимодействия с клиентами.

Формирование плана продаж

Правильная постановка плана продаж заключается в том, чтобы руководство компании понимало из чего этот план формируется, от чего зависит и какие ресурсы могут потребоваться для увеличения его показателей.

Так как в компании существует два разных бизнес-процесса: один по первичной продаже, а другой по повторной продаже (а это разные воронки, KPI, конверсии, системы мотивации), то и план продаж был отдельно составлен для каждого бизнес-процесса. Это позволило наглядно увидеть, в какой точке находится компания в данный момент и на какую прибыль она может выйти в ближайшие месяцы от первой и второй категории клиентов.

-7

В декомпозиционных таблицах мы:
1. Простроили и описали воронку продаж
с её конверсиями за предыдущие периоды. Таким образом, стало видно, какое количество заявок компания получает на входе и какое количество продаж совершает на выходе.

2. Расписали, какую выручку компания получает совершая то или иное количество продаж. Отталкиваясь от среднего чека, мы можем увидеть, сколько компания зарабатывает в месяц.

3. Учли расходы компании на макроуровне: коммерческие, административные и производственные затраты.

4. Рассчитали чистую прибыль компании, на которую она выходит. Исходя из этого показателя, становится видно, на какую прибыль может выйти компания, какие цели может поставить перед собой собственник и какой план может озвучить менеджерам отдела продаж.

Документ позволяет понять, какое количество действий должен совершить отдел продаж, какое количество заявок должно поступить к компанию, какие конверсии должны быть у сотрудников по воронке продаж, чтобы достичь цели по выручке.

Большое внимание было уделено проработке план продаж по повторным клиентам. Когда мы говорим про работу с новыми клиентами, то у нас есть четкое понимание, что в компанию приходит N-ое количество заявок, конверсия из заявки в продажу такая, средний чек такой. Никаких сложностей в расчетах не возникает.

Но когда мы говорим про работу с постоянными клиентами, то расчет плана продаж идет не из поступивших заявок в компанию, а из текущего количества постоянных клиентов. Данная воронка начинается с этапа "Постоянные клиенты", где данный сегмент клиентов находится по умолчанию. Если кто-то из этих клиентов покупает, то мы начинаем его вести по этому бизнес-процессу и продаем с каким-то чеком. И вот исходя из этой статистики и математики, мы рассчитываем какой процент клиентов сделает заказ в этом месяце и с каким средним чеком.

Рассчитанные планы продаж в дальнейшем легли в формирование системы мотивации сотрудников.ые показатели отдела продаж, за которыми он должен следить.

Создание регламентов работы

Регламенты работы отдела продаж необходимы для экономии времени руководства компании и понимания сотрудниками того, как им нужно выполнять свою работу. Регламентирование процесса продаж сводится к созданию и накоплению базы знаний по всем аспектам продажи. Формируются регламенты опираясь на ранее построенную воронку продаж и практический опыт работы.

Для компании мы стандартно составили два обязательных регламента работы:

- Первый регламент работы мы создали для руководителя и сотрудников отдела продаж в течение рабочего дня, в котором подробно описали их ключевые действия. Также мы описали ряд рекуррентных ежедневных задач для руководителя отдела продаж и выделили приоритетные показатели отдела продаж, за которыми он должен следить.

-8

- Второй регламент мы прописали для работы сотрудников в CRM, чтобы они могли корректно работать и вести сделки в системе.

Так как для компании мы отдельно занимались настройкой CRM системы, то этот регламент был обязательной частью работ по построению отдела продаж.

-9

Построение системы мотивации

Чтобы у менеджера был стимул продавать - его нужно мотивировать. И для начала делать это нужно материально, а уже потом задумываться о других способах поощрения.

Система мотивации - это один из главных элементов внутренней структуры отдела продаж. Если система мотивации составлена некорректно (то есть не стимулирует менеджеров работать еще эффективнее), то никакое обучение сотрудников не приведет к выполнению и перевыполнению поставленного плана продаж.

Так как в компании существует два бизнес-процесса (по первичным и по повторным продажам), то мы отдельно составили несколько систем мотивации:
- для РОПа;
- для менеджера первичных продаж;
- для менеджера повторных продаж;
- для пресейла (специалист отдела продаж, который занимается первичной обработкой новых заявок и закрытия клиентов на встречу-консультацию КП с менеджером).

Системы мотивации были прописаны на основе регламентов работы, планов продаж и текущих бизнес-процессов компании.

На данный момент одним из самых эффективных подходов к формированию системы мотивации является деление заработной платы сотрудников на три части, поэтому для проектов наших клиентов мы используем именно этот подход:

- твёрдый оклад, который выплачивается сотрудникам за выполнение ежедневных механических действий. Твердая часть не выплачивается просто за присутствие человека на работе. Необходимо тоже поставить базовые требованию к твердому окладу: соблюдение графика рабочего дня, корректная работа с документацией и тд. Но не более 2-3 пунктов.

-10

- мягкий оклад - это заработок менеджера, величина которого зависит от выполнения ключевых показателей эффективности (KPI), влияющих на совершение продажи.

Например, работу любого менеджера можно разбить работы с клиентом:
1 Прием заявок и установление контакта;
2 Квалификация и выявление потребностей;
3 Презентация и отправка предложений;
4 Работа с возражениями и ответы на вопросы;
5 Закрытие сделки;

Обычно контролируются только показатели закрытия сделок. Но для того, чтобы не было просадок, важно контролировать все пять этапов. Первые 4 пункта - основа мягкого оклада. Это те промежуточные показатели, которые больше всего влияют на конечный результат - продажу. Например, количество звонков/встреч совершенных в день, количество КП, отправленных клиенту, количество отказов и их причины. Мягкий оклад будет меняться прямо пропорционально проценту выполненных задач.

-11

- бонусная часть, которая начисляется за выполнение плана продаж по выручке. Важно, это не процент от продаж, а конкретная твердая сумма, которую получает менеджер при выполнении плана. План продаж не выполнил, бонус не получил.

Так же мы прописали процент за перевыполнение плана продаж. Например, дополнительно к бонусам менеджер получает 15% от суммы перевыполнения плана.

-12

Кроме того, были созданы автоматические таблицы для расчета заработной платы согласно действующим системам мотивации. С помощью них сотрудники в любой день могут вставить свои фактические показатели и понять, на какую ЗП они могут рассчитывать в этом месяце.

Это важно для того, чтобы сотрудники понимали, за что именно они получают деньги и стремились выполнять поставленные показатели.

-13

Прописание скриптов продаж

Любая продажа – это общение с клиентом. И этот процесс обязательно должен быть регламентирован, протестирован и желательно автоматизирован. Необходимо выстроить четкую систему, по которой будет продавать каждый менеджер, и которая будет давать стабильные результаты.

В итоге под бизнес-процессы компании было написано 5 скриптов продаж для четырех этапов воронки:

1. Первый скрипт продаж был написан для холодного обзвона потенциальных клиентов компании.

Цель менеджера выйти на ЛПРа, выполнить его первичную квалификацию, закрыть первичные возражения и согласовать встречу-презентацию предложения.

2. Короткий скрипт для коммуникации с клиентами в текстовом формате в соцсетях и мессенджерах. Целью данного скрипта является закрытие клиента на звонок с менеджером и согласование выгодного предложения для клиента.

-15

3. Скрипт первичного звонка клиенту по входящим заявкам, во время которого менеджер квалифицирует потенциального клиента, выявляет потребности и продает встречу в Zoom для согласования коммерческого предложения.

4. Скрипт проведения встречи-презентации по коммерческому предложению.

Цель данного скрипта оголить боли потенциального клиента, презентовать услуги компании, рассмотреть и согласовать КП, отработать возражения и закрыть клиента на следующий шаг (либо еще один созвон, либо сразу продажу).

5. Скрипт для дожима клиента после проведения встречи-презентации.

Цель менеджера в итоговом формате согласовать услуги и КП, отработать оставшиеся возражения и закрыть сделку на продажу.

-18

Отдельно мы прописали отработки возражений клиентов.

Помимо классических возражений "Дорого", "Я подумаю", "У других дешевле" - мы проработали ответы на нишевые возражения, которые чаще всего возникают у клиентов "Outstaff Expert". Например, это такие возражения как "Работаю со штатным персоналом", "Аутсорсинг это не выгодно", "Слишком долгие сроки исполнения" и тд.

Дополнительно по скриптам продаж было проведено 4 обучающих встречи, где мы подробно разобрали техники и технологии продаж, каким образом нужно коммуницировать с клиентом, как правильно себя позиционировать, как описывать услуги компании, как проводить встречу, как отрабатывать возражения и тд.

Проработка кадровой политики

Кадры - это основа успешной компании, поэтому мы делаем такой большой упор на HR направлении при построении отделов продаж. Без выстроенной системы поиска, найма и обучения персонала, - выстроить отдел продаж становится практически невозможно.

1. Мы сформировали аватар пресейла, менеджера по продажам и руководителя отдела продаж, прописали продающие вакансии для размещения на таких сайтах как HH, SuperJob и тд.

Вакансии были составлены по всем канонам максимального привлечения потока соискателей, чтобы была возможность отбора и выбора достойного претендента на должность. Текст объявления составляется таким образом, чтобы заранее отработать все возражения кандидата и закрыть его на собеседование.

2. Следующим этапом мы прописали список вопросов для проведения собеседований. Список вопросов содержит расшифровку ответов соискателей, чтобы специалист мог самостоятельно быстро оценить качество соискателя.

-20

3. Прописали подробный регламент поиска, найма и обучения персонала.

4. Дополнительно мы провели полноценный мастер-класс для руководителя компании по тому, как правильно выстроить HR систему в компании.

На МК были раскрыты такие темы как:
- Активный и пассивный поиск сотрудников
- Проведение персональных и групповых собеседований
- Структура и принципы проведения эффективного собеседования

5. И на последнем, но наверное самом важном этапе кадровой политики, - мы прописали систему ввода в должность новых сотрудников. Была сформирована полноценная база знаний, по которой сотрудники должны обучаться первые 3 недели работы в компании.

Обучение новым инструментам продаж

Дополнительно мы провели онлайн обучение как для руководителя, так и для сотрудников компании по всем прописанным инструментам продаж. Нам важно, чтобы каждый член команды понимал, почему план продаж именно такой, почему система мотивации выстроена в таком формате, как работать с регламентами и скриптами продаж и тд. Все новые инструменты должны быть понятны и прозрачны!

Всё обучение записывается и передается руководству компании для быстрого обучения и ввода в должность новых сотрудников.

Завершение проекта

Запрос на построение отдела продаж для компании "Outstaff Expert" был полностью реализован командой REON. Руководитель компании получил четкую выстроенную систему в его отделе продаж. Теперь компания может смело масштабироваться и выходить на новых крупных клиентов.

По итогу проекта мы получили оценку NPS 10 баллов из 10.

После сдачи проекта с Александром и его компанией мы не прощаемся! Ещё в течение 1 месяца мы бесплатно сопровождали их отдел продаж, консультировали сотрудников и руководителя по всем возникающим вопросам. Нам важно не просто прописать и сдать документы для работы отдела продаж, а научить сотрудников и руководителя эффективно работать с ними, поэтому особое внимание мы уделяем постпроектному сопровождению.

Хотите с первого раза без потери времени и денег построить прибыльную систему в вашем отделе продаж? Запишитесь на бесплатную онлайн-экскурсию в отдел продаж нашей компании. Вы получите новый взгляд на то, каким может и должен быть ваш отдел продаж для эффективной работы! ​

REON | Прибыльные отделы продаж для малого и среднего бизнеса