Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5. Глава 4.

Поклонение пастухов. Картина художника Джеймса Тиссо. Открытые источники.
Поклонение пастухов. Картина художника Джеймса Тиссо. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Будем завершать наш рассказ о празднике Рождества.

Христиане Востока до IV века не отмечали его, так как унаследовали ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий. В иудейской традиции весёлое празднование такого события считалось подражанием язычникам, таким как фараон из библейской истории Иосифа Прекрасного (Быт. 40:20). Впрочем, правитель Галилеи Ирод Антипа, «…по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским» (Мк. 6:21). Но он, как и его деспотический отец, не являлся истинным правоверным.

Фараон и Иосиф Прекрасный. Открытые источники.
Фараон и Иосиф Прекрасный. Открытые источники.
Ирод Антипа. Открытые источники.
Ирод Антипа. Открытые источники.

Для ранних христиан более важным с вероучительной точки зрения было ежегодное воспоминание страданий и смерти Спасителя (Пасха) и еженедельное воспоминание Его Воскресения.

25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник с тридцатью гонками колесниц в честь Дня рождения Непобедимого Солнца, который не упоминается в других римских календарях. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на этот языческий праздник, установленный в 274 году императором Аврелианом. С другой стороны, нельзя исключать обратную связь — учреждение языческого праздника в ответ на христианский. По другим мнениям, праздник Рождества был установлен первым христианским императором Константином Великим, временем правления которого следует датировать тропарь праздника.

Непобедимое солнце. Штампованный серебряный диск с изображением Sol Invictus, Рим, III век. Открытые источники.
Непобедимое солнце. Штампованный серебряный диск с изображением Sol Invictus, Рим, III век. Открытые источники.
Константин Великий. Открытые источники.
Константин Великий. Открытые источники.
Аврелиан. Открытые источники.
Аврелиан. Открытые источники.

На Востоке отдельный праздник в честь Рождества Христова, отмечаемый 25 декабря, появился в последней четверти IV века, а в Палестине лишь после указа императора Юстиниана I (560—561 гг.). Римская церковь издревле праздновала Рождество 25 декабря, а с IV века по её примеру в этот день его стали отмечать и на Востоке.

Император Юстиниан. Открытые источники.
Император Юстиниан. Открытые источники.

Согласно другой точке зрения, донатисты отмечали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена.

А вот церкви в честь этого великого события появились раньше официального правздника.

Около 326 года государыня Елена, мать императора Константина Великого, совершила паломничество в Святую землю, в ходе которого посетила Вифлеем. Императрица способствовала восстановлению города, и, по свидетельству Евсевия Кесарийского, руководила строительством храма Рождества Христова.

Императрица Елена. Чим да Конельяно. 1495 год. Открытые источники.
Императрица Елена. Чим да Конельяно. 1495 год. Открытые источники.
Евсевий Кесарийский. Открытые источники.
Евсевий Кесарийский. Открытые источники.

Особо она выделила конкретное место в пещере, где Спаситель появился на свет. Напомню, что историк Григорий Турский (VI век) утверждал, что Вифлеемская звезда упала в колодец не в Иерусалиме, а в Вифлееме, в доме отца царя Давида Иессея: рядом с ним и родился Иисус. Сейчас этот участок пола закрыт серебряным изображением 14-лучевой (по числу 14 остановок Христа на Скорбном пути) звезды.

Григорий Турский. Открытые источники.
Григорий Турский. Открытые источники.
Звезда Вифлеема. Открытые источники.
Звезда Вифлеема. Открытые источники.
Звезда на месте рождения Христа. Открытые источники.
Звезда на месте рождения Христа. Открытые источники.

О событиях после явления Мессии на грешную землю – в следующих выпусках.

Храм Рождества. Открытые источники.
Храм Рождества. Открытые источники.

Под конец послушаем псалом 90 на языке оригинала.

«Молитва Моше, человека Божьего. Владыка! Прибежищем Ты был для нас в каждом поколении. Прежде, чем появились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты — Всесильный! Ты доводишь человека до изнеможения и говоришь: «Возвратитесь, сыны человеческие!» Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он, словно стража в ночи. Они текут как во сне: под утро, как сено увядают. Утром цветет и зеленеет, вечером — вянет и засыхает. Ибо от гнева Твоего мы изнемогаем, негодование Твое приводит нас в смятение. Поставил Ты грехи наши пред Собою, скрытые наши проступки — пред светочем лика Твоего. Все дни наши прошли в гневе Твоем, мы теряем лета наши, словно звук. Дней нашей жизни — семьдесят лет, а при [большой] крепости — восемьдесят лет, надменность их — суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы. Кто познал силу гнева Твоего? Как и Ты, негодование Твое грозно. Научи нас вести счет нашим дням и мы наполним [наше] сердце мудростью. (13) Обратись, Господи, доколе [будешь гневаться на нас]? Пожалей рабов Своих!  Насыщай нас по утрам милосердием Своим, и будем мы петь и радоваться все годы наши! Радуй же нас за дни, [в которые] Ты заставлял нас страдать, за годы, [в которые] мы видели горе. Да откроется деяние Твое взору рабов Твоих и великолепие Твое — их детям. И да будет благоволение Господа, Всесильного нашего, на нас, и творение рук наших утверди нам, творения рук наших утверди!»

Продолжение следует.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk4170/

Юрий Пульвер

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Цикл Тайная Вечеря»