Будем завершать наш рассказ о празднике Рождества.
Христиане Востока до IV века не отмечали его, так как унаследовали ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий. В иудейской традиции весёлое празднование такого события считалось подражанием язычникам, таким как фараон из библейской истории Иосифа Прекрасного (Быт. 40:20). Впрочем, правитель Галилеи Ирод Антипа, «…по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским» (Мк. 6:21). Но он, как и его деспотический отец, не являлся истинным правоверным.
Для ранних христиан более важным с вероучительной точки зрения было ежегодное воспоминание страданий и смерти Спасителя (Пасха) и еженедельное воспоминание Его Воскресения.
25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник с тридцатью гонками колесниц в честь Дня рождения Непобедимого Солнца, который не упоминается в других римских календарях. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на этот языческий праздник, установленный в 274 году императором Аврелианом. С другой стороны, нельзя исключать обратную связь — учреждение языческого праздника в ответ на христианский. По другим мнениям, праздник Рождества был установлен первым христианским императором Константином Великим, временем правления которого следует датировать тропарь праздника.
На Востоке отдельный праздник в честь Рождества Христова, отмечаемый 25 декабря, появился в последней четверти IV века, а в Палестине лишь после указа императора Юстиниана I (560—561 гг.). Римская церковь издревле праздновала Рождество 25 декабря, а с IV века по её примеру в этот день его стали отмечать и на Востоке.
Согласно другой точке зрения, донатисты отмечали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена.
А вот церкви в честь этого великого события появились раньше официального правздника.
Около 326 года государыня Елена, мать императора Константина Великого, совершила паломничество в Святую землю, в ходе которого посетила Вифлеем. Императрица способствовала восстановлению города, и, по свидетельству Евсевия Кесарийского, руководила строительством храма Рождества Христова.
Особо она выделила конкретное место в пещере, где Спаситель появился на свет. Напомню, что историк Григорий Турский (VI век) утверждал, что Вифлеемская звезда упала в колодец не в Иерусалиме, а в Вифлееме, в доме отца царя Давида Иессея: рядом с ним и родился Иисус. Сейчас этот участок пола закрыт серебряным изображением 14-лучевой (по числу 14 остановок Христа на Скорбном пути) звезды.
О событиях после явления Мессии на грешную землю – в следующих выпусках.
Под конец послушаем псалом 90 на языке оригинала.
«Молитва Моше, человека Божьего. Владыка! Прибежищем Ты был для нас в каждом поколении. Прежде, чем появились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты — Всесильный! Ты доводишь человека до изнеможения и говоришь: «Возвратитесь, сыны человеческие!» Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он, словно стража в ночи. Они текут как во сне: под утро, как сено увядают. Утром цветет и зеленеет, вечером — вянет и засыхает. Ибо от гнева Твоего мы изнемогаем, негодование Твое приводит нас в смятение. Поставил Ты грехи наши пред Собою, скрытые наши проступки — пред светочем лика Твоего. Все дни наши прошли в гневе Твоем, мы теряем лета наши, словно звук. Дней нашей жизни — семьдесят лет, а при [большой] крепости — восемьдесят лет, надменность их — суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы. Кто познал силу гнева Твоего? Как и Ты, негодование Твое грозно. Научи нас вести счет нашим дням и мы наполним [наше] сердце мудростью. (13) Обратись, Господи, доколе [будешь гневаться на нас]? Пожалей рабов Своих! Насыщай нас по утрам милосердием Своим, и будем мы петь и радоваться все годы наши! Радуй же нас за дни, [в которые] Ты заставлял нас страдать, за годы, [в которые] мы видели горе. Да откроется деяние Твое взору рабов Твоих и великолепие Твое — их детям. И да будет благоволение Господа, Всесильного нашего, на нас, и творение рук наших утверди нам, творения рук наших утверди!»
Продолжение следует.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk4170/
Юрий Пульвер
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10