Найти тему
Time Out

Как современные хорроры говорят о проблемах и страхах женщин

   Кадр из фильма «Пэрл» (Pearl), 2022 Наталья Степанова
Кадр из фильма «Пэрл» (Pearl), 2022 Наталья Степанова

На сервисе Hulu состоялась премьера нового сезона «Американской истории ужасов». Двенадцатая часть антологии переосмысляет роман Даниэль Валентайн «Деликатное состояние» о беременной актрисе, преследуемой потусторонними силами. Рассказываем, как современные хорроры освещают проблемы женщин.

Ужасы беременности и материнства

О предродовой депрессии, которая возникает из-за недостаточной психологической поддержки со стороны партнера и страха не справиться с ответственностью, говорил еще Роман Полански в своем «Ребенке Розмари». Однако там героиня, оставшись один на один с трудностями, представлялась чуть ли не умалишенной.

-2

Современные фильмы ужасов о психологических и физических лишениях будущих матерей концентрируются на эмоциональном состоянии женщины: авторы подчеркивают, что персонажи проходят через серьезное испытание, а не переживают самый счастливый период жизни.

Так, в хорроре «Преместь» режиссер Элис Лоус перенесла на экран личный опыт: она сняла ленту, находясь на восьмом месяце беременности. В истории, где с героиней якобы общается ее плод, нашлось место экзистенциальному кризису, боязни физических изменений и неизвестности, с которой сталкиваются женщины в ожидании ребенка.

-3

В «Глотай» Карло Мирабелла-Дэйвиса беременная девушка Харпер отвергает трансформацию своего тела и пытается вернуть над ним контроль, поедая опасные мелкие предметы. С помощью самоистязания она пытается привлечь внимание мужа, безразличного к женским проблемам.

-4

Материнство в современных ужасах преподносится как тяжелое испытание, преодолеть которое может не каждая. Например, в «Бабадуке» 2014 года Амелия переживает депрессию и не находит в себе сил позаботиться о маленьком сыне, а ее травмирующее прошлое и фобии олицетворяет жуткий монстр из детской книжки. Фильм напоминает, что воспитывать ребенка в одиночку действительно страшно и каждая мать имеет право на эмоциональное выгорание, а обратиться за помощью никогда не стыдно.

-5

Страх взросления

Некоторые хорроры XXI века обличают патриархальный стереотип о том, что девушки-подростки, познающие себя, становятся неуправляемыми и представляют угрозу для окружающих. Из-за общественного давления взросление оказывается для женщин крайне непростым периодом.

В «Оно» 2014 года школьница Джей впервые проводит ночь с парнем. После секса героине начинает казаться, что ее преследует проклятие и она вскоре умрет в страшных муках. В «Ведьме» Роберта Эггерса, где действие разворачивается в XVII веке, к юной Томасин, отвергающей роли жены и матери, религиозные родители относятся как к приспешнице дьявола, принесшей в семью разрушение и смерть.

-6

Ретрослэшер «Пэрл» Тая Уэста отражает трудности взросления в патриархальном обществе, где женщине отводится роль хранительницы очага, а ее мечты и стремления игнорируются. В результате героиня Мии Гот, грезящая о полной независимости от родителей, мстит тем, кто лишил ее будущего.

-7

Абьюзивные отношения и сталкинг

Немало внимания в хоррорах уделяется опыту травмирующих отношений и проблеме домашнего насилия. Обе темы поднимаются в фильме ужасов «Человек-невидимка» Ли Уоннелла. За основу режиссер взял одноименный научно-фантастический роман Герберта Уэллса: манипулятор и домашний тиран Эдриан, годами издевавшийся над Сесилией, становится незримым и преследует сбежавшую от него девушку. Антагонист воплощает сильнейший посттравматический синдром, переживаемый жертвой после расставания с абьюзером. Сесилия ощущает присутствие бывшего, даже оказавшись на свободе. Невидимость Эдриана свидетельствует еще и о том, что многие насильники успешно избегают наказания за содеянное из-за равнодушия общества к судьбам женщин.

-8

«Род мужской» Алекса Гарленда тоже разбирается в последствиях разрушительных отношений и в сюрреалистической манере говорит о харассменте и сталкинге, о которых многие женщины знают не понаслышке. Неслучайно у всех мужчин в фильме одинаковые лица: в каждом встречном главная героиня видит свой страх.

-9

Сексуальная объективация

Сексуальная объективация женщин долгое время считалась нормой в фильмах ужасов для широкого проката. Многое изменилось с выходом в 2009 году комедийного хоррора Карин Кусама «Тело Дженнифер». В фильме отношение к девушке как к секс-объекту приводит к чудовищным последствиям, за которые королева школы, одержимая демоном, мстит всему роду мужскому. Так Кусама в один прием меняет правила игры на противоположные, превращая идеальную по меркам патриархального общества девушку в беспощадного монстра, принимающего парней за еду.

-10

Примеру «Тела Дженнифер» последовала иранская постановщица Ана Лили Амирпур. В ее черно-белом хорроре «Девушка возвращается одна ночью домой» вампиресса, облаченная в хиджаб, жестоко расправляется с сутенерами и освобождает женщин из сексуального рабства.

Боди-хоррор «Свежатинка» Мими Кейв — пожалуй, самое смелое высказывание о сексуальной объективации. Для героев-мужчин в картине женщины в прямом смысле представляют собой лишь кусок мяса, и от этой дикой аллегории становится не по себе.

-11

Депрессия и психологические травмы

Фильмы ужасов активно борются и со стигматизацией ментального здоровья женщин: причиной необъяснимых событий становится эмоциональное состояние героинь, а пугающий опыт для них является единственным способом рефлексии.

В «Солнцестоянии» Ари Астера Дени, переживающая депрессию после гибели родителей, попадает в языческую секту, где заново обретает себя и самым радикальным образом заканчивает токсичные отношения.

-12

«Спасительница» Роуз Гласс рассуждает о саморазрушении и губительном стремлении к недостижимому идеалу, навязанному патриархальным обществом. Героиня, уверенная в том, что она святая, истязает себя за недостаточную праведность и неумение помочь всем.

-13

А слэшер «Свинка», цифровой релиз которого состоялся в российских онлайн-кинотеатрах совсем недавно, осуждает бодишейминг: главная героиня, травмированная насмешками одноклассников из-за лишнего веса, становится свидетельницей похищения обидчиков. Им предстоит посетить своеобразный и очень кровавый урок этики, а зрителям — познакомиться с возможными последствиями психологической травмы.

-14