Мечта каждого, кто решается на восхождение на вершины, наверное, это Эверест, «крыша мира». Но на высотах более 8000 метров действуют совсем другие нормы морали: здесь альпинисты могут спокойно проходить мимо тел погибших, и каждый из них осознает, что может не вернуться живым.
Почему так? Жестокость ли это? Порассуждаем об этом, заручившись мнениями опытных альпинистов России.
Точка невозврата
На Эвересте (он, напомним, 8848 метров), с высоты около 8000 метров начинается зона, известная как «зона смерти», где уровень кислорода критически низкий. Во время восхождения альпинисту грозит отек мозга или легких, он может потерять зрение, замерзнуть или потерять силы.
«На высоте все меняется. Ты находишься на грани между жизнью и смертью, и это влияет на твои чувства, восприятие и восприятие времени. Цвета, вкус, запах — все меняется».
С 1953 года, когда первые альпинисты поднимались на Эверест, здесь погибло более 200 человек. Некоторых из них видели еще живыми, но пришлось оставлять их умирать, так как в данной обстановке невозможно было оказать помощь.
«Эверест имеет точку невозврата, и после нее уже нельзя помочь человеку, если он не способен двигаться самостоятельно. Это природа этой горы. Один раз я буквально спасал своего товарища, который оказался в этой ситуации: он не мог двигаться и временно потерял зрение. Это было трудно, но он до сих пор жив и продолжает заниматься альпинизмом».
Точка невозврата на Эвересте — 8300 метров. Выше начинается очень сложный участок маршрута. Вся экипировка, одежда и снаряжение альпиниста весит не менее 90 килограммов, и его одному просто невозможно спустить вниз, а на узкой тропе нельзя двигаться втроем или вчетвером.
«Там кислорода в три раза меньше, чем на уровне моря, и это сильно влияет на работоспособность. Один альпинист описал это как стояние перед смертью больного человека, который еле поднимается из кровати и шаркает к туалету на тапках — мы восходим на вершину в таком состоянии. Когда ты видишь, что кто-то уже лежит и не двигается, ты не удивляешься этому, а продолжаешь идти. Я помогал переносить тела и помогал живым товарищам. Альпинисты —это не бездушные люди, они всегда готовы помочь, но в горах царят суровые условия».
На Эвересте ключевым моментом становится запас кислорода.
«Ты полностью зависишь от кислорода, и его запас ограничен. Если ты начнешь помогать другим, а у тебя почти кончается кислород, то в итоге у вас обоих не хватит кислорода, и вы оба погибнете. Иногда лучше всего, что можно сделать, это связаться с базовым лагерем, где всегда есть запасы кислорода. В большинстве случаев альпинисты ограничиваются тем, что переступают через трупы и идут дальше, так как требовать большего в этих условиях бессмысленно».
Самое важное — вернуться живым
Чаще всего тела альпинистов, которые не добрались до вершины или погибли во время спуска, остаются в горах навсегда. Максимум, что другие могут сделать, это убрать их с маршрута.
Сегодня альпинисты в принципе говорят, что «старые-знакомые» трупы стали менее заметными на маршруте. Например, уже не видно легендарных «Зеленых ботинок», которые служили верным ориентиром на высоте 8500 метров.
«У нас есть некая профессиональная циничность. Пока человек жив, мы готовы спасать его, но как только он умирает, он превращается в 90 килограммов неудобного груза для транспортировки. Спустить труп — это рискованное мероприятие даже для профессионалов. Правда, если кто-то готов заплатить за эту работу, всегда найдутся желающие. На больших высотах ты находишься в состоянии между жизнью и смертью, сам человек почти не отличается от мертвых. Вид умерших не вызывает никакого психологического дискомфорта».
«Мы восходим на вершину, чтобы провести людей туда, живых и здоровых. Наша задача—- не допустить, чтобы они стали трупами».
«Люди разные. Некоторые впечатлительные, которые могут представить себя на месте погибшего. Я абсолютно равнодушна к телам, когда в них нет жизни».
Ярмарка самолюбия?
Но обычно если есть шанс спасти человека, им воспользуются.
«Зачем идти на вершины, если в сложный момент ты не поможешь товарищу? Горы — это всего лишь куча камней, снега и льда. Все остальное — это вопрос психологии. В горах человек проявляет свою настоящую сущность, здесь проявляются как самые низменные, так и самые благородные чувства, которые у него есть. Горы не изменяют человека, они просто показывают, кто он есть.
Некоторым людям трудно просить о помощи из-за своей гордости. Особенно этим грешат мужчины (опытные или богатые) мужчины, которые, несмотря на свой опыт и профессионализм, не готовы принимать даже минимальную помощь. Им не удается пройти мимо и начинается игра в героя, что опасно для всех.
«У меня большое уважение вызывает человек, который, находясь в здравом уме, способен оценить свои силы и вернуться назад. Но для этого нужно подавить свои амбициозные и эгоистичные мысли».
«Кодекс горного гида начинается со слов: «Никакие амбиции не должны быть важнее безопасности восхождения».
Цена вершины
С конца ХХ века на Эверест ходят коммерческие группы, которые ведут горные проводники: в таких группах обеспечивают альпинистов всем необходимым, включая питание, яков для подъема груза, кислородные баллоны и шерпов, которые несут снаряжение и устанавливают веревки.
Коммерческое восхождение на Эверест стоит несколько миллионов рублей, а экспедиция может продолжаться до двух месяцев. Для профессиональных гидов это и страсть, и источник неплохого дохода. Для альпинистов, которых ведут на вершину, Эверест —амбициозная мечта, почти каждый альпинист мечтает попасть на «крышу мира».
Работа гида в коммерческой экспедиции сильно отличается от роли руководителя спортивного восхождения. Гиды несут большую ответственность за безопасность и успех всей группы, они должны не только обеспечивать клиентов необходимым снаряжением и кислородом, но и уметь решать проблемы, возникающие в ходе восхождения. Гиды работают психологами и служат лидерами, которые должны наладить контакт с каждым членом группы и помочь им преодолеть физические и психологические трудности.
«Альпинисты покоряют не вершину, а себя».
Восхождение на Эверест — это философская и духовная история, где каждое восхождение несет в себе серьезный риск. Опытные гиды стараются минимизировать риски, но, конечно, не могут исключить форс-мажорных ситуаций. Альпинисты, которые выбираются в горы, должны осознавать, что жизнь в любом случае когда-то закончится — просто они вот таким образом выбирают качество жизни над ее продолжительностью.
Каждый, кто поднимается на «крышу мира» (да и вообще любую гору), должен быть готов к риску погибнуть: на горе можно увидеть десять тел, и это не значит, что эти люди стремились умереть или были глупее других. Они тоже стремились к счастью, к завоеванию вершины, но судьба распорядилась иначе.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Когда, куда и зачем лучше всего ехать в Дубай?
✅Что русским релокантам нравится в Сербии, а что — не очень
✅ Кажется, ученые нашли девятую планету Солнечной системы: что мы о ней знаем?
✅Жизнь моряков на старинных кораблях: каково жилось в эпоху Великих открытий?
✅ Карельское разочарование: так ли там прекрасно на самом деле?