Фильмы и литературные произведения о морских путешествиях в эпоху Великих географических открытий часто пропитаны романтическими образами и приключениями. Для моряков того времени открывались соблазнительные перспективы: некоторые экспедиции отправлялись в поисках сокровищ, другие имели более глобальные цели, такие как открытие новых торговых маршрутов или исследование неизведанных земель. Огромные просторы океана становились свидетелями развития различных человеческих качеств: от выдающейся отваги и чести до вопиющего вероломства и трусости. Европейские мореплаватели XV-XVIII веков направлялись в плавания в разные страны и края, и большинство из них ожидала суровая участь.
Настоящая жизнь на небольших парусных судах, которые неделями скользили по безлюдным морским просторам, сильно отличалась от романтичных представлений, утвердившихся в культуре. Давайте заглянем в прошлое?
Почему повезло Колумбу
В 1492 году, после 36 дней плавания в открытом море, Христофор Колумб наконец-то заметил берег. Долгое путешествие протяженностью более чем на 6000 км подошло к завершению, но самое большое открытие было впереди: великий мореплаватель был уверен, что достиг Индии, но на самом деле он обнаружил Багамские острова.
И вот неправильное представление о местоположении привело к тому, что коренные американцы впоследствии были названы индейцами. Колумбу повезло: несмотря на отсутствие карт мира и GPS-навигаторов, он открыл Новый Свет! Многие другие мореплаватели исчезли навсегда в неизвестных водах Мирового океана, и, возможно, некоторые из них также могли совершить важные открытия, достигнув берегов Южной Америки, Австралии или Антарктиды раньше других. Однако их имена так и остались неизвестными, потому что успехом считалось не только открытие, но и возвращение на родину.
Корабельный быт
Жизнь на борту кораблей была далека от комфорта. В трюме было немного места, и моряки должны были беречь пресную воду, оружие, а также какие-то товары для торговли. Еда была представлена главным образом засоленным мясом (солониной) и мукой — так она могла храниться долго.
Медицинская помощь оказывалась на очень низком уровне, и моряки часто становились жертвами болезней, таких как печально знаменитая цинга.
Например, Васко да Гама потерял более 100 членов своей «160-человеческой» экспедиции в пути в Индию.
Исследователи оценивают, что в период с 1600 по 1800 годы на кораблях в дальних плаваниях умерло не менее миллиона моряков. Впервые обязательный запас фруктов был введен в Британском флоте, где моряков снабжали лаймом, богатым витамином C.
Самой серьезной угрозой для моряков была погода. Морская болезнь, особенно при вынужденной физической работе на палубе, была неприятным явлением. На кораблях не было выходных и отпусков, однако это была далеко не единственная проблема.
Парусные корабли были крайне уязвимыми перед бурями и штилями, потому погода была ключевым фактором успеха экспедиции. На корабле по факту не было возможности согреться или укрыться от палящего солнца. Внезапный шторм мог легко выбить корабль с курса, разбить его о рифы или навсегда утопить.
Воды Карибского моря до сих пор служат местом погребения множества кораблей: тысячи судов, если не десятки тысяч, лежат на дне моря возле Кубы, Гаити, в Мексиканском заливе и у берегов Флориды — по этому маршруту корабли, нагруженные золотом, отправлялись из Нового Света в Испанию. Тонны драгоценных металлов и сокровищ остаются на дне, напоминая о потерянных возможностях.
Крысы как главный враг
Крысы тоже были одной из серьезных угроз для моряков. При каждой стыковке с берегом на корабль проникали крысы, становясь серьезной проблемой, способной уничтожить команду и в целом нарушить ход экспедиции. Они супербыстро размножались в трюмах, искали еду и были способны перегрызть все запасы, которые найдут, а это могло привести к голоду на борту корабля.
В некоторых случаях порт оказывался слишком далеко, и моряки вынуждены были терпеть многонедельные мучения. К тому же крысы были переносчиками различных болезней, включая бубонную чуму, тиф и лихорадку. В стесненных условиях на корабле избежать контакта с ними было невозможно, и это часто приводило к эпидемиям и катастрофам на борту.
В конечном итоге моряки прибегли к давно известному методу борьбы с крысами — приняли кошек на борт. Да, котики требовали своей доли продовольствия, даже если крыс находили в небольшом количестве, но это была небольшая цена за относительный покой.
Преступление и наказание
Наряду с лишениями и опасностями извне существовала система жестоких наказаний, необходимых для поддержания железной дисциплины на борту. На таких кораблях, предназначенных для долгих плаваний, соблюдение строгой дисциплины считалось неотъемлемой частью выживания и успеха.
Наиболее жестокими наказаниями были страдания на торговых судах. Одним из таких наказаний был так называемый «поцелуй дочери канонира»: этот метод включал в себя привязывание человека к раскаленному солнцем орудию и беспощадные удары кнутом. Затем наказанного могли оставить под палящим солнцем наедине с его страданиями.
Жизнь человека полностью зависела от милосердия капитана, который мог решить прекратить наказание или продолжить его в целях устрашения остальных членов команды.
Заговорщиков и мятежников иногда вешали на мачтах, а иногда использовали казнь через протаскивание под килем: это означало опускание осужденного головой в воду и «транспортировку» его под корпусом корабля. В большинстве случаев это заканчивалось смертью, но были и те, кто сумел выжить. Независимо от исхода, оставались ужасные рубцы и раны, и потеря крови могла стать фатальной.
Кроме этого, на многих кораблях существовала практика наказаний, включающих пытки и издевательства. По сути, жизнь моряков полностью подчинялась воле капитана, и даже незначительные проступки могли привести к страшным последствиям.
Но на парусных кораблях не только матросы испытывали жестокость судьбы. Перевозка рабов была обычной практикой, и эти несчастные люди были помещены в трюмы кораблей против своей воли. Их жизни имели стоимость, да, но только как товар, который стоил гораздо меньше, чем самый неопытный матрос.
Путешествие от берегов Невольничьего берега в Африке до Северной Америки могло занять около двух месяцев: весь этот период рабы находились в кандалах и оставались в трюме, ни разу не выходя на свежий воздух. Капитаны не имели интереса в том, чтобы истощить свой «груз», но и тратить лишние ресурсы на их благополучие они не собирались.
Совсем чуть-чуть еды, недостаток воды, адская жара и постоянная стесненность делали невольников совершенно беспомощными. Далеко не все из них доживали до того момента, когда корабль достигал своего пункта назначения, и их тела обычно сбрасывались в океан как ненужный товар.
За два века (XVI и XVII) порядка 11 миллионов африканцев были похищены и порабощены. Именно их силой создавались европейские колонии в Северной Америке, и жизни этих несчастных рабов стали неотъемлемой частью истории тех времен.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Мапуче: единственное племя Америки, которое не смогли победить
✅ Как советские граждане путешествовали за рубеж
✅ Чем выделяются русские туристы по мнению европейцев