Найти тему
НУАР-NOIR

Вспомнить всё. Но надо ли?

-2

Официально итальянский фантастический триллер «Ложная память» не включен во «Вселенную Бегущего по лезвию», хотя очень многие находили его похожим на произведения Филиппа Дика. А потому с некоторыми оговорками эту ленту можно назвать приквеллом и «Вспомнить всё» с «железным Арни», и «Разрушителя» с «дядюшкой Слаем».

От одного досталась нарождающаяся корпорация, в которой без проблем угадываются будущие «Воспоминания», от другого – безтюремный метод заключения. Преступивших закон, погружают в глубокий сон, в ком они отбывают наказание.

Хотя, просто забвение – это как-то излишне гуманистично, а потому преступников мучают дидактические сновидения, которые должны усиливать их чувство вины, дабы на свободу они выходили не просто с «чистой совестью», но людьми, оной основательно истерзанными.

Для общей профилактики их изредка извлекают из сновидений, дабы справиться об общем самочувствии, а заодно показать послание от родных. Что-нибудь в стиле: папочка, ты редкостный упырина, пусть твои мозги спекутся в этой тюрьме. Что, естественно, снижает уровень комфортности пеницитарных сновидений.

Однако режиссерский дебют Альберта Машиа – это много больше, чем рассказ о системе наказаний. Вам в типично нуарной манере вновь предлагают подумать над тем, что есть реальное? Ведь если можно формировать ваши воспоминания, то можно менять вашу реальность. Не так ли?

Итальянская социальная фантастика (мне в первую очередь знакомая в литературном виде) всегда была в высшей мере интересной. А в последнее время итальянский кинематограф обнаруживает явственные черты «культурного антиглобализма».

Кадр из фильма «Ложная память» (2022)
Кадр из фильма «Ложная память» (2022)

Не хотят его представители быть общечеловеками общеполовой принадлежности с общекультурными запросами. На этом критическом поприще итальянцев опережают лишь австралийцы (мы говорим о т.н. «западном мире»). Хотя «Зелёный континент» никогда не забывал традиции предков-каторжников, про которых обычно вспоминали лишь тогда, когда требовались солдаты, готовые умирать за «цивилизационные ценности» (большинству из них недоступные).

Кадр из фильма «Ложная память» (2022)
Кадр из фильма «Ложная память» (2022)

Итальянцы же, напротив, апеллируют в своем критическом подходе к великому прошлому, кое охватывает даже не века, но тысячелетия. А потому обще-история вызывает неприятие, мол, нам есть чем гордиться самим по себе. В том числе в сфере кинематографа.

Кадр из фильма «Ложная память» (2022)
Кадр из фильма «Ложная память» (2022)

По этой причине итальянское кино регулярно обнаруживает в себе в высшей мере интересные проекты, которые создаются людьми, широкой публике категорически неизвестными. В настоящее время в этом отношении интересно наблюдать как раз за пугающим и криминальным кинематографом Апеннин.