Мы стали гораздо лучше ориентироваться во внутреннем пространстве, поэтому вот вам ещё один план, чуть более художественный.
План базилики Сен-Сернен:
Под «защитой» исполинских центральных столбов находится главный (центральный) алтарь.
Центральный алтарь базилики:
Прошу прощения за то, что отнимаю время у знатоков, но вынужден разъяснить для недоумевающих. Алтарь - это не «комнатка», отгороженная иконостасом, куда нельзя входить женщинам и вообще посторонним. Может быть вы и вынесли такое понимание исходя из опыта посещения наших церквей, но оно ложно. Изначально, алтарь – это стол (в данном случае мраморный), на котором совершается евхаристическое приношение. Так что наше «в алтаре» - это позднейшие наслоения. Древняя христианская практика, которой более соответствует нынешняя западная, не знала ни других алтарей, ни отгороженных пространств.
Алтарь освятил папа Урбан II аж в 1096 году в тот момент, когда строительство базилики в её нынешнем виде было в самом разгаре. Видимо очень торопились «сдать первую очередь объекта» к приезду папы (шутка конечно). Кстати, ещё большой вопрос, что занесло папу в Тулузу в эпоху «малой мобильности» (досамолётную)? Ведь не просто же освящать недострой. Даже если папа и обладал пророческим даром и предвидел, что вскоре придёт век готики и из этого недостроя в итоге получится самая большая из сохранившихся романских церквей. Но ответ на этот вопрос есть. Как раз в это самое время этот самый Урбан II занимался организацией Первого крестового похода. Так что его поездка по югу Франции имела целью вовсе не инспектирование строительства новых храмов.
А с учётом того, что вокруг Сан-Сернен издавна плелись какие-то интриги – обычное средневековое дело – перетягивание властного каната между графами Тулузы, аббатами, и «другими официальными лицами» - вот какая-то из противоборствующих сторон и придумала эффектный ход с освящением главного алтаря самим папой, что в общем-то должно было сразу дать существенную независимость клиру церкви: как административную, так и финансовую (что немаловажно на паломническом пути). Этакий знак подчинения напрямую Риму, минуя местные власти.
Лично меня в этом интерьере восхищают также высокие галереи «верхнего этажа».
Часть центрального нефа с видом на верхние галереи.
Верхние галереи (1):
Верхние галереи (2):
Верхние галереи (3):
Верхние галереи (4):
Если отойти на время от правильной терминологии - они, наряду с другими элементами, необычайно важны для понимания «архитектурного духа храма». Термин, конечно, вдвойне неграмотный как с архитектурной, так и с богословской точек зрения, но мне нравится. А я у себя на канале, так что раз нравится, значит пишем.
для понимания «архитектурного духа храма»:
Вид на хоры, средокрестие, главный алтарь и центральную апсиду:
Вид на капеллу Распятия в северной части трансепта:
Это Распятие имеет «подназвание»: Христос графа Раймунда IV. Этот тулузский граф известен как один из самых активных участников Первого крестового похода. Сама скульптура деревянная, покрыта позолоченными медными пластинами и украшена чеканкой, камнями и эмалью. XII век.
«Христос графа Раймунда IV»:
Главный орган базилики изготовлен знаменитым органным домом (во Франции, оказывается, есть не только коньячные дома) Аристид Кавайе-Коль в 1888 году. Интересно, что эти же мастера-органисты изготавливали и орган Большого зала Московской консерватории.
Орган:
В завершение, на сегодня, ибо надеюсь на продолжение, одна из главных «изюминок» базилики Сен-Сернен – сохранившиеся в северной части трансепта романские росписи конца XII века.
Цикл росписей конца XII века, посвящённый Воскресению Христову:
Пять чётко выделенных сцен. Самый нижний регистр идентифицировать довольно сложно. Второй понятен – женщины у пустого гроба Христа и ангел. Чуть выше, как указывается, двое пророков, поклоняющихся Христу, четвёртый то, что именуется обычно Деисис, на пятом слева виден ангел, а вот кто справа - сказать сложно. Возможно, что третий-четвёртый-пятый регистры образуют единую композицию поклонения Христу (это лично моё мнение), но тогда было бы логично объединять и первый-второй «этажи».
Ангел «пустого гроба» отдельно:
Но это ещё не всё. Пятиярусная воскресная композиция имеет продолжение наверху.
Поклонение Агнцу:
Поклонение Агнцу:
Какое здесь фото больше подходит, решайте сами.
Ещё по теме
1 - Самая большая романская церковь Европы - Базилика Сен-Сернен. Тулуза
2- Базилика Сен-Сернен. Тулуза. Несущая мощь
Подписывайтесь на канал! Vive la France!