Продолжаем начатое знакомство с самой большой из дошедших до нас романских церквей – базиликой Сен-Сернен (святого Сатурнина) в Тулузе.
Внутренний осмотр Сен-Сернен следует предварить замечанием о том, что, хотя храм и называется базиликой, это всё-таки не совсем так. Изначально базилика - это просто общественное сооружение прямоугольной формы, даже не обязательно церковного назначения. Просто получившие в IVвеке свободу и права христиане империи быстро поняли, что базилика как тип весьма удобна для использования общих собраний. С вытянутой прямоугольной формой в Сен-Сернен всё в порядке. Прошлый раз шла речь о длине 104м. Существуют также и иные цифры 115 х 64 х 21 метр. Расхождение не настолько принципиально. Есть ощущение уходящего очень далеко вперёд пространства, которое возникает сразу, как только входишь в церковь с запада.
Взгляд от входа:
Наличие трансепта (поперечного нефа), превращающего простую прямоугольную базилику в вытянутый (как правило) крест тоже не удивительно для тех времён.
Из оригинального в плане церкви я бы выделил, во-первых, свод потолка (полу-цилиндрический или как пишут в некоторых источниках – бочкообразный), тогда как в традиционной базилике потолок как правило плоский.
Поднимаем голову вверх:
Ещё повыше:
Во-вторых – наличие деамбулатория. Это такой полукруглый «маршрут» вокруг алтарной части храма. На Западе дело довольно привычное, но, скорее характерное для храмов более поздней постройки. И вот тут я хотел бы смешать архитектурные термины с церковно-историческими рассуждениями. Само по себе появление «обходного пути» (деамбулатория) это не просто забавная инженерная подробность, которую турист может запомнить, чтобы потом блеснуть эрудицией. Это свидетельство «целевого назначения» храма. Базилика, с которой мы начали, предназначена для общего собрания.
Люди, живущие в городе по воскресеньям (праздникам), приходят в знакомое публичное место для общей молитвы. Для этого вполне достаточно прямоугольного плана здания, хотя бы и с боковыми нефами.
Постепенно базилики начинают обрастать разными «святыньками», как настоящими (если речь идёт о каких-то городских древностях и артефактах), так и фиктивными, особенно привезёнными за тридевять земель «перьями архангела Михаила» (торговля мощами, реликвиями и пр. - необычайно важная часть средневековой экономики). Соответственно все эти реликвии надо где-то выставлять для поклонения, так возникают капеллы. Впоследствии соборы будут строиться уже с расчётом на размещение многочисленных капелл в боковых нефах, но в более древние сооружения «впихнуть» капеллу в боковой неф проблематично. Зато она неплохо вписывается в апсидную часть. Помните, в прошлый раз мы обратили внимание на венец из апсид снаружи храма? Вот в таких капеллах и размещались различные объекты для поклонения (или важные захоронения). А для того, чтобы соединить их вместе, устроить, так сказать, «маршрутизацию» и нужна дуга деамбулатория. Люди, входившие в храм, могли обойти все «святыньки» и выйти из храма. Возможно это было придумано для того, чтобы не поворачиваться спиной к главному алтарю, или для того, чтобы этот поток не мешал тем, кто собирается в центральном нефе. Причины могут быть разные.
Очевиден только вывод о том, что Сен-Сернен приспособлен не только для нужд церковных собраний, но и для тех, кто приходит сюда за реликвиями - помните, часть паломнического пути в Сантьяго-де-Компостела. Отсюда совершенно справедлива классификация базилики как «паломнической церкви», хотя изначальная форма всё равно бросается в глаза. Такая вот двойственность, и архитектурная, и церковно-функциональная.
Для тех, кто любит наглядность и конкретность, приведём план.
План базилики Сен-Сернен:
Считается, что в базилике пять нефов. С моей дилетантской точки зрения, граница в боковых весьма условна, так что можно было бы насчитать и три – центральный и два боковых. Для точности скажем, что в пяти нефах одиннадцать пролётов.
Я также предлагаю оценить огромные центральные столбы с подпружными арками. Они заметно выделяются из всех колонн церкви. Даже можно сказать, что они существенно сужают обзор с запада на восток. Но всё это оправдано тем, что именно на них держится вся махина колокольни. Столбы делали «с запасом», что позволило потом, через десятилетия и даже столетия, спокойно наращивать количество ярусов. Впрочем, говорят, что небольшой крен у колокольни всё же имеется.
Вид на центральный алтарь и центральные столбы, поддерживающие колокольню:
По цвету камня, опять-таки, датируют разные этапы строительства, но это, как я уже говорил, для сверх профессионалов.
«Несущая мощь» храма:
Это вам не эфемерная готика, тут материальность! Да ещё какая. Капитальная!
После того, как мы разобрались, почему вся эта махина не падает, есть смысл посмотреть детали интерьера.
Ещё по теме
1 - Самая большая романская церковь Европы - Базилика Сен-Сернен. Тулуза
Подписывайтесь на канал! Vive la France!