Ни для кого не секрет, что американцы и японцы – это самые настоящие технологические гении, и им всегда была по плечу практически любая техническая задача. Но вот почему-то так получилось, что во время Второй Мировой ни американцы, ни японцы не умели выпускать сложные авиационные двигатели водяного охлаждения. А вот русские – могли. Мало того – на таких двигателях в советских ВВС базировалась основная часть авиации.
В свое время мне довелось увлечься историей японской авиации, в частности – времен Второй Мировой войны. И вот что мне бросилось в глаза – из всех типов самолетов, которые массово выпускались японской военной промышленностью, практически все оснащались радиальными двигателями воздушного охлаждения. Исключение составлял только истребитель Ki-61 «Ласточка», на котором стоял рядный двигатель водяного охлаждения, но к концу войны его переоснастили радиальным, так получился более совершенный истребитель Ki-100.
Позже нашелся и ответ, почему японцы не занимались изготовлением рядных двигателей, по крайней мере, для скоростных самолетов он был гораздо более подходящим, так как имел лучшую аэродинамику. И самолет, оснащенный им, мог развивать заметно бОльшую скорость, чем самолет с двигателем радиальным, затрачивая при этом гораздо меньше мощности, а, следовательно, и горючего.
Оказалось, что достаточно мощный для боевого самолета двигатель водяного охлаждения – очень сложный в изготовлении, и не каждая страна могла его тогда выпускать, особенно большими тиражами. Не составляла исключения и высокотехнологичная уже к тому времени Япония – те рядные двигатели, которые стояли на Ki-61, служили причиной огромных потерь этого отличного по сути истребителя по не боевым причинам. Часто двигатель просто переставал работать в полете, и самолет падал.
Японцы, короче, так и не научились изготавливать надежные водяные авиационные моторы, потому и переделали в конце концов Ki-61 в Ki-100. И таким образом войну они закончили с авиацией, которая почти на 100% была оснащена именно «воздушными» моторами.
Конечно, это было удивительно, ведь японцы во время войны создали множество видов и типов самой современной техники, а вот с жидкостными моторами справиться так и не смогли.
И тут пришла пора сравнить японские ВВС с советскими, и я с удивлением обнаружил, что Красная Армия всю войну провоевала на истребителях, по большей части оснащенных именно водяными двигателями. Исключение составляли истребители Ла-5 и Ла-7, но то совсем другая песня, и причины этого исключения лежали не в сфере трудностей создания сложных двигателей советской промышленностью, а в сфере их нехватки в критические годы войны, когда производственные мощности из-за необходимости эвакуации сильно сократились, в то время как срочно потребовалось ввести в строй новый тип истребителя.
Двигатель водяного охлаждения, как писалось выше – это очень сложный агрегат, но все эти сложности себя оправдывают очень высокими характеристиками, в основном по скорости самолета и экономии топлива. Такие двигатели массово могли строить только высокотехнологичные державы, и в число таких Япония не входила, но входил СССР. Достаточно вспомнить основные истребители советских ВВС Лагг-3, Миг-3 и Як-1, 3, 7, 9, основные бомбардировщики Пе-2, Ар-2, Ер-2, Як-2, стратегический бомбардировщик Пе-8, штурмовики Ил-2. «Водяные» двигатели для этих самолетов изготавливались многими десятками тысяч, и самолеты, оснащенные ими, были самыми массовыми в наших ВВС.
Вот тут и возникает удивление – неужели советские конструкторы были гораздо более продвинутыми, чем японские, раз сумели изготовить такие надежные жидкостные моторы в таком огромном количестве, причем даже для дальних бомбардировщиков, для которых надежность силовой установки – превыше всего?
Возможно, что наши конструкторы все же были более подкованными в сложном двигателестроении, чем японские. Но тут пришлось удивиться еще раз – оказывается, наши моторостроители оказались гораздо более продвинутыми даже по сравнению с американцами!
Рассматривая наличный состав американских ВВС в годы войны, можно с удивлением обнаружить, что американцы в этот период имели на вооружении только три типа самолетов с двигателями жидкостного охлаждения – это были истребители P-40 «Хок», «Лайтнинг» P-38 и «Аэрокобра» P-39.
Был еще у них с водяным мотором прославленный «Мустанг» P-51, но прославился он только тогда, когда американцы установили на него английский мотор Роллс-Ройс «Мерлин», а с американским мотором «Эллисон» истребитель просто «не тянул», и использовался только в качестве легкого низковысотного бомбардировщика, в основном пикирующего. Все остальные самолеты американцы выпускали, как и японцы, только с моторами воздушного охлаждения, пренебрегая скоростными характеристиками, и делая упор на надежность.
Но даже относительно P-38, P-39 и P-40 обнадеживаться не стоит – первый был двухмоторным, что спасало самолет при выходе из строя одного мотора (что случалось довольно часто). Второй американцы очень не любили и часто даже отказывались на нем летать. А третий истребитель использовался только потому, что к началу войны в американских ВВС просто не было альтернативы.
Кстати, «Лайтнинги» по ленд-лизу так к нам и не поступили, так как наши пилоты их забраковали сразу из-за недостаточно хороших летных характеристик (!), а «Хоки» и «Аэрокобры» подлежали переделке в полевых условиях – наши техники просто дорабатывали двигатель «Эллисон» на «Аэрокобре», а с «Томагавков» нередко даже снимали американские моторы, и заменяли их советскими M-105, которые были несравненно более надежными.
Вот тебе и «американское техническое превосходство»! Получается так, что и американцы, так же как и японцы, просто не умели производить сложные авиационные моторы, а вот наши «русские валенки» - умели. Именно поэтому, учитывая слабость своей моторостроительной промышленности, американские адмиралы оснащали флот самолетами только с относительно не сложными двигателями воздушного охлаждения. То есть исключительно с ними, так как длительные полеты над океаном требовали высочайшей надежности, а американские рядные двигатели такой надежностью не обладали.
А вот советские – обладали. Причем наши моторостроители строили надежные «водяные» моторы еще с начала 30-х, достаточно вспомнить, что знаменитые рекордные перелеты Чкалова, Громова и других советских летчиков в жестких условиях Арктики производились на самолетах АНТ-25 и P-5 именно с «жидкостными» моторами, способными работать много суток в напряженном режиме без всяких перебоев.
Вопрос о том, почему именно американцы и японцы не могли выпускать сложные авиационные двигатели – это совершенно другая тема. Просто отметим тот факт, что для советских моторостроителей никаких проблем с изготовлением двигателей любой сложности не существовало никогда. Следовательно – наша техническая база всегда была лучше американской, а тем более японской.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АВИАТЕХНИКЕ: