Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Путь авиации нашей страны. Какими самолетами отечественного авиастроения мы можем гордиться?

В публикации представлена заметка из старого советского журнала «Знание – сила», № 8 за 1947 год под названием «Путь авиации нашей страны». В ней рассказывается о 29 самолетах, включая и полумифический самолет русского изобретателя контр-адмирала А. Ф. Можайского, которые были построены за первые несколько десятилетий развития отечественной авиации, и которыми можно гордится как минимум на национальном уровне, не говоря уже об уровне мировом. И эта заметка настолько интересная, что мне очень захотелось поделиться ей с моими читателями. Недавно мне в руки попал старый журнал «Знание - сила» за 1947 год, и я в нем обнаружил очень любопытную для меня заметку под заголовком «Путь авиации нашей страны». В этой заметке описываются 29 типов самолетов, разработанных русскими и советскими авиаконструкторами с 1878 по 1942-43 годы. Ну, самолет Можайского нужно вынести за скобки, однако реально отечественное самолетостроение началось в 1909-м году с самолетов русских конструкторов Я. М. Гаккеля и

В публикации представлена заметка из старого советского журнала «Знание – сила», № 8 за 1947 год под названием «Путь авиации нашей страны». В ней рассказывается о 29 самолетах, включая и полумифический самолет русского изобретателя контр-адмирала А. Ф. Можайского, которые были построены за первые несколько десятилетий развития отечественной авиации, и которыми можно гордится как минимум на национальном уровне, не говоря уже об уровне мировом. И эта заметка настолько интересная, что мне очень захотелось поделиться ей с моими читателями.

Первый разворот заметки "Путь авиации нашей страны"
Первый разворот заметки "Путь авиации нашей страны"

Недавно мне в руки попал старый журнал «Знание - сила» за 1947 год, и я в нем обнаружил очень любопытную для меня заметку под заголовком «Путь авиации нашей страны».

В этой заметке описываются 29 типов самолетов, разработанных русскими и советскими авиаконструкторами с 1878 по 1942-43 годы. Ну, самолет Можайского нужно вынести за скобки, однако реально отечественное самолетостроение началось в 1909-м году с самолетов русских конструкторов Я. М. Гаккеля и А. А. Пороховщикова.

Ясно, что не все представленные тут самолеты имеют мировое значение, но несколько из них я все же выделил бы именно в этом качестве.

Увеличенные вырезки текстов с первого разворота, чтобы их можно было прочитать
Увеличенные вырезки текстов с первого разворота, чтобы их можно было прочитать

Например, следует сказать, что у нас в стране был построен первый в мире стратегический бомбардировщик «Илья Муромец», аналогов которому в то время не было ни у одной другой страны. Сопровождали это выдающееся изобретение еще два гиганта – «Русский витязь» и «Святогор», первый – произведение И. И. Сикорского (как и «Илья Муромец»), а второй – В. А. Слесарева. Правда, успел повоевать в Первой Мировой и Гражданской только «Илья Муромец», тем не менее все три самолета – это изобретения мирового масштаба.

Второе изобретение мирового значения – первая в мире летающая лодка «М-5» Д. П. Григоровича. Этот самолет тоже успел повоевать в двух войнах, мало того – на его основе были созданы и другие машины подобного типа.

Третий самолет, первенец мирового авиастроения – это знаменитый АНТ-20, который в 1934 году стал самым крупным в мире сухопутным самолетом в 42 тонны, и который ждало бы великое будущее, но он потерпел катастрофу в 1935-м. Позже была построена улучшенная копия Ант-20, но и этот гигант потерпел катастрофу. В общем, эта идея гигантизма в отечественной авиации, которую успешно осуществил Сикорский, провалилась, и к ней возвратились только в 80-х в КБ Антонова.

Второй разворот заметки
Второй разворот заметки

Четвертая машина – самая легендарная, это одномоторный рекордный самолет АНТ-25, который в 1937 году совершил перелет из Москвы в США через Северный полюс, причем дважды – первый экипаж вел В. П. Чкалов, а второй, через месяц – М. М. Громов. Также на этом самолете почти все 30-е ставились рекорды дальности, которые были побиты только в 1938 году японцами и англичанами. Но те рекорды ставились в нормальных климатических условиях, а АНТ-25 летал в условиях самых что ни на есть экстремальных.

Ну, и последним в этой заметке самолетом, имевшим мировой значение, я считаю штурмовик Ил-2. Помимо выдающихся боевых заслуг это был самый массовый самолет в мире – всего за несколько лет он был произведен в количестве более 36 тысяч машин. Настоящий рекордсмен!

Увеличенные текстовые вырезки с второго разворота
Увеличенные текстовые вырезки с второго разворота

Остальные русские и советские самолеты, попавшие в список, тоже, конечно же, хороши, и о каждом из них можно написать очень интересные истории, что я сделал в одних публикациях, и еще сделаю в других. Отечественное авиастроение в 1909-1972-43 годах отметилось выпуском не только этих 29 самолетов, которые представлены в заметке, их было вообще-то построено более сотни самых разных типов, и многие из них и эксплуатировались, и воевали, а не только были единичными экспериментальными и не пошедшими в серию экземплярами.

Но эта моя публикация не о конкретных самолетах, и даже не об успехах русской и советской авиации за первые полвека развития воздухоплавания, а именно об этой заметке, которая мне показалась очень интересной, и мне очень захотелось поделиться ей с читателями моего канала.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ОБ АВИАЦИИ:

Нападение «воздушных авианосцев» Красной Армии на Румынию летом 1941-го. Какие были результаты?

Самые знаменитые боевые самолеты Второй Мировой войны

Россия открыла эпоху рекордных воздушных таранов в 1914-м, она же ее и закрыла в 1981-м

Единственный в истории войн биплан, победивший в бою новейший реактивный истребитель

Первый в истории войны бой одноместного штурмовика Ил-2 с «мессершмиттом». Победа осталась за нами!