Найти тему

История войны и мира, глядя с балкона.

Оглавление

Мои постоянные читатели и подписчики хорошо знают, что я строю индивидуальные дома - подробнее на сайте. Все мы люди разные, у всех свои прибабахи и тараканы в голове. Я не люблю балконы, всегда отговариваю клиентов от строительства балконов - затраты большие, толку мало. Частный дом - это не не многоквартирный скворечник, где балкон оправдан, чтобы для общения с природой, как птичке, выглядывать из коробки наружу. В своем доме природа везде.

В институте нас учили строить балконы, а про историю говорили мало. Поэтому я порылся в книгах и наверстал упущенное. Теперь, кажется, могу объяснить и логически нелюбовь к балконам - это изначально элемент строения, облегчающий ведение войны.

А я человек доброй воли.

1. Балкон "шею сломаешь"

Исторически это были детали оборонительного типа. Старинные замки-крепости оборудовались выносными элементами для лучшего осмотра местности и для ведения прицельного огня с удобных позиций. По типу размещения балкона можно судить о возрасте постройки. Более старые, возникшие в раннее средневековье имели минимальное число балконов и
переходов, их соединяющих, так как фланговая оборона не имела существенного значения. Натиск врага отражали в "лобовую", непосредственно с места, на которое велась атака. Так было до пополнения арсенала огнестрельным оружием. Именно это время можно считать "золотым веком балкона", ведь угол обстрела теперь имел значение.

Балкончатого типа сооружения были разнообразны по форме - открытые и закрытые крышей и плотными стенами, галерейного типа, боковые, бойницы с решеткой и пр.

Балкон помогал вести панорамный обстрел, защитники крепости, благодаря выступающей части, могли также путем сбрасывания вниз камней, выливания кипятка и смолы, отражать атаки врага. Для этого и были придуманы первые наклонные балкончики - машикули (ударение на последний слог, т.к. слово французское и означает "сломать шею").

В сущности, это были сначала открытые галереи или парапеты с бойницами, со временем прикрытые со всех сторон от обстрелов.

Балконы начинали надстраивать перед воротами на входе в города. Они имели тройное назначение - расширяли обзор стрелкам и дозорным, служили высокой площадкой для оглашения указов и простых объявлений для граждан, а также мешали неприятелю атаковать входные двери. Точно такой же цели балконы служили у входов в храмовые сооружения, за толстыми стенами которых от нападающих укрывались горожане.

-2

В наиболее важных участках обороны размещали разновидность машикулей - бретеши и мушараби, эти два крытых типа балкона в чем-то похожи, но очевидно, что, по звучанию, второй тип восточный. Он и выглядел изящнее, и функционально отличался от западных аналогов, и архитектурно постарше их.

2. Балконы "переползают" на углы

Бретеши были крытыми балконами, напичканными бойницами.

Угловые и фасадные бретеши цитадели Дамаска с утопленными в три четверти круглыми карнизами.
Угловые и фасадные бретеши цитадели Дамаска с утопленными в три четверти круглыми карнизами.

Примерно до XIV века бретеши, построенные на углах зданий, не имели крыши, но практика показала, что бойцов нужно защищать и от стрел сверху, и от непогоды. Боковые башни строились и для того, чтобы одновременно наблюдать, что делается за стенами крепости или замка, и для того, чтобы в случае опасности отражать натиск врага. При этом воин оставался под защитой деревянных (а позднее каменных) стен и стрелял через узкие бойницы.

Бретеши строили также по углам зданий. Это увеличивало площадь обзора и обстрела.
Бретеши строили также по углам зданий. Это увеличивало площадь обзора и обстрела.

Бретеши в камне, размещенные как угловые башенки на крепости,
получили название
бартизана. Она ликвидировала «слепые зоны» для обзора и служила ведению огня во всех направлениях.

У этой бардизианы практически нет слепых зон.
У этой бардизианы практически нет слепых зон.

На фото выше - бартизана в крепости Валетта на острове Мальта. На фото ниже - бартизаны крепости Ени-кале в Керчи (Крым).

Бартизана в крепости Ени-Кале в Крыму (Керчь). Видно, что боковые башни достраивали турецкие фортификаторы. Они неутилитарно вытянуты по форме, как минареты. Но функционально боковая башня с бойницами должна быть по высоте небольшая -в рост стрелка.
Бартизана в крепости Ени-Кале в Крыму (Керчь). Видно, что боковые башни достраивали турецкие фортификаторы. Они неутилитарно вытянуты по форме, как минареты. Но функционально боковая башня с бойницами должна быть по высоте небольшая -в рост стрелка.

3. Балкон как пить дать

Похожий на бретеши выносной элемент дома, известный как машрабия, возник в восточной архитектуре еще в 12 веке, а самые древние машрабии зафиксированы в Багдаде. Отличие этих балкончиков друг от друга состоит в том, как устроена защита стрелков от выстрелов. Европейцы защищали воинов каменными стенами или плотным деревянным заграждением. Люди востока - плотными узорчатыми решетками, сквозь которые находящийся внутри имел полный обзор, а смотрящий на решетку не мог разглядеть ничего.

Каменных, металлические или деревянные узорчатые решетки хорошо пропускали воздух, защищали стрелявших от солнечных лучей, предохраняли от случайных стрел или пуль, а изначально, как не трудно догадаться, скрывали гаремных красавиц от любопытных взоров.

Название "машрабия" происходит от арабского слова "машраба" - кувшин, но кувшин особого типа с испарительным охлаждением.

Это лота - индийский кувшин, созданный по подобию машрабы. Внутри - сосуд из пористой глины,  вода пропитывает сосуд, но нагреву воды мешает узорчатая решетка. Напротив, происходит медленное испарение, охлаждающее воду.
Это лота - индийский кувшин, созданный по подобию машрабы. Внутри - сосуд из пористой глины, вода пропитывает сосуд, но нагреву воды мешает узорчатая решетка. Напротив, происходит медленное испарение, охлаждающее воду.

Старый квартал Саудовской Аравии с машрабиями, регион Jeddah.
Старый квартал Саудовской Аравии с машрабиями, регион Jeddah.

Защищенное от палящих лучей солнца место для хранения питьевой воды стали также называть "машрабия". По их образцу стали называть машрабиями эркеры с плотными стенами, покрытыми узорчатой решеткой.

-10

Кстати, если машрабия размещалась на нижнем этаже, что там в специальном отверстии с дверцей ставили кувшин с водой для всех желающих напиться. .

-11

А так машрабии выглядят в крепостях. Форт Мехрангарх 15 века, расположен на холме в 125 метрах от Джайпура, это одна из самых известных крепостей древней Индии.

Через три века машрабии потеряют свой военный смысл и станут великолепным элементом архитектуры. Дворец ветров в Джайпуре.

Хава-Махал — пятиярусное гаремное крыло дворцового комплекса джайпурского махараджи Савай Пратап Сингха. Внутри насчитывается  953  отверстия, благодаря которым ветер отлично охлаждает здание. Оно построено из розового песчаника в форме венца Кришны не позднее 1799 года.
Хава-Махал — пятиярусное гаремное крыло дворцового комплекса джайпурского махараджи Савай Пратап Сингха. Внутри насчитывается 953 отверстия, благодаря которым ветер отлично охлаждает здание. Оно построено из розового песчаника в форме венца Кришны не позднее 1799 года.

4. И пострелять, и покакать

"Протобалконы, кроме прямого военного, имели и утилитарное назначение. Некоторые были снабжены стоковыми каналами и использовались, как туалеты.

-14

Закрытые оборонительные конструкции замков стали прообразами эркеров.

-15

Вот в эркерах-то и размещали туалеты.

-16

Запах там стоял стойкий аммиачный. Поэтому рядом вешали одежду для защиты от моли - она в Средние века здорово раздобрела на нажористых натуральных мехах и шерсти. Хранилище для вещей называлось - "гардероб", на фото хорошо заметно окошечко слева с решеткой, оно как раз ведет в комнату с вещами. Моль не переносила чудовищную вонь, улетала. А человек, ничего. Оделся и пошел на свидание в натуральных мехах с натуральными ароматами. Поэтому аристократы так любили крестьянок - у тех туалеты были не в доме, тяжелая потная работа требовала ежедневного мытья. Так что пейзанки, в отличие от благородных дам, пахли ромашками и молоком. Пришлось знатным особам вложиться в изобретении духов.

-17

На фото ниже целая стена замка с балкончиками-туалетами. Скульптурные украшения-затычки дыр - позднее украшение замковых стен, их пристроили уже в те времена, когда появились унитазы.

-18

А как в России насчет балконов?

Принято считать, что балконы в России - тема импортированная. В период Возрождения балконы получили большое распространение благодаря знаменитому итальянскому архитектору Андреа Палладио. Он часто использовал балконы в своих проектах, чтобы улучшить пропорции зданий и создать гармоничный образ. Когда "фрязины" (итальянцы) были приглашены в Россию строить Кремль и иные сооружения, это XV и XVI, тогда вроде как и появились на русских зданиях балконы.

Но выносная деталь строения была известна русским и до того. В русском крепостном оборонительном зодчестве употреблялись термины: «бойницы косого боя», «навесной бой», «навесные стрельницы», а также «варницы» и, соответственно, «варовый бой» (от вар — крутой кипяток). Вокруг крепостей на Руки строились выступающие наружу боевые площадки. Они вполне могут считаться прототипом широкого балкона. Назывался такой выступ забородом, (заборал, забрало, облам, облом. Кстати, Обломов - это военная фамилия).

А вот технологию строительства каменных машикулей в крепостях в конце XV века, да, привезли итальянские архитекторы. И уже из военной практики, преобразованные в изящные, эстетически приятные детали, машикули вошли в гражданское строительство как известные нам балконы.

Самый известный заборол Руси мы знаем еще со школы. Этот "балкончик" нависает над строением терема и на рисунке пока не имеет ограждения или стенки, чтобы не упасть с деревянных щитов настила. На самом деле, в крепостях и башнях такие перильца были. Они предохраняли сражающихся воинов от падения в случае ранения или неосторожности в горячке боя.

Ярославна из "Слова о полку Игореве" тоскует по мужу на забороле- забрале.
Ярославна из "Слова о полку Игореве" тоскует по мужу на забороле- забрале.
Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
«О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки
на своих легких крыльицах
на воинов моего милого?
Разве мало тебе бы под облаками веять,
лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?»

На правах отечественного элемента русского национального зодчества балкон размещается в русских деревянных теремах.

-20

Дом в Тарсусе
Дом в Тарсусе
-22
-23

Дом вологодского крестьянина Федора Сотникова, построенный в конце 19 века, включает не самый распространенный в домах незнатных граждан, балкон с резьбой. Это было время демократизации в архитектуре. Время восприятия балкона как элемента престижа дома.

Казаки в даже своих одноэтажных куренях пристраивали балкон. Балкон автоматически повышал статус владельца.

-25

В целом стиль историзм, переосмысливающий наследие русского национального зодчества, органически принял балкон (эркер, лоджию, веранду) как деталь, полюбившуюся россиянам.

-26