Его ждали, в него верили, на него надеялись. Но он так и не появился.
Дублёр Щелковского шоссе - самый долгожданный долгострой на территории Московского региона. Разговоры о его строительстве не умолкают уже два десятилетия, но проект никак не мог сдвинуться с мёртвой точки. До настоящего момента. Власти неожиданно изменили саму концепцию проекта и решили построить дорогу в другом месте.
Вариант № 1: Нереализованный проект
Щёлковское шоссе - это дорога на территории Москвы и Московской области, и хотя для обычного водителя это одна дорога, на самом деле дороги две. Первая проходит по территории Москвы и заканчивается на пересечении с МКАД, за эту дорогу отвечает правительство Москвы. Вторая дорога начинается от МКАД и доходит до пересечения с "первой бетонкой" (трассой А-107 ММК). Это федеральная трасса А-103 "Щелковское шоссе", за неё отвечает Росавтодор. И все проблемы связаны именно со второй дорогой, находящейся в Подмосковье.
Причина всех проблем понятна и обыденна - это "бутылочное горлышко", собирающее огромные пробки как на съезде с МКАД, так и по основному ходу "Щелчка" из Москвы. Москва потратила огромные деньги, чтобы реконструировать и расширить Щелковское шоссе в границах города, даже транспортную развязку на пересечении с МКАД переделали. Но проблема Подмосковного участка "Щелчка" не решалась.
Плотная застройка частным сектором вокруг просто не позволяла Росавтодору провести какие-либо работы по расширению дороги. Выход стал понятен ещё в начале 00-х - требуется строительство объездной дороги.
И проект предполагаемого дублёра действительно достаточно быстро появлялся на свет. В 2013 году был предложен основной вариант прохождения трассы.
Дорога должна была пойти немного севернее существующей трассы, пересечь её в Долгого Лёдово, а затем выйти на пересечение с Фряновским шоссе (дорогой в г. Щёлково)
Но коса нашла на камень. Проект предусматривал, что часть дублёра пройдет по окраине национального парка "Лосиный остров". Это особо охраняемый объект, находящийся в ведомстве Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Излишне сообщать, что в таких местах нельзя не просто строить, а даже что-либо срубить без разрешения. А для строительства дублёра потребовалось бы вырубить 120 га леса. Росавтодор пытался договориться с Минприроды, но тщетно. Не помогло и вмешательство в проект губернатора Московской области Андрея Воробьева - номинальный премьер РФ Дмитрий Медведев то ли еще сохранял остатки дееспособности и не пошёл на поводу и губернатора с планом разрушения заповедника, то ли просто проигнорировал просьбу губера помочь сдвинуть проект с места. Пришлось искать альтернативные варианты.
Вариант № 2: Спустя 10 лет
В начале 2010-х годов Подмосковные власти собирались передать Горенский лесопарк в ведомство Минприроды и включить его в состав нацпарка "Лосиный остров". Понимая это, в Росавтодоре не рассматривали вариант прохождения потенциального дублёра через парк - если уж не получилось согласовать прохождение дороги по краю заповедной территории, то что уж говорить про прохождение дороги через центр леса?
Но прошло 10 лет, Горенский лесопарк так и не вошёл в состав "Лосиного острова", и этим решили воспользоваться в Росавтодоре.
Для дороги запланировали построить сразу 2 заезда: прямиком через основной ход "московского" Щёлковского шоссе и через новую транспортную развязку, построить которую планируют в районе 107 км МКАД.
Маршрут
- Планируется, что дорога пройдет по окраине микрорайона 1-го мая;
- затем вдоль Балашихинского направления железной дороги по Объездному шоссе ("войдет" ли шоссе в состав дублёра или же новая дорога пойдет рядом - пока не ясно);
- пересечёт реку Пехорку и пойдет вдоль ул. Терешковой - ул. 40 лет Победы, расположенных на окраине Балашихи.
- "прорубит" озёрный лесопарк;
- пройдет по окраине деревни Большие Жеребцы (Щелковский городской округ)
- пройдет рядом с СНТ "Мечта-2" и СНТ-"Планета"
- завершиться на пересечении А-103 "Щелковское шоссе" и Фряновское шоссе.
Как нетрудно заметить по схеме, под вырубку пойдут значительные лесопарковые территории, причем как со стороны Москвы, где жители района Восточное Измайлово лишаться части парка, так и в Московской области, где масштаб вырубки выйдет катастрофическим. Под нож должны попасть: Горенский лесопарк, Озёрный лесопарк, а также леса Щелковского городского округа.
Какой вариант лучше?
Оба варианта плохи, но найти хороший в данной ситуации невозможно.
Построить дорогу в поле, к сожалению, невозможно. Застройка данной местности слишком высокая, а где нет частного сектора или жилой застройки, есть лесопарки и зеленные массивы. Увы, но ради сохранения 120 га Лосиного острова, под вырубку пойдет минимум вдовое больше территорий Горенского и Озёрного лесопарка. Разумеется, ничего хорошего для экологии это не сулит.
Дублёр избавит от заторов?
Да, затор на пересечении с МКАД, почти наверняка, исчезнет.
Но нет никакой гарантии, что мы не получим другой затор на пересечении с Фряновским шоссе. Также вызывают опасения участки, которые пройдут вдоль существующей улично-дорожной сети Балашихи.
Все зависит от того, как будет реализован проект дублёра "Щелчка" и как к появлению этой дороги подготовятся власти Московской области в части модернизации существующей дорожной сети (которая, будем честны, уже начала хромать на обе ноги).
Подводя предварительный итог можно сказать, что пока мы располагаем слишком малым количеством информации, чтобы делать однозначные выводы.
Но ясно одно - власти не оставляют идеи построить дублёр Щелковского шоссе в Подмосковье и скоро мы точно получим новую информацию о данном проекте.
ОБНОВЛНЕИЕ ОТ 18.01.2024 г.:
УТВЕРЖДЕН 2 ВАРИАНТ ПРОХОЖДНИЯ ТРАССЫ!
Уважаемые друзья и гости канала, как стало известно, Администрации Городского округа Балашихи в конце 2023 года утвердила второй вариант трассировки дублёара Щелковского шоссе.
Чуть позже мы выпустим подробный обзор имеющегося проекта, пока только скажем, что нового выхода с МКАД не предусмотрено, реконструкции подвергнется только существующая развязка МКАД с Щелковским шоссе.
Что касается прохождения дороги через лесопарковые территории - увы - это правда и в представленной трассировке альтернативы не предложено.
Пока всем желающим предлагаю ознакомиться с проектом на официальном сайте Администрации Балашихи (раздел: документация по планировке территории).
***
- подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие новости!
- и ставьте лайк 👍
Читайте на канале PRO Дороги: