Найти тему
PRO ДОРОГИ

Трасса М-11: строительство 3 этапа (северный обход Твери)

Оглавление

Открытие платной трассы М-11 "Нева" (она же "Москва - Санкт-Петербург") в ноябре 2019 года было похоже на знаменитый диалог из фильма ДМБ:

-Видишь суслика?

- Нет.

- И я не вижу. А он есть.

С трассой было тоже самое - одного участка никто не видел, да и на бумаге его не было, но это не помешало чиновникам с огромной помпезностью объявить об ПОЛНОМ открытии дороги. При этом полным можно назвать только слабоумие чиновников из Минтранса и Госкомпании "Автодор", которые решили, что народ не заметит отсутствия части дороги. Народ заметил, и властям пришлось оправдываться: мол денег нет, но как только они будут - мы все достроим. И вот деньги наконец выделили, и на обход Твери вышла строительная техника!

Схема будущей трассы в обход г. Твери
Схема будущей трассы в обход г. Твери

За ваши деньги

Помните, когда мы рассказывали вам про стройку трассы М-12 "Восток", то сделали акцент на том, что трасса строится через обычные госконтракты, в то время как на строительство М-11 "Нева" привлекались деньги частных инвесторов? С 3-м этапом М-11 всё тоже самое.

Забудьте про концессии, государственно-частное партнерство, инвестиционные соглашения и прочие заумные словечки. Нынешнему руководству Госкомпании "Автодор" понятна только одна форма взаимодействия - государственный контракт.

Как результат, подрядчик не заинтересован в том, чтобы сделать хорошо, ему нужно только забрать деньги. А заказчику нужно эти деньги оприходовать и сдать объект в срок. Что будет потом - никому не интересно, т.к. кадровые перестановки - дело обычное и неизбежное, и никто не чувствует совей ответственности за то, что будет после него.

Нынешний Председатель ГК "Автодор" Вячеслав Петушенко - выходец из Росавтодора. 
Источник: https://rus.team/
Нынешний Председатель ГК "Автодор" Вячеслав Петушенко - выходец из Росавтодора. Источник: https://rus.team/

А кому нужно качество?

Ответ: только пользователям.

Но могут ли пользователи повлиять на качество строящихся объектов? В современных реалиях - нет. На любые претензии вам всегда смогут ответить: не нравиться платная дорога, езжайте по бесплатной. А поскольку частные лица в проект не вкладывались и не заинтересованы в его окупаемости, то и рыночные законы тут неприменимы: государство построило, государство содержит, государство собирает плату. А поедите ли вы по платной дороге - государству уже не так интересно, вы и так платите государству налоги.

Транзитный маршрут

Тем ни менее по 3 этапу М-11 будут ездить. Существующий обход Твери - неплохая дорога, но сильно выбивается из концепции скоростного маршрута: даже 90 км/ч двигаться здесь удается не часто, а множество населенных пунктов и вовсе заставит вас держать среднюю скорость в диапазоне 60 - 80 км/ч.

Северный обход Твери будет построен по аналогии с существующей трассой. Разрешенная скорость - 110 и 130 км/ч (в летний сезон) для легкового транспорта.

Вид на строительство трассы с коптера. 
Источник: https://roads.ru/forum/topic
Вид на строительство трассы с коптера. Источник: https://roads.ru/forum/topic

Основные характеристики дороги

Протяженность дороги: 63,77 км

Категория автомобильной дороги: IA

Класс дороги: автомагистраль

Расчетная скорость: 150 км/ч

Количество полос движения: 4 (2+2)

Ширина полос движения: 3,75 м

Ширина разделительной полосы: 3,7 м

Вид покрытия: щебёночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)

Количество мостов: 6 шт.

Дорога на всем протяжении будет освещённой. Въезд/выезд будет осуществляется через привычные пункты взимания платы (никакого free-flow).

-4

АЗС, площадки отдыха, пункты оплаты.

Из отклонений от старых проектных решений стоит выделить только площадки отдыха. Если раньше они были заботливо предусмотрены через каждые 20 км, то сейчас в Автодоре решили, что на участок в 64 км вполне хватит и одной площадки (точнее двух: друг на против друга).

АЗС - известный бич М-11 "Нева", и с вводом нового участка оптимизации не произойдет. Появиться только две новые заправочные станции на 176 км дороги, на тех самых площадках отдыха. Стоит ли говорить, что только для обхода Твери этого мало, не говоря уже про остальные участки трассы, где АЗС - ещё больший дефицит?

Съездов с "платника", как обычно, будет раз, два и всё. Не считая уже существующих съездов на федеральную дорогу М-10 "Россия" на 208 и 149 километрах, новых съездов буквально будет только два: на Бежецкое шоссе / трассу Р-132 "Золотое кольцо" и на Савватьевское шоссе. На каждом въезде/выезде будут размещены пункты взимания платы (ПВП).

Развязка с Бежецким шоссе.
Развязка с Бежецким шоссе.
Развязка с Савватьевским шоссе.
Развязка с Савватьевским шоссе.

Дорого и быстро

Стоимость работ: 69, 7 млрд. руб.

Генеральный подрядчик: ООО "ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ"

Сроки завершения работ: ноябрь 2024 года

Торги на право заключения договора на строительство 3-го этапа М-11 "Нева" были завершены в мае 2022 года. Победителем признали ООО "ТРАНССТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ" (ТСМ), хорошо известную читателям этого блога.

Если вы не знаете, то ТСМ - одна из крупнейших дорожно-строительных компаний РФ, входит в группу компаний "Дороги и Мосты", которая еще недавно звалась "МОСТОТРЕСТОМ". ООО "ТСМ" строили не только большую часть остальной трассы М-11 "Нева", то также проводили реконструкцию трассы М-9 "Балтия" (Новорижское шоссе"), строили новые платные участки трассы М-4 "Дон", а сейчас активно строят трассу М-12 "Восток" и участок федеральной трассы М-5 "Урал" в обход Островцов и Октябрьского.

Как вы понимаете, компания серьезная, и стоят за ней люди серьезные. Сдать такой объект в такой небольшой срок: всего 2,5 года - задача не из простых. Один только мост через Волгу доставит уйму хлопот. Но потрудится стоит, ведь цена контракта составляет 16,7 миллиардов рублей. То есть цена 1 км трассы составляет 262 миллиона. Не М-12, но тоже достойно!

Сдавать объект будут в два этапа:

  1. км 176 - км 208: от 4-го этапа трассы М-11 (т.е. со стороны Санкт-Петербурга) до съезда на Бежецкое шоссе
  2. км 149 - км 176: от 2-го этапа трассы М-11 (со стороны Москвы) до съезда на Бежецкое шоссе
Схема разделения строительства на 2 пусковых комплекса
Схема разделения строительства на 2 пусковых комплекса

Первый пусковой комплекс должны ввести в эксплуатацию уже в декабре 2023 года. А вот второй придется подождать еще год. Сроки строительства у Трансстроймеханизации впечатляющие, так что скорее-всего объект будет сдан в срок. Другой вопрос: каким будет качество работ? ООО "ТСМ" в дорожном строительстве - это как ПИК в гражданском: впечатляюще быстро, но чертовски коряво и с огромным количеством недоделок.

ИТОГ

Долгожданный северный обход Твери закроет пробел между двумя участками трассы М-11 "Нева". Наконец можно будет проехать от Москвы до Санкт-Петербурга по ОДНОЙ дороге без лишних съездов.

И, казалось бы, новый участок давал возможность если не исправить существующие недостатки трассы, то хотя бы немного сгладить их эффект. Но нет.

И снова мы имеем все теже минусы:

  • монотонность дороги, которая теперь станет абсолютной на всем протяжении трассы;
  • отсутствие объектов дорожного сервиса.

Обе этих проблемы частично помогало решить "окно" между платной трассой. Съезд на бесплатную дорогу и сглаживал эффект от монотонной трассы, и с АЗС, кафе и мотелями возле Твери проблем нет.

Строительство моста через Волгу. 
Источник: https://roads.ru/forum/topic/29361-m-11-3-etap-km-149-km-208-severnyy-obhod-tveri/page/36/
Строительство моста через Волгу. Источник: https://roads.ru/forum/topic/29361-m-11-3-etap-km-149-km-208-severnyy-obhod-tveri/page/36/

Новый участок предполагает, что пользователям больше не потребуется съезжать с бесплатной дороги, а это значит что все 670 км водитель сможет двигаться по одной дороге со скоростью 130-150 км/ч (а учитывая отсутствие камер, многие двигаются и больше 200 км/ч). Конечно, соблазн доехать от Москвы до Питера быстрее "Сапсана" велик, но статистика ДТП показывает, что далеко не у всех это получается.

Поэтому лучше не спешите и больше отдыхайте.

Например за чтением нашего канала ;)

А мы продолжим следить за самыми яркими дорожными проектами и ждать открытия первого участка северного обхода Твери уже в конце этого года.

***

А если вам понравился материал, пожалуйста:

  • поставьте лайк 👍
  • подпишись на канал ☝️ (у нас тут много интересного)

Это очень сильно поможет нам развиваться и делать наш материал лучше.

-9

Читайте также на Канале: