Найти в Дзене
PRO ДОРОГИ

Трасса М-5: строительство участка "Ульянино - Непецино" (км 68 - км 86)

Оглавление

Масштабная программа по реконструкции трассы М-5 "Урал" в границах Московской области стартовала несколько лет назад. В рамках неё будет построен долгожданный обход Островцов и Октябрьского недалеко от границы с Москвой, а также был произведён капитальный ремонт с расширением до 4 полос (2+2) участка км 124 - км 138 (в районе г. Луховицы).

Другим важным участком в рамках проводимой модернизации трассы является участок км 68 - км 86 "Ульянино - "Непецино", строительство которого началось в 2019 году.

Недостающий участок

Строительства "недостающего" участка ждали долго. Трасса от Москвы до Челябинска была открыта в далеком 1965 году и с того момента пережила множество реконструкций и ремонтов, особенно в границах Московской области. В 2004 году был простроен обход села Непецино, расположенного недалеко от Коломны. Спустя 10 лет, в 2014 году был открыт скоростной участок в обход Бронниц.

К сожалению дорога в обход Бронниц заканчивалась, мягко говоря, непродуманно. Появился "поворот на Старниково" - словосочетание, вызывающее нервную дрожь у дачников с новорязанского направления. Трасса упиралась в Т-образный перекресток с 2-х полосной региональной дорогой, которая связывает между собой старое направление трассы М-5 "Урал" с близлежащими селами и СНТ. Чтобы попасть с "новой" трассы на "старую", нужно проехать 1,4 км по этой дорожке. Разумеется, региональная дорога не была рассчитана на свалившуюся на неё нагрузку, но, видимо, проектировщики решили, что 1,4 км - не слишком большая величина, а значит "и так сойдёт". И вот уже 9 лет как данный участок стал вторым самым проблемным местом на трассе после Островцов и Октябрьского.

-2

Выстраиваемый здесь хвост стал обыденностью. Но недавно ситуация ухудшилась: развязку с А-113 "ЦКАД" построили в парке километров от проблемного места, и теперь весь трафик с "платника" упирается в уже обыденный хвост на поворот. Альтернативный старый маршрут через Бронницы немного разгружает многострадальное место, но и сам встает в длинной пробке на крайне "коротком" светофоре.

-3

Тем временем, смотря на карту легко заметить, что между злосчастным поворотом на Старниково и развязкой на обходе Непецино, напрашивается дорога. Чиновники также говорили о планах на строительство, но стройка требовала затрат, а денег, как обычно, не было. В 2018-2019 годах федеральное правительство наконец расщедрилось и выделило огромную сумму на дорожное строительство. Часть из выделенных средств пошла на строительство участка трассы между Ульянино и Непецино.

В обход Старниково и Степанщино

Генеральный подрядчик: АО "ДСК "Автобан"

Стоимость работ: 15,559 млрд. руб.

Срок окончания работ: 05 декабря 2023 г. 2024 г. (согласно обновленной информации по состоянию на 26.09.2023 г.)

Новый участок станет абсолютно новой дорогой, которая свяжет между собой построенные ранее обходы Бронниц и Непецино. Старое направление трассы также останется, но транзитный поток теперь будет миновать Старниково, Никитское и Степанщино, а также многочисленные светофоры и пешеходные переходы на пути.

Технические характеристики дороги:

Длина участка: 20,93 км

Категория дороги: IА

Расчетная скорость: 150 км/ч

Количество полос движения: 4 (2+2)

Ширина полосы движения: 3,75 м

Ширина разделительной полосы: 13,5 м

Вид дорожного покрытия: ЩМА

Мосты и путепроводы: 11 шт.

Схема будущего участка дороги с пикетажом. 
Источник: https://roads.ru/forum/
Схема будущего участка дороги с пикетажом. Источник: https://roads.ru/forum/

Не считая сложностей с проходом через территории СНТ и сёл (трассу провели аккуратно между существующими жилыми застройками), а также сопутствующим преодолением коммуникаций (в том числе газопровода), проект дороги является максимально простым и незамысловатым. В результате мы должны получить не просто комфортную дорогу, а полноценную автомагистраль. Об этом, в том числе, говорит расчетная скорость движения в 150 км/ч (увы, такого скоростного ограничения ждать не стоит). На всем участке будет возведена только одна развязка с федеральной трассой А-108 "Московское большое кольцо" (она же "вторая бетонка" в народе). Развязка также максимально простая и представляет собой традиционный "клеверный лист". Несмотря на архаичность данного типа развязок, считаем его оправданным на данном участке с низкой, по московским меркам, интенсивностью движения и отсутствием крупных объектов притяжения.

Со стороны поворота на Старниково дорога просто придёт прямо по эстакаде, а злополучный поворот будет осуществляться под ней.

С развязкой на Непецино все тоже просто: старая дорога была простроена с заделом под присоединена нового участка, поэтому строителям останется только простроить пару съездов. Но тут как раз стала заметна экономия: построены будут только съезды с М-5 (в область) на Непецино и из Степанщино на М-5 (в Москву). При этом очевидного и логичного съезда с трассы (движение в область) в Степанщино не будет. Поворот с М-5 (движение в Москву) в Непецино тоже не предусмотрен.

Также дорога, в отличие от обхода Бронниц и Непецино, будет освещена. Проблему отсутствия света на трассе поднимали давно, и в рамках нового участка "Ульянино - Непецино" свет наконец появиться. Также Росавтодор в 2020 году провёл торги на разработку проекта установки стационарного электроосвещения на большинстве участков трассы в границах Подмосковья, где света нет. Увы, пока дело ограничилось проектом, но возможно в будущем мы увидим свет и на обходах Бронниц и Коломны.

Скорое открытие

Работы идут неспешно, но уверено. По условиям Контракта, объект должны сдать до 05 декабря 2023 года. Если вы помните, открытие обхода Островцов и Октябрьского тоже негласно перенесли на декабрь 2023 года.

Если все сложиться, то 2024 года трасса М-5 "Урал" встретит полностью обновленной и избавившейся от своих самых проблемных участков в Московской области.

UPD 26.09.2023 г.:

Срок открытия объекта сдвинули на год. Теперь дата окончания строительства - декабрь 2024 года.

Очевидные плюсы участка:

  • ликвидация "бутылочного горлышка"
  • создание транзитного маршрута без светофоров в обход населенных пунктов;
  • увеличение скорости движения, сокращение времени в пути;
  • разгрузка участков старой дороги, проходящей через населенные пункты, в том числе от большегрузного транспорта. Как следствие - повышение безопасности дорожного движения в этих населенных пунктах

Однако у проекта есть и негативные моменты:

  • часто дорога проходит в непосредственной близости от частного сектора (деревня Владимировка, дачный посёлок Поречье, ДНП Раменские Дали), что вряд ли комфортно для местных жителей;
  • экономия на съездах с транспортных развязках, которая приведет к значительному перепробегу и, в перспективе, создаст дополнительную нагрузку как на новое, так и на старое направление Новорязансого шоссе;
  • нераскрытый потенциал. Трасса категории IА (автомагистраль) с расчетной скоростью 150 км/ч (!) при сдаче в эксплуатацию станет обычной дорогой с разрешенными 90 км/ч. Остальные участи трассы имеют категорию IБ, и автомагистралью быть не могут. Смогут ли власти раскрыть потенциал дороги и выбить ограничение в 110 км/ч в рамках "экспериментальной деятельности" (так уже было на М-8 "Холмогоры") на всю протяженность от км 19 (граница с Москвой) до км 124 (конец обхода Коломны) - вопрос открытый, но трудится ради одного участка длиной всего 20 км точно никто не станет.
Иллюстрация незначительного расстояния от будущей трассы до ближайших частных владений
Иллюстрация незначительного расстояния от будущей трассы до ближайших частных владений

Возможно наши опасения окажутся ложными, и в конце года мы получим образцовый проект по строительству автомагистрали. Но когда такое бывало?

Ждём декабря 2023 года.

***

Не пожалейте 3 секунд и:

  • поставь лайк 👍
  • подпишись на канал ☝️ (у нас тут много интересного)

(ノ*°▽°*)

***

А также читайте на Канале:

-7