Масштабная программа по реконструкции трассы М-5 "Урал" в границах Московской области стартовала несколько лет назад. В рамках неё будет построен долгожданный обход Островцов и Октябрьского недалеко от границы с Москвой, а также был произведён капитальный ремонт с расширением до 4 полос (2+2) участка км 124 - км 138 (в районе г. Луховицы).
Другим важным участком в рамках проводимой модернизации трассы является участок км 68 - км 86 "Ульянино - "Непецино", строительство которого началось в 2019 году.
Недостающий участок
Строительства "недостающего" участка ждали долго. Трасса от Москвы до Челябинска была открыта в далеком 1965 году и с того момента пережила множество реконструкций и ремонтов, особенно в границах Московской области. В 2004 году был простроен обход села Непецино, расположенного недалеко от Коломны. Спустя 10 лет, в 2014 году был открыт скоростной участок в обход Бронниц.
К сожалению дорога в обход Бронниц заканчивалась, мягко говоря, непродуманно. Появился "поворот на Старниково" - словосочетание, вызывающее нервную дрожь у дачников с новорязанского направления. Трасса упиралась в Т-образный перекресток с 2-х полосной региональной дорогой, которая связывает между собой старое направление трассы М-5 "Урал" с близлежащими селами и СНТ. Чтобы попасть с "новой" трассы на "старую", нужно проехать 1,4 км по этой дорожке. Разумеется, региональная дорога не была рассчитана на свалившуюся на неё нагрузку, но, видимо, проектировщики решили, что 1,4 км - не слишком большая величина, а значит "и так сойдёт". И вот уже 9 лет как данный участок стал вторым самым проблемным местом на трассе после Островцов и Октябрьского.
Выстраиваемый здесь хвост стал обыденностью. Но недавно ситуация ухудшилась: развязку с А-113 "ЦКАД" построили в парке километров от проблемного места, и теперь весь трафик с "платника" упирается в уже обыденный хвост на поворот. Альтернативный старый маршрут через Бронницы немного разгружает многострадальное место, но и сам встает в длинной пробке на крайне "коротком" светофоре.
Тем временем, смотря на карту легко заметить, что между злосчастным поворотом на Старниково и развязкой на обходе Непецино, напрашивается дорога. Чиновники также говорили о планах на строительство, но стройка требовала затрат, а денег, как обычно, не было. В 2018-2019 годах федеральное правительство наконец расщедрилось и выделило огромную сумму на дорожное строительство. Часть из выделенных средств пошла на строительство участка трассы между Ульянино и Непецино.
В обход Старниково и Степанщино
Генеральный подрядчик: АО "ДСК "Автобан"
Стоимость работ: 15,559 млрд. руб.
Срок окончания работ: 05 декабря 2023 г. 2024 г. (согласно обновленной информации по состоянию на 26.09.2023 г.)
Новый участок станет абсолютно новой дорогой, которая свяжет между собой построенные ранее обходы Бронниц и Непецино. Старое направление трассы также останется, но транзитный поток теперь будет миновать Старниково, Никитское и Степанщино, а также многочисленные светофоры и пешеходные переходы на пути.
Технические характеристики дороги:
Длина участка: 20,93 км
Категория дороги: IА
Расчетная скорость: 150 км/ч
Количество полос движения: 4 (2+2)
Ширина полосы движения: 3,75 м
Ширина разделительной полосы: 13,5 м
Вид дорожного покрытия: ЩМА
Мосты и путепроводы: 11 шт.
Не считая сложностей с проходом через территории СНТ и сёл (трассу провели аккуратно между существующими жилыми застройками), а также сопутствующим преодолением коммуникаций (в том числе газопровода), проект дороги является максимально простым и незамысловатым. В результате мы должны получить не просто комфортную дорогу, а полноценную автомагистраль. Об этом, в том числе, говорит расчетная скорость движения в 150 км/ч (увы, такого скоростного ограничения ждать не стоит). На всем участке будет возведена только одна развязка с федеральной трассой А-108 "Московское большое кольцо" (она же "вторая бетонка" в народе). Развязка также максимально простая и представляет собой традиционный "клеверный лист". Несмотря на архаичность данного типа развязок, считаем его оправданным на данном участке с низкой, по московским меркам, интенсивностью движения и отсутствием крупных объектов притяжения.
Со стороны поворота на Старниково дорога просто придёт прямо по эстакаде, а злополучный поворот будет осуществляться под ней.
С развязкой на Непецино все тоже просто: старая дорога была простроена с заделом под присоединена нового участка, поэтому строителям останется только простроить пару съездов. Но тут как раз стала заметна экономия: построены будут только съезды с М-5 (в область) на Непецино и из Степанщино на М-5 (в Москву). При этом очевидного и логичного съезда с трассы (движение в область) в Степанщино не будет. Поворот с М-5 (движение в Москву) в Непецино тоже не предусмотрен.
Также дорога, в отличие от обхода Бронниц и Непецино, будет освещена. Проблему отсутствия света на трассе поднимали давно, и в рамках нового участка "Ульянино - Непецино" свет наконец появиться. Также Росавтодор в 2020 году провёл торги на разработку проекта установки стационарного электроосвещения на большинстве участков трассы в границах Подмосковья, где света нет. Увы, пока дело ограничилось проектом, но возможно в будущем мы увидим свет и на обходах Бронниц и Коломны.
Скорое открытие
Работы идут неспешно, но уверено. По условиям Контракта, объект должны сдать до 05 декабря 2023 года. Если вы помните, открытие обхода Островцов и Октябрьского тоже негласно перенесли на декабрь 2023 года.
Если все сложиться, то 2024 года трасса М-5 "Урал" встретит полностью обновленной и избавившейся от своих самых проблемных участков в Московской области.
UPD 26.09.2023 г.:
Срок открытия объекта сдвинули на год. Теперь дата окончания строительства - декабрь 2024 года.
Очевидные плюсы участка:
- ликвидация "бутылочного горлышка"
- создание транзитного маршрута без светофоров в обход населенных пунктов;
- увеличение скорости движения, сокращение времени в пути;
- разгрузка участков старой дороги, проходящей через населенные пункты, в том числе от большегрузного транспорта. Как следствие - повышение безопасности дорожного движения в этих населенных пунктах
Однако у проекта есть и негативные моменты:
- часто дорога проходит в непосредственной близости от частного сектора (деревня Владимировка, дачный посёлок Поречье, ДНП Раменские Дали), что вряд ли комфортно для местных жителей;
- экономия на съездах с транспортных развязках, которая приведет к значительному перепробегу и, в перспективе, создаст дополнительную нагрузку как на новое, так и на старое направление Новорязансого шоссе;
- нераскрытый потенциал. Трасса категории IА (автомагистраль) с расчетной скоростью 150 км/ч (!) при сдаче в эксплуатацию станет обычной дорогой с разрешенными 90 км/ч. Остальные участи трассы имеют категорию IБ, и автомагистралью быть не могут. Смогут ли власти раскрыть потенциал дороги и выбить ограничение в 110 км/ч в рамках "экспериментальной деятельности" (так уже было на М-8 "Холмогоры") на всю протяженность от км 19 (граница с Москвой) до км 124 (конец обхода Коломны) - вопрос открытый, но трудится ради одного участка длиной всего 20 км точно никто не станет.
Возможно наши опасения окажутся ложными, и в конце года мы получим образцовый проект по строительству автомагистрали. Но когда такое бывало?
Ждём декабря 2023 года.
***
Не пожалейте 3 секунд и:
- поставь лайк 👍
- подпишись на канал ☝️ (у нас тут много интересного)
(ノ*°▽°*)
***
А также читайте на Канале:
- Реконструкция развязки МКАД и ул. Верхние поля: "Садовод" и "МЕГА" без пробок