Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вашему вниманию вторую часть рассказа о небольшом, но очень интересном участке Волковского кладбища в Санкт – Петербурге, который носит название «Литераторские мостки». Здесь нашли последний приют многие видные деятели российской и советской литературы искусства и науки. Сегодня мы продолжим рассказ о поэтах и писателях и конечно увидим памятники, установленные на их могилах. Первую часть нашей виртуальной экскурсии можно посмотреть, перейдя по ссылке
Александр Александрович Блок (1880 – 1921)
Великий русский поэт Серебряного века, крупнейший представитель символизма в русской литературе. Его роль в русской литературе трудно переоценить и его ставят в один ряд с такими гениями, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. А. Фет и др. Его могила является одной из самых почитаемых на «Литераторских мостках»
Надгробие представляет собой обелиск из чёрного мрамора с барельефным портретом поэта работы скульптора Николая Дыдыкина.
Следует сказать, что первоначально Александр Блок, скончавшийся в августе 1921 года, был похоронен на Смоленском православном кладбище. Великая Анна Ахматова откликнулась на смерть друга строфами:
…Принесли мы Смоленской Заступнице
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее,
Александра, лебедя чистого.
В 1944 году прах великого символиста был перенесен на Литераторские мостки. Старая могила сохранена и сюда почитатели поэта продолжают нести цветы уже более 100 лет.
На литераторских мостках рядом с Александром Александровичем упокоилась его «прекрасная дама» и супруга Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь всемирно известного химика Дмитрия Ивановича Менделеева и другие родственники
Гаршин Всеволод Михайлович (1855 – 1888)
Известный русский писатель, мастер литературы малых форм. Считается литературным предшественником Чехова. Его рассказы "Четыре дня", "Очень коротенький роман", "Трус" и многие другие были очень популярны во всех слоях русского общества. Сейчас этот автор прилично подзабыт, но думаю мои уважаемые читатели, что его сказку «Лягушка путешественница» вы все прекрасно знаете.
К сожалению, Всеволод Гаршин с детства страдал расстройством нервной системы, а к 30 годам болезнь достигла пика своего развития. Все люди, знавшие его, рассказывали, что у него было обостренное чувство справедливости, и свое дворянское происхождение он считал позором и желал постоянно страдать «за народ». Кончилось это самоубийством. Поскольку покойный находился в душевном смятении и не сознавал, что делает, похоронен он был по православному обряду на Волковском кладбище. Надгробие представляет собой гранитный крест на постаменте
Гончаров Иван Александрович (1812 – 1891)
Видный российский писатель и литературный критик середины 19 века. Автор романов «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». В 1852 – 1854 годах был секретарем вице-адмирала Евфимия Васильевича Путятина, вместе с которым участвовал в экспедиции на фрегате «Паллада» из Кронштадта в Японию. Итогом этого путешествия стал цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» в дальнейшем многократно переиздававшийся и ставшей первым в русской литературе произведением такого рода.
Иван Александрович Гончаров скончался в в сентябре 1891 года. В своем завещании он просил похоронить себя не как знаменитого писателя, а как простого христианина. Воля покойного была исполнена, и он был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Сохранилось фото старой могилы Гончарова работы знаменитого Петербургского фотографа Карла Булла
В 1946 году прах писателя был перенесен на Литераторские мостки Волковского кладбища.
В настоящее время место последнего покоя великого русского литератора представляет собой колонну из черного мрамора на которой установлен белый бюст автора бессмертного "Обломова".
Памятник обнесен кованной фигурной оградой, которая была перенесена на Литераторские мостки вместе с прахом Ивана Александровича.
Памятник выполнен замечательным петербургским скульптором Григорием Даниловичем Ястребенецким (1923 – 2022).
Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1900)
Русский писатель, переводчик и искусствовед, современник Достоевского и Тургенева. Широкую известность ему принесла повесть «Деревня», большую часть которой он посвятил описанию ежедневного быта простого народа, во всех его тяготах, нищете и неприглядности. Самое известное произведение, по которому его помнят и сегодня повесть «Гуттаперчевый мальчик».
Ещё при жизни Григоровича называли русским Дикенсом. Считается великолепным мастером литературного пейзажа, что исследователи его творчества объясняют наличием у него склонности к живописи. Известно, что в начале 40-х годов 19 века Григорович учился в Академии художеств, где близко сошёлся с Тарасом Шевченко.
Дмитрий Васильевич Григорович скончался 3 января 1900 года и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Памятник на его могиле является классическим образцом русской мемориальной скульптуры конца 19 начала 20 веков
Григорьев Аполлон Александрович (1822 – 1864)
Русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик. Сегодня имя этого литератора практически забыто, но наверняка все вы мои уважаемые читатели знаете написанный на его стихи романс «Поговори хоть ты со мной гитара семиструнная». Так же мало кто знает, что именно литературному критику Григорьеву принадлежит крылатая фраза: «Пушкин наше все».
Как и многие другие талантливые люди, Аполлон Григорьев отличался склонностью к саморазрушению, что и стало причиной его ранней смерти в возрасте 42 лет. Первоначально был похоронен на Митрофаньевском кладбище Санкт – Петербурга. Спустя 80 лет перезахоронен на литераторских мостках.
Я не берусь ничего утверждать, но мне кажется, что нынешнее надгробие на могиле поэта является «сборным», поскольку первоначальное захоронение выглядело иначе.
Возможно старый памятник пострадал во времена «государственного атеизма», а новое надгробие представляющее собой жертвенник с траурной урной, установленной на гранитном кубическом постаменте было собрано из элементов хранящихся в фондах Музея городской скульптуры. Хотя повторю ещё раз это только мое предположение.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.