Найти в Дзене
Контур.Журнал

Как оценить эффективность бизнеса

Оглавление

Каждый предприниматель желает знать, как правильно оценивать эффективность своего бизнеса для предотвращения лишних издержек и прогнозирования результатов.

Чтобы успешно вести бизнес, предпринимателю необходимо четко понимать все бизнес-процессы — только так компания сможет оставаться конкурентоспособной, непрерывно модернизироваться и рационально использовать свои ресурсы, оперативно реагируя на изменения рынка.Поэтому самый важный стартовый шаг для успешного предпринимателя — оценка эффективности бизнеса.

А где мы сейчас

Чтобы развивать и масштабировать компанию, нужно для начала разобраться, на какой стадии бизнес находится в данный момент. Точно так же как с маршрутом — его можно верно выстроить, если четко обозначишь место отправления.

Для бизнесмена эта картинка складывается из цифр, которые показывают результат действий за последние полгода. Среди основных показателей:

  • стабильный уровень выручки;
  • объем продаж;
  • средний чек;
  • стоимость привлечения одного клиента;
  • необходимое количество выполненных заказов, которые обеспечивают доход.

Таким образом, на каждом этапе, оперируя пятью показателями, можно рассчитать обеспечиваемую на текущий момент конверсию. Эти же показатели позволят разглядеть возможные точки для роста.

Например, когда вы понимаете, что прибыль не растет уже 2-3 месяца, это может говорить о том, что пора развивать бизнес. Есть два варианта:

  • Повлиять на маркетинг: увеличить конверсию, поменять стратегию или запустить какой-либо проект.
  • Остановить продажи на одну-две недели и провести кастдев, проблемное интервью с клиентами. Такой способ позволяет выявить слабые места, которых вы не замечали и даже получить ценные подсказки от клиентов о том, как улучшить продукт или что добавить.

Понять и принять меры

Бизнес функционирует как единый организм, в котором все системы работают в одной команде, слаженно и оперативно. Поэтому необходимо, чтобы каждый бизнес-процесс отвечал поставленным задачам.

Чтобы понимать бизнес-процессы, предпринимателю следует последовательно разложить каждый на этапы и описать их. Затем нужно на каждом этапе оценить эффективность выполнения работы и конечный продукт, за который отвечает каждый сотрудник. В процессе разбора может выясниться, что из всего отдела продаж всю прибыль обеспечивают лишь двое сотрудников, а маркетинг не работает — все новые клиенты приходят благодаря сарафанному радио.

Кроме того, стоит понимать, что одним из важнейших бизнес-процессов становится работа бухгалтерии, которая занимается своевременным обеспечением сотрудников, государственных структур и клиентов необходимыми документами. Сейчас на эффективность работы руководителя компании влияет даже то, насколько своевременно администратор предоставляет отчеты.

Аналитика — наше всё

Основной инструмент для изучения любого вопроса, в том числе и эффективности работы компании, — это сведение, подсчет и анализ цифр. Чтобы видеть, сколько нужно продать, чтобы получить прибыль, нужно внедрять аналитику каждого бизнес-процесса. Это сделает всю работу более прозрачной.

Также предпринимателю обязательно нужно считать выручку, постоянные и переменные затраты, маржинальность и лишние расходы. Для этого необходимо понимать финансовый учет.

Кроме того, в разрезе воронки продаж качественный анализ помогает понять, кто из сотрудников приносит компании прибыль, а кто, наоборот, убытки. Так, если дело стопорится и никак не развивается, то есть большая вероятность, что это происходит из-за непонимания воронки продаж.

Сколько стоит час

В отсутствии четкой структуры и автоматизации процессов бизнес не может активно развиваться. Так, например, выручка может застрять в среднем на 1 млн руб. только потому, что руководитель берет на себя большинство задач — он назначает и проводит встречи, занимается отчетностью, ведет маркетинговые процессы. Поэтому нужно, оценив стоимость своего часа, грамотно делегировать часть задач — тогда бизнес сможет развиваться.

Например, составлять календарь и вести отчеты можно поручить ассистенту, освободив себе 1-2 часа в день. Таким образом, в месяц у руководителя появится 60 свободных часов, которые он сможет потратить на задачи более высокого уровня.

Подбор специалистов

Грамотные специалисты, очевидно, играют одну из важнейших ролей в функционировании бизнеса. Далеко не все способны оперативно перестраиваться в стремительно меняющихся обстоятельствах и анализировать деятельность компании. Для этого нужны компетентные сотрудники, эксперты, представители других бизнесов. С ними можно консультироваться, чтобы устранять недочеты.

Здесь есть показательный пример — когда популярные соцсети были отключены на территории России, бизнес столкнулся с проблемами, трафик просел и аудитория брендов уменьшилась. Нужно было оперативно осваивать другие медиаплатформы, но не каждый таргетолог смог быстро адаптироваться и найти инструменты, подходящие для других соцсетей. В этом случае помогали сторонние специалисты, эксперты по конкретным площадкам — они подсказывали, как эффективно развиваться на той или иной площадке.

Больше полезных статей об эффективности — в Контур.Журнале.