Такое определение дали своей работе авторы ленты «Последний гейм» (1982). Задумка сценаристов в целом была неплохой, да и герой выбран неординарный — успешный теннисист (и это, кстати, едва ли не единственный советский фильм, где главный герой теннисист), причём успешен он не только на корте, но и в работе. Правда, в какой-то момент успехи, чрезмерные амбиции и желание легко обогатиться заводят парня не на ту дорожку, и в результате все заканчивается трагедией. Но это лишь одна сюжетная линия. Сразу стоит оговориться, что
«Последний гейм» не получился, аудиторию собрал небольшую и сразу же забылся. Совпадение или нет, но для режиссёра Юрия Слупского он стал последним во всех смыслах: за следующие 30 с лишним лет карьеры Слупский больше ничего не снял.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Авторами сценария были сам Юрий Слупский и его соавтор писатель Владимир Чёрный, за основу они взял повесть «Поражение» Юрия Теппера. Для режиссёра картина стала второй в жанре детектива, хотя большей частью он снимал фильмы производственные, социальные, обсуждающие место человека в обществе. С детектива режиссёр начал карьеру в кино: в его первой и самой успешной ленте «Ночной мотоциклист» (1973) речь шла как раз о работе милиции.
Сюжет «Последнего гейма», поначалу обещает нечто интригующее: молодой человек Игорь Балагура возвращается домой после длительного отсутствия. Он много лет прожил в семье друга (и нигде причин этого не объясняется) и ждёт-не дождётся встречи с близкими. Прибыв, он узнаёт, что его друг Стас погиб, а отец Стаса Викентий Ильич, фактически заменивший Игорю отца, находится в больнице. Выясняется, что
Стас совершил самоубийство, но перед гибелью связался со странной компанией. Эта компания состоит вроде бы из приличных мужчин, а ещё в неё входит красивая девушка Наташа, дочь ректора, теннисистка, невеста Стаса (она, правда, говорит, что была его любовницей).
Игорю кажется, что эти люди подозрительны и что именно отношения с ними привели Стаса к самоубийству, он решает во всём разобраться самостоятельно. Не рад такому рвению молодой следователь Виктор Аверин, ведущий дело Стаса. Но Игорь, несмотря на просьбы Аверина, продолжает своё «следствие» и это, конечно, закончится для него не самыми приятными приключениями, но истина ему всё же откроется. Не без помощи Аверина и отца Стаса Викентия Ильича. А ещё поможет Наташа, с которой у Игоря намечаются романтические отношения.
Первым получил приглашение сняться в «Последнем гейме» Николай Гринько, участвовавший в дебютном «Ночном мотоциклисте»Юрия Слупского. Но почему-то актёр, играющий отца погибшего Стаса, тут говорит чужим и совсем не подходящим голосом, это изрядно портит впечатление (есть мнение, что голос принадлежит Константину Степанкову. Точной информации не нашла. но похоже).
Та же история и соседкой в исполнении Людмилы Ивановой: её тоже озвучила другая актриса (сначала казалось, что Валентина Талызина, но точно нет).
На роль Игоря Балагуры утвердили дебютанта Виктора Сарайкина, Стаса сыграл Александр Заднепровский,
Наташу — Елена Габец, тоже молодая начинающая актриса.
В других ролях Всеволод Гаврилов, Павел Морозенко, Евгений Паперный.
Особый интерес вызывает актёр, сыгравший следователя Аверина. Это Сергей Подгорный, тот самый застенчивый лейтенант Щедронов-«Смуглянка» из легендарного фильма Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”» (1973). Это был дебют Сергея Подгорного в кино, тут же сделавший его всесоюзной знаменитостью.
Увы, несмотря на обширную фильмографию больше ролей такого масштаба актёр не сыграл, режиссёры почему-то предлагали ему второстепенных и не слишком заметных персонажей,
такого же тусклого героя Подгорный сыграл и в «Последнем гейме».
Премьера картины Юрия Слупского состоялась в начале 1982 года. Интереса она не вызвала ни у зрителей, ни у критиков. И фильм действительно, скажем так, средний. Герои плоские, говорят большей частью шаблонными фразами, порой с неуместным пафосом и напыщенностью. В целом
диалоги отдают какой-то излишней театральностью, вычурностью, порой создаётся ощущение, что это не бытовой разговор приятелей, а речь с трибуны.
А главная героиня Наташа, похоже, девушка не в меру экзальтированная и в принципе не умеет нормально общаться, от эпизода к эпизоду впадая то в уныние, то в истерики, и эти её перепады начинают в конце концов раздражать. Резюмируя, могу сказать, что
«Последний гейм» — неудачная картина, слабая и как драма, и как детектив, с предсказуемым морализаторским финалом.
Для однократного просмотра и чисто из исследовательского интереса подойдёт (например, чтобы вспомнить, каким был в СССР детский спорт, как работали научные институты, как любители спорта совмещали хобби и работу и, конечно, как заманивали в свои сети обывателей коварные фарцовщики), но не более.
А вы помните другие фильмы, где героями были теннисисты? Мне в первую очередь вспоминается красавица Ольга Винтер из теледетектива «ТАСС уполномочен заявить» (1984) в исполнении Ирины Алфёровой и самая обаятельная и привлекательная Надя Клюева, любительница настольного тенниса.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке: