Дон Хуан использовал по отдельности и при разных обстоятельствах три галлюциногенных растения:
кактус пейот (Lophophora williamsii), содержащий мескалин;
траву дурман (datura inoxia), содержащую скополамин;
гриб строфария (psilocybe mexicana), содержащий псилоцибин.
Свойства этих растений были известны индейцам задолго до появления европейцев. Применение: просто ради удовольствия, достижение экстаза, лечение, колдовство.
В контексте учения дона Хуана пейот употреблялся для знания правильного образа жизни и постижения высшей мудрости, а дурман и строфария давали силу (энергию, могущество, власть), что обозначалось словом "союзник".
Важность этих растений заключалась в способности вызывать в человеческом существе особое восприятие действительности. Таким образом, через целый ряд особых состояний учитель подводил Карлоса Кастанеду к раскрытию и проверке знаний магов древней Мексики.
Ценность растений, определяющаяся их способностью вызывать поток специфического восприятия, выражалась в том, что переживание этого потока раскрывало мир магии, позволяло удостовериться в его реальности и адекватно отнестись к путешествиям в другую реальность, признав её безусловные достоинства. Карлос назвал эти переживания "состоянием необычной реальности", кардинально отличающейся от повседневной, обыденной.
Сама природа этих состояний определяет их различие — обычная реальность задействует совершенно иные нейронные связи и клеточные структуры организма. Однако дон Хуан убеждал, что СНР должны расцениваться как абсолютно реальные, хотя их реальность крайне далека от обычной. Он считал, что переживание необычной реальности — единственный способ практического освоения магии и обретения силы. Именно этой главной цели подчинены все прочие компоненты учения.
Основной критерий, определяющий отношение мага к людям, вещам, событиям и явлениям — это отсутствие либо наличие в них силы.