У меня сегодня второй День рождения. Как я выжил на СВО. История моего ранения

44K прочитали

Фото сгенерировано ИИ
Фото сгенерировано ИИ

Год назад в этот день я получил тяжëлое ранение. Что думаю об этом, спустя год?

Пишу эту публикацию, а сам смотрю на время и вспоминаю, что я в это время делал год назад - прошли минное поле и заскочили незамеченными в село.

Накануне вечером мне устно сообщили, чтобы я со своей группой прибыл в расположение командира направления для получения боевой задачи. 

Новость для меня была скажем так "не очень". Почему? Потому что в тот день я получил пополнение - группу 6 человек. Все только из учебки. По себе знаю, что идти в бой практически с ходу очень тяжело.

В 5 утра мы, собрав пожитки, а точнее всë оставив на старой позиции и забрав по штурмовому рюкзаку и БК, были в расположении командира направления. Перед этим прошли по своей лесопосадке и перебежав поле в посадку напротив, где был "штаб".

Там мне дали бумажку с "заданием". В ней были указаны координаты "точки", которые я должен был забрать у противника. Скажем так - не густо, всего один крайний дом.

Вы спросите, а как же рации, гаджеты, которые используются в компании? Всë это было, но как сказал командир, будущий герой ЛНР: "Что-то я связи не доверяю".

Мне дали "проводника" - это был старший группы эвакуации. Он проводил нас до крайней точки наших позиций. По пути мы видели следы недавних штурмов, проходили отбитые у противника укрепы.

Мы шли по посадке, которая находилась слева от моих старых позиций через поле. Когда там был противник, я, будучи наблюдателем, наводил арту из своей посадки, на позиции в посадке, по которой сейчас я шëл со своей группой.

Было интересно осматривать то, что я наблюдал в бинокль. Ага, вот это высокое дерево, которое я использовал, как ориентир, под ним окопы. Значит я правильно делал, просив накидывать туда морковки (миномëтные мины), заметив движение или доносимые ветром звуки.

Сейчас эти окопы занимали наши группы. Нас провожали взглядом и желали удачи. Все понимали, что мы идëм вперëд.

Наш путь шëл через глубокий овраг. Слева и справа были возвышенности. Согласно полученным указаниям, там находились наши передовые группы.

Я связался с их командирами, а потом полез на холм слева от себя, чтобы посмотреть в бинокль, где этот чëртов дом, что мне надо забрать и где противник.

М-да, мало времени 15 минут посмотреть в бинокль, очень мало... для оценки ситуации. По рации меня "подталкивали вперёд". И это, в принципе, правильно. Утром все пьют чай и кофе, а потом выпускают "птичек" и группу могли в любую минуту раскатать артой.

Надо было быстрее двигаться вперед. Мне придали ещё несколько человек, и мы двинулись по дну оврага. Овраг вклинивался в село и местные жители скидывали туда мусор. Короче, в конце оврага была сельская помойка.

Идея была такая: получив устное указание на штурм, тем самым убрали риск радиоперехвата противником. Путь через овраг - риск, но одна из соседних высот была наша. Оттуда прикроют или наведут арту. Как раз с неë я и обозревал окрестности.

Командир группы на высоте меня в этом заверил (потом узнал, что зря я надеялся).

Овраг был густо засыпан лепестками(противопехотные мины) и противник предполагал, что через него никто не пойдëт. Да и сплошной линии фронта нет, всегда есть "разрывы". Вот мы по нему и шли.

На высоте оставил одного «деда» (за 50) со своей группы, он не мог ходить. Он не 500 (струсил), ещё на предыдущей позиции еле ходил, но был классным наблюдателем.

Шли по оврагу, нашли кучу лепестков по ходу движения. Пометили белыми салфетками, которые я таскал всегда с собой.

Продвинулись вперëд. До села 100 метров, может чуть меньше. Понимаю, что мы далеко ушли, и нас могут отрезать. Взбираюсь из оврага повыше и нахожу неплохое место для группы.

Оставляю там несколько человек для связи, возможного подноса БК и контроля за местностью. По моим расчëтам, мы уже прошли линию укреплений противника, находившуюся от меня на правом фланге.

В этой группе я оставил уже действительно деда проектанта за 60 лет.

Да, и такие там воевали.

И вот помойка, мы подкрадываемся и взбираемся по мусору из оврага.

Под деревьями нашли неплохое укрытие для наблюдения. Я был там с передовой группой из 6 человек.

Рассадил людей, подтянул ближе, следовавших позади.

М-да, работа командира... нервная.

Всë чисто. Обычное сельское утро. Тишина была звенящая.... Больше всего этого не люблю.

Принимаю решение перейти дорогу у помойки и занять какой-то полуразрушенный кирпичный сарай. Подтянул пулемëтчика, указал ему сектор обстрела. И сказал, что делать - прикрывай парней.

Первая тройка, во главе с моим ЕДИНСТВЕННЫМ опытным парнем, согнувшись в три погибели, проскочили дорогу, разделяющую помойку и сарай. Пять минут осмотрелись и махнули - чисто.

И вот уже точка моего задания - садовый домик. Также перебежкой подкрались, зачистили, прикрывая. Пусто. Начал частями "перекатывать" всю группу.

Оставшихся пару человек из оврага в помойку, из неë к сараю и в дачный домик. Как ни абсурдно будет звучать, но "помойка" имела, по моему представлению, стратегическое значение.

Во-первых, это уже проверенный путь. По нему можно получить подкрепление, вытащить 300 (в последнем убедился сам).

С высот могли прикрыть товарищи.

Во-вторых, она подходила вплотную к дороге, которая, согласно карте на гаджете, вела в том числе к крупному укрепу за пределами села - это "Шар" и локации железный лес (кто был, тот поймëт) и была важной для самого села. А из этого неблагозвучного места я, оставив там несколько человек, мог еë контролировать.

Доложив, что "задание выполнено", стал ждать. Ну, не ждать, а продолжать расставлять людей для обороны. Эта "тишина" меня угнетала.

Осмотрели дачный домик. Он был разрушен попаданием, но дыра была заделана шторой. То есть он был обжитой. Вплотную к нему располагался вход в глубокий подвал со спуском в виде полноценной лестницы. Внизу диван и стеллажи с консервами и домашними заготовками. Лежали влажные салфетки. Наш противник этот домик использовал. Я ждал возвращения "хозяев".

В это время мне дали указание ожидать пополнения и встретив, брать под своë руководство и "рассаживать" по местам.

Пока ждали пополнения началось "доброе утро" - заработал Сапог (СПГ) противника. В рации слышал, что отрабатывали по одной из наших групп в жëлтой зоне.

Расставляя людей, увидел, что есть лестница на чердак, а там хорошая позиция для наблюдения. Посадил туда наблюдателя.

Этот наблюдатель мне и сообщил, что видит выходы из СПГ, я как раз их слышал и дал азимут по рации. А тут удача - даже видим.

Метнулся на чердак. А там смотрю в бинокль на место, что указал мне наблюдатель. Ожидание и точно - выход пороховых газов. Дальше дело техники, гаджет, отбиваем координаты по рации и ждëм... По рации мне: "Наблюдай первый". Слышу свист и вижу разрыв.

М-ля, как хорошо для первого... Корректирую: "Разрыв от цели запад 20, юг-10"

В ответ: "Принял. Наблюдай". Свист и разрыв примерно в том же месте, где был выход из Сапога. Он, кстати, после первого разрыва замолчал.

Почему "примерно"? Обзору мешали кроны плодовых деревьев. СПГ больше не подавал признаков жизни. Уверен, что парни, по кому он работал, слыша мой радиообмен с артой, были мне благодарны.

В итоге мне дали указание взять ещё несколько точек, получается в тылу за позициями противника, двигаясь не по крайней к посадкам улице, а по следующей.

Подходили группы, я их "перекатывал" по такой же схеме в село, а зам с передовой группой зачищал постройки в селе. По ходу сообщал о своëм продвижении "отбивая точки" - сообщая свои координаты и координаты расставляемых мною групп в занятых дворах с дачными домиками.

Всего у меня было 5 групп по 6 человек в каждой.

Расставлял их так, чтобы каждая группа могла прикрыть соседнюю огнëм и контролировала подходы не только к себе, но и соседям.

Объяснил, что подвал, коих там много, при артобстреле - это хорошо. Но, когда мы находимся по факту в тылу противника, там может находится не больше 1-2 человек для короткого отдыха. Остальные бдят на 360°.

Эх, как же хре... во, когда люди только пришли из учебки и ещё не понимают, не знают, точнее не осознают, что такое боевые действия.

Для них всë спокойно и начинают думать "не так всë страшно, как говорили...", врагов нет, зато есть подвалы безопасные и удобные, да ещë и с едой. Ну просто класс.

Стал замечать, что охранение уже не бдит, не мигая в возможную сторону появления противника, а все чаще смотрит, что же делают соседи, которые курят или начинают открывать съедобные "трофеи".

Пока одну группу построил и облаял, приведя в чувство, другая расслабляется. Ну не знают они ещё пока, как за одну секунду спокойная обстановка, может превратиться в полный писец...

И вот передали крайнюю точку, где надо закрепиться. Пошли зачищать.

По пути осмотрели несколько сараев, брошенную машину с пулевыми отверстиями. Потом прошли линию окопов, которую видимо противник выкопал заранее, чтобы занять их при отступлении.

И вот двор из двух домов и спуска в подвал, вход, в который выкладывают кирпичом, как сарайчик (первый раз подобное на сале увидел).

Самое интересное, что мне дали указание двигаться тихо, "разнюхать". Поэтому мы крадëмся. Двор на вид обжитой.

Заходим. Блокируем вход в подвал. И осматриваем домики... И вот слышу от бойца около себя: "Руки.., иди сюда..., молча иди".

Из домика выходит трясущийся мужик, лет 30-35 в шлепках и трусах. Ещё мысль - гражданский? Но на секунду задержал взгляд на нëм - нет. На теле куча татух с "вилками" (герб противника) и другой армейской символикой. Короткий разговор, выясняяем, что у него есть напарник, и он в доме.

Но тут боец, блокирующий подвал, подаëт сигнал - там движение, бросаем РГД 5. Глухое ПАФ, ПАФ. Почему два раза? Для нас тоже приготовили гранату. Видимо чухнул, что во дворе "гости". Но мы были быстрее.

В итоге 200 офицер одного из нацбатов, а его напарник, который не вовремя пошëл до ветра в дом, попал в плен. Трофеями были документы, рации, гаджеты, снаряга, оружие. Но главное - информация от языка, где у них находятся позиции, сколько их.

Мы видимо наткнулись на "квартиру" для отдыха офицера и солдата (звание не помню) . Ночевали они в подвале, а кушать и в туалет ходили в дом.

Доложил командиру. И мне сказали - жди, принимаем решение.

Дальше началась "административная" работа. Снова расставил бойцов на "фишку", кто куда должен смотреть и что делать. Противник был буквально в 50 метрах. Потом сел наносить "точки" противника на гаджет, передавать их командиру.

По рации пришло: «Можешь ещё разнюхать на мягких лапках?»

Я: «Куда нюхать?! У меня 30 человек под боком, тихо не получится»

Оставив группу в захваченном дворе, вернулся в первое строение, проверил парней, раздав пиз…ей за расслабленность. Дождался группу эвакуации, которая забрала пленного. Дал ему одеяло из подвала. Он контрактник, воевал с 2014 года.

Вернулся к головной группе. И там снова гаджет, точки...

И стал замечать, что парням всë так легко и просто.

Я бойцу на фишке: "Че ты на меня пялишься, смотри на улицу, враг там! А не во двор на меня!"

В ответ: "Угу, угу".

Так повторялось несколько раз.

Ко мне подходит мой единственный опытный боец и говорит: "Не нравится мне это, что-то будет...".

Я понимаю, что мысли у нас сходятся, изнутри что-то накатывало липкое и холодное.

Краем глаза замечаю, что на нас пялится другой "фишкарь".

"Бл... Да, какого х... на меня смотреть!". Успокаиваю мыслью, что "фишка" из предыдущего сарая, палит подход к нам и всë ок. Как же я ошибался...

По рации объявил запрет на передвижение между позициями (точками) без доклада. Так можно было точно знать - идти по улице может только противник.

Ну вот всë предусмотрел... всë хорошо. Но не предусмотрел де...ла, на которых у меня аллергия. Они хуже противника.

Я находился во дворе из двух домов и входа в подвал. Нужна была связь, а связь была очень плохая. Мы были дальше всех. Докладывать приходилось через 3 руки - парней, кто был ближе к нам.

И вдруг в голове: "Уйди за угол!!!". И внутри кричит какой-то зверëк...и чувство страха, я встаю делаю два шага к углу дома... мне не хватает секунды....

Боль... и крик, мой крик, от которого мне же и заложило уши.

Не верьте тем, кто говорит, что можно терпеть, есть боль, которая Вас и не спросит, терпеть или нет. Вы просто орëте на автомате. Видел подобное на видео с попаданиями в людей - мне знакомо.

Самая сильная боль - это когда перебивает кости, не описать словами. Мне перебило руку. Я упал.

Видимо офицер не вышел на связь и его пошли искать. И наткнулись на нас и моего.... мать его фишкаря, который, кстати, тоже схватил пулю.

Я упал, бойцы из пополнения, визжат и в панике. Это, к слову, о том, что не все поняли, куда они попали. Схватил правой рукой свой АК12 за пистолетную рукоятку. Хочу левой за цевьë..., а не могу. Левая рука лежит и не шевелится. Боюсь посмотреть, вообще крепится ли она к плечу или нет.

Про себя "Господи, помоги" и пытаюсь пошевелить пальцами. Шевелятся! Фух. Кладу АК на ляжку и стреляю.

Противник пришëл к нам через сады и спалил нас во дворе, ну и логично, что человека с рацией-командира надо снять первым.

Я ору «Стреляйте!» и поливаю в сторону противника, к нам подошли очень близко. Мои очухались, к стонам и крикам присоединилась пальба.

Тут моя нога дëрнулась, пока я лежал на земле и стрелял. Штанина быстро начала краснеть. Странно, что боли почти не почувствовал - адреналин. Меня хотели добить.

Пытаюсь ползти за угол дома, отталкиваясь одной рукой и ногой. Глядь, а за углом прижался к дому мой боец.

Кричу: "Х..ли смотришь! Тяни меня за дом!"

Знаете, крепкое слово приводит людей в чувство. Затянул. В это время, стрелковым боем руководит командир одной из моих групп. Я перетягиваю целой рукой себе выше раны плечо, чтобы остановить кровь.

Говорю своему помощнику: «Перетягивай меня!»

В ответ: «Я не умею!»

Писец!

Снова мат, говорю, что делать. Помогает мне.

Кое как смог перевязаться. Но опять пришлось крикнуть, увидев, что он хочет меня перевязать ,поверх формы: "Я тебя прик.....чу!"

А в это время, в дачный домик, где взяли пленного, залепили из граника. Понимаю, что нас обложили. Проверяю, где граната...

И рация, где моя рация?! Только она может нас выручить. А она валяется во дворике. Буквально в паре метре от меня. Дай мне рацию. Говорю бойцу, мотавшему меня. Он лупит на меня и ничего не делает. Повторяю: "Дай, мне, б.. ть, рацию, пока нас тут всех не за.... ли!" О чудо, мне подали рацию.

Пытаюсь выйти на связь. А мне, оказывается, уже давно кричат, услышав пальбу: "Что там у вас?!"

Отвечаю, уже зная потери, "Нас обложили. 3 - 300 (пулевые), 1 - 200 (выстрелом из гранатомëта, я потерял опытного бойца, который почувствовал беду первым). Я вытекаю. От моей точки 50 метров на север киньте улитку" (короб гранат автоматического гранатомëта).

Потом мне уже скажет товарищ, слыша радиоэфир: "Первый раз слышу, чтобы так спокойно говорили...".

И тут услышал тых, тых, тых, тых и шипение ВОГов, пролетающих над головой и их разрывы. Противник заткнулся. Я дал по рации ещё пару корректур и запросил группу эвакуации.

А тут полетели польки... от них у меня несколько мелких осколков. Но тут снова выручила рация и компас. Дал азимут, заработала наша арта и все стихло.

Тут подбежала парни, погрузили на спальни и меня потащили, двое других смогли идти сами, но об этом я уже писал.

В итоге, уже находясь в госпитале, я собрал всю картину этого дня в единое целое.

Да, фишка моя из новичков накосячила и подпустила противника почти вплотную. Видимо смотреть, что делает командир интереснее, чем в сторону противника.

Группы, которые я оставил по пути в домах и постройках, не контролировали и не просматривали подходы ни к головной группе, ни даже к себе. Они все сгрудились в подвалах. Там не было никого с мало-мальским опытом.

Группа на высоте, командир которой меня обещал поддержать - отдельная история. Я через несколько дней в госпитале встретил "деда", которого оставил из-за ног на той высоте. Он сказал: "Я видел, как по вам накладывали и откуда. Доложил командиру, что надо помочь, хотя бы навести арту. А он ответил: "Сами разберутся". Видимо решил по мне не стреляют, вот и не буду о себе напоминать... Целее буду.

Ему эта позиция не помогла. На следующий день их атаковали. Деда моего ранило, а что с той Редиской случилось, не знаю.

Я в итоге, находясь в госпитале, увидел видеорепортаж, где боец компании рассказывал о том, как в первый день штурма села зашли, захватили несколько зданий и взяли ценного пленного, который дал много информации. Все бы ничего, но он рассказывал как ОН брал, а я узнал его по голосу. Этот человек никогда не водил сам группы на штурм и был на второй линии. Обидно.

Из выводов и советов по этой ситуации:

Идти на задание с новичками нельзя. Были причины, почему это сделали, но это крайность. Люди к передовой должны привыкать. Сначала в желтой зоне, потом ближе, потом пострелять, побыть под обстрелом. Увидеть первую кровь, а только потом на штурм. Они так становятся ответственней.

Группы новичков разбавлять хотя бы одним опытным, сделав его командиром. Если только "новичок" не прошёл две чеченских, но это исключение.

У командира должен быть боец-планшетист, который будет забивать точки в гаджет командира. Шифровать сообщения для вышестоящего руководства и диктовать их по рации. Я потерял на этом слишком много времени и подстрелили меня за этим делом.

В учебках должны давать азы тактики на уровне отделение-взвод-рота с решением конкретных задач. Типо задача: захватить несколько домов в селе или окопы в лесополке и т. п.

Не ходить "до ветра" без оружия на примере незадачливого нацика.

Ну и в моëм случае выкинуть из головы фильм "Чапаев", где Василий Иванович на примере с картошкой показывает Петьке где должен быть командир. Не должен он быть впереди. Читать интервью с тем самым хирургом, который спас мне жизнь

Там опыт даëтся слишком ДОРОГОЙ ценой.

С вторым Днëм рождения меня!

Данный отрывок будет использован в моей книге.

P. S. Сегодня получил компас от подписчика в подарок, как раз ко Дню рождения.

Фото из архива автора
Фото из архива автора

Чуть позже выложу видео с примером определения азимута цели и арткорректировки.

Спасибо, Павел! Читать далее

Кто хочет, может тоже присоединиться к поздравлениям автора канала👇👇👇

Подписывайтесь на мой телеграм

Читайте также: